«Все надеются, что к пенсии смогут иметь счёт в банке и несколько квартир». На что айтишники собираются жить в старости

29 комментариев
«Все надеются, что к пенсии смогут иметь счёт в банке и несколько квартир». На что айтишники собираются жить в старости

Пенсионная тема в стране — горячая. Денег в ФСЗН хронически не хватает — так, что чиновники то и дело вспоминают о недостаточных отчислениях топ-менеджеров и резидентов ПВТ. На доходы айтишников, в отличие от банкиров, государство, правда, не покушается, льгота по платежам в Фонд остаётся залогом высоких зарплат.

Она же означает, что пенсии айтишникам светят такие же, как и прочим смертным белорусам — не выше средних. Скептики возразят: даже если бы взносы айтишников рассчитывались от полных зарплат, на размере пенсии это бы не сказалось, — и будут правы. Проверьте на пенсионном калькуляторе: мужчина, отработавший 25 лет и получающий среднюю зарплату (1071,6  рубля по итогам мая 2019 года), может рассчитывать на 317 рублей пенсии, тот, кто получает четыре средних зарплаты — на 342 рубля. 

Однако же это не отменяет вопроса: на что айтишники собираются жить на пенсии? Средний возраст белорусского ИТ-специалиста — 29 лет, и пусть до старости ещё далеко, задуматься о ней уже пора. Спросили айтишников, как они готовятся к пенсии. Каждый второй, включая тех, кому за 40, ответил односложно: «никак», «не думал об этом». Но нашлись и такие, кто не только думает, но и действует.

Арсений Емчик, сооснователь CleverLabs:

— Я поговорил со своими сотрудниками — никто не задумывается о пенсии на данный момент.

Средний возраст сотрудников в нашей компании — 26 лет, нас 25 человек. Все надеются, что к пенсионному возрасту смогут иметь счёт в банке и несколько квартир, которые будут сдавать в аренду. Но вряд ли возможно такое долгосрочное планирование.

Наша компания является резидентом ПВТ, мы уплачиваем взносы со средней заработной платы по стране, то есть не можем претендовать на повышенные пенсионные выплаты. Но разница между минимальной и повышенной пенсией составляет около 50-70 рублей, это несущественно.

Интересно, что на данный момент ИТ-пенсионеров нет. Эта сфера довольно молодая, и ещё нет примеров того, чем могут заниматься ИТ-специалисты на пенсии. Программисты идут по карьерной лестнице, становятся лидами, архитекторами, переходят в руководящий состав. Я работаю на проекте, где архитектору-американцу 58 лет, и он отлично справляется со своими обязанностями. Возможно, он сможет/захочет работать и на пенсии.

Я считаю, что наиболее стабильным вложением сейчас является недвижимость.

В пожилом возрасте она может приносить неплохой пассивный доход. Стоимость аренды квартир неуклонно растёт, однушку сейчас сдают за 250-350 у. е. Ещё очень выгодным вложением является покупка офисов и их сдача в аренду.

Павел Зимогоров, Delivery Manager в EPAM:

— Давным-давно, когда я только начинал работать и доллар стоил около 2 тысяч, моим знакомым дали поучаствовать в одной серой схеме. Всего механизма я не знаю, но внешне она выглядела так: они получали по ведомости около 3 миллионов рублей, забирали себе пару процентов, а остальное отдавали. Для ребят это была «подработка». Больше всего их радовало то, что им в пенсионный зачёт идет сумма, в пять раз превышающая их зарплаты. Однако время шло, эти 3 миллиона превратились в нынешние 300 рублей, и у всех сложилось чёткое понимание, что в нашей стране, если хочешь достойную старость, на пенсию рассчитывать бессмысленно. 

Зная переменчивую натуру нашего государства, я стараюсь не доверять ему деньги надолго. Пока были нормальные проценты по валютным вкладам и их можно было забрать в любой момент, держал сбережения на депозитах. Теперь основной инструмент — индексированные псевдовалютные облигации. Они позволяют иметь фиксированную доходность в 4-7% в зависимости от эмитента. Примерно треть облигаций — «Беларусбанка» (too big to fail), остальные — корпоративные. Те индексированные в валюте облигации, что размещаются через Lacerta, предлагаются под 6-7% годовых. В свое время «Евроопт» давал 10%, «Лодэ» — больше 8%.

Также в ближайшее время планирую заключить договор инвестиционного страхования. Склоняюсь к «Стравите». Хочу застраховать свою пенсию и 18-летие детей. По своей сути, тот же вклад с процентами, но позволяет получить всю сумму при наступлении страхового случая.

Вячеслав Костиков, Director of Engineering в Wargaming:

Для меня все достаточно просто. Мне 37. Я работаю в быстрорастущей сфере и считаю, что только подхожу к пику. В последнее время периоды накопления у меня сменялись периодами трат и инвестициями в семью: квартиры, машины, образование для детей — туда уходила значительная часть. Сейчас этот период заканчивается, вернее так: дети и их образование остаётся, но материальная база уже подготовлена. 

Я не задумывался о пенсии — ещё рано. Вообще рассматриваю пенсию как уход в несколько иную сферу. Не представляю, что буду не работать и жить на какие-то сбережения. ФСЗН и госпенсия — это для меня сказка, я их не учитываю в своих рассуждениях вообще. Персональные пенсионные счета? А кем бы они гарантировались — неким частным пенсионным фондом? Тогда может быть, но нужно изучать вопрос. Если гарант — государство, то почти наверняка — «нет».

О пассивном источнике дохода я тоже ещё не думал. Инвестиции в недвижимость — мне это кажется странным. Да, у меня есть недвижимость, но она мне нужна для жизни, а не для возврата инвестиций в будущем.

У супруги есть свой бизнес — рекрутинговое агентство, и я туда инвестирую некоторую часть своего времени. В будущем, думаю, это станет неким семейным делом.

Артём, дизайнер:

— Мои родители проработали почти всю сознательную жизнь, с перерывом в начале 90-х. К пенсионному возрасту оказалось, что и бумаг им не хватает, чтобы подтвердить стаж, и не весь стаж идёт в зачёт. Моя история будет похожей: к 32-м годам у меня есть пенсионные счета в трёх странах. Но путешествие для оформления бумаг наверняка обойдётся в сумму, которую они мне начислят лет этак за 15. 

В Беларуси мой пенсионный стаж — всего шесть лет. Уверен, в будущем тенденция работать по контракту в РБ один год из трёх сохранится. В старости буду получать свои минимальные $50, так что вся надежда на собственные накопления.

Если представить, что через год я потеряю возможность хорошо зарабатывать, накопления будут выглядеть так: 

  1. Две квартиры в Минске. Это не очень рациональное вложение с точки зрения прибыльности. Но в кризисные годы сохранялась тенденция: аренда квартиры равна реальному прожиточному минимуму. Это неплохой парашют.
  2. Средства для оплаты налогов каждый месяц перевожу на банковский депозит. К маю (я — физлицо) там накапливается около 20% моего среднегодового заработка. Больше 12% в год — соблазнительная процентная ставка. Но даже с таким процентом в рублях я держу деньги только потому, что государство в рублях счёт и выставляет.
  3. Свободные деньги разделены 50/50 между валютными депозитами (в белорусском банке) и акциями международных компаний: Miscrosoft, EPAM, Tesla, Mastercard, Газпром, индексы Dow Jones 30, S&P. Акции также разделены между двумя площадками: банковское доверительное управление и собственные решения. Собственные решения принимаются на местной криптобирже. На днях как раз можно будет проверить, насколько прозрачно у них реализовано получение дивидендов. 

Ностальгирую по экономике и открытому рынку EVE Online, поэтому на той же currency.com попробовал зарабатывать арбитражем, без плеча. Около 1% вложил в крипту — пока в плюсе… Пару раз уже спасал адекватный stop loss, так что не думаю, что потеряю много. В этой истории пугает только азартность происходящего.

Сергей Зеневич, собственник компании SoftTeco:

— В молодости мало кто задумывается о пенсии. До 30 ресурсы лучше вкладывать в себя, в своё развитие, обучение и развлечения. А вот когда тебе стукнет 30, то самое время подумать о том, что еще пару лет казалось таким далеким.

В SoftTeco не предусмотрено какое-то специальное пенсионное страхование или дополнительные накопления. Каждый самостоятельно выбирает пути решения этой задачи. Однако компания значительно помогает и облегчает этот процесс. Мы обеспечиваем сотрудникам достойные зарплаты прямо со старта, а это значит, что уже с первого дня работы молодой человек делает хорошие отчисления в пенсионный фонд, даже не задумываясь об этом. Кроме того, наша зарплата позволяет вкладывать в далёкое будущее. Многие наши ребята покупают квартиры. Кто-то инвестируют деньги в облигации, депозиты, криптовалюту, акции. Некоторые используют страховки «ПриорЛайф» или «Стравита». Каждый решает пенсионный вопрос по-своему. Главное, что компания позволяет каждому позаботиться о себе.

Николай Арапов, СТО «СЕТС китайская электротехника»:

— На самом деле, пенсионные доходы пока никак не планируются, пенсионный возраст кажется ещё где-то очень далеко: до него 25 лет — это столько же, сколько прошло с моего 15-летия — вся взрослая жизнь. Основные инвестиции сейчас направляются на детей, и они не столько денежные (хотя есть траты на книги, курсы, спорт), сколько нематериальные — детям нужно внимание, и его хотелось бы вкладывать как можно больше. Из материальных же вложений — недвижимость, но не как чистая инвестиция, а как жильё, которым можно пользоваться и самим, и, надеюсь, потомкам. Из более рисковых вложений (и денег, и времени) — стартап. Есть один проект на ранней стадии, в котором я решил принять участие.

Какие ещё инвестиции возможны? Я собираюсь инвестировать в себя, в своё здоровье, физическое и психическое, чтобы вообще дожить до того времени, когда захочется активно не работать (или просто не будет возможности это делать), а также в свои скилы. Нужно также инвестировать в близких людей, от состояния которых зависишь и сам. Далее, если остались свободные ресурсы, можно, не изобретая велосипед, вкладывать туда же, куда вкладывают в развитых странах. Прежде всего, в низкорисковые сферы (та же недвижимость, необязательно в Беларуси), во вторую очередь — в более рисковые (например, доля в бизнесе, акции). Думаю, каждый может подобрать сочетание, которое близко лично ему. Как в казино игрок выбирает свою тактику (один ставит на красное или чёрное, другой покрывает фишками всё поле, кроме пары островков), так и в случае с инвестициями: кто-то, вложив 10% капитала в акции, будет годами переживать, что так рискнул, а другой и не почувствует — ему без риска жизнь пресна.

Алексей Новиков, ведущий разработчик в Spiral Scout:

— Я строю дом в лесу рядом с рекой, который собираюсь использовать как агроусадьбу для проведения различных семинаров по ЗОЖ, йоге, в том числе с детьми. На это планирую переключиться лет через десять.

Кроме того, откладываю примерно 10% доходов как будущие инвестиции, куда их направить, пока ещё не решил. Думаю, частные пенсионные фонды могут быть хорошим вариантом. Также можно покупать акции и биржевые индексы — я и сам сейчас в поиске хороших вариантов.

Александр Матвеенко, экс-руководитель минского подразделения MapBox:

— Я пенсию пока вообще не планирую. Наверное, потому, что собираюсь работать и на пенсии. В ИТ нет традиционной вредности от профессии, когда трудиться не получается из-за возрастных ограничений. И большинству айтишников нравится работать: это ведь не завод или фабрика, где люди вынуждены проводить часть жизни, чтобы выжить, и где работа воспринимается как «вытерпеть 8 часов, чтобы было на что прожить».

Что касается инвестиций, посмотрите на зарубежный опыт — есть пенсионные фонды, которые накапливают вашу пенсию при ежемесячных отчислениях и в качестве бонуса дают вам медицинскую страховку. Думаю, при желании можно самостоятельно отчислять часть зарплаты в небелорусские фонды. Вариантов много, вопрос только в доверии. 

По теме
Все материалы по теме

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Каршеринг Anytime приостановил работу в Беларуси. Пока до следующей недели
Каршеринг Anytime приостановил работу в Беларуси. Пока до следующей недели
Каршеринг Anytime приостановил работу в Беларуси. Пока до следующей недели
1 комментарий
МТС рассказал о компенсациях за неработающий интернет
МТС рассказал о компенсациях за неработающий интернет
МТС рассказал о компенсациях за неработающий интернет
Сооснователь PandaDoc финансово поддержит силовиков, которые уволятся
Сооснователь PandaDoc финансово поддержит силовиков, которые уволятся
Сооснователь PandaDoc финансово поддержит силовиков, которые уволятся
«Забить на прибыли и помочь сотрудникам». Юрий Гурский о ситуации в Беларуси
«Забить на прибыли и помочь сотрудникам». Юрий Гурский о ситуации в Беларуси
«Забить на прибыли и помочь сотрудникам». Юрий Гурский о ситуации в Беларуси
10 комментариев

Обсуждение

-1

Сколько там работодатели отдают в ФСЗН? 39%, но не более 5 средних по стране.
При условной 1000$ в месяц, 390$ в месяц отдаем г-ву.
За 25 лет стажа это 117 000$, которые можно было бы использовать на покупку квартиры и сдачу ее по 300-700$.
На этом арифметику можно закончить.

2

1. 35% идет в ФСЗН
2. В ПВТ 35% не от зп сотрудника, а от средней зп по беларуси, ~500$
3. 500 * 0.35% * 12(months) * 25(years) = 52500$

Допустим на пенсии жить в среднем 15 лет. Это примерно 52500/12/15~290$ в месяц.

0

И еще немного коррекции: в пенсию идет не 35%, а 28; 6% -- на выплаты по больничным.

Роман Романчук
Роман Романчук QA Architect в ISsoft
3

Удивляет то, что более половины опрошеных (среди них лиды и топы) не задумываются об этом, а из тех, кто задумывается, не все даже понимают азы инвестирования:
- различные инструменты инвестирования и их + и -
- распределение рисков по портфелям (риски связанные с валютой, страной, сферой\индустрией итд)
- распределение средств в % соотношении по различным портфелям и инструментам
- управление портфелями и актуализация инструментов с учетом нынешних реалий (микро\макро экономики) и того, что мы живем РБ, подборка проверенных инструментов с учетом наших реалий.

Ожидал от статьи больше полезной информации и инсайтов, хотя и подчекнул для себя нужные детали и крупицы полезной информации.

0

Ничего удивительно. Это довольно репрезентативно, т.к. большинство айтишников в этом не разбирается.
Ведь первые 5-7 лет особо нечего инвестировать. Нужно жилье купить, машину и т.д. Потом уже появляются свободные средства и начинаешь искать инфу.

Роман Романчук
Роман Романчук QA Architect в ISsoft
2

Для уровней лидов - согласен, но для уровней топов с 10-15+ годами опыта - смешно... :) Может кто-то поделится в комментариях своим мненинем\опытом.

Особенно смешно, когда говорят "инветсировал в свой большой дом\коттедж" - это не инвестиция с финансовой точки зрения, а пассив, который потребует значительно бОльших трат на содержание. Не раз был свидетелем, когда таким людям в пред- или пенсионном возрасте, не имеющем финансовой подушки и активов приходится продавать коттеджи на 200-300+ м2 с большим дисконтом, потому что их месячное элементарное содержание превышает размеры пенсий и поступлений от других активов (если такие вообще есть).

Элементарная финансовая грамота, описанная в многих бест селлер книгах от Киосаки, Шефера итд. Плохо, что в школах и универах этой базе не учат. Зато везде тебе расскажут и покажут, как потратить деньги и взять кредит. И менталитет у белорусов такой: "трэба ж жыць па-багатаму"

0

Первые 7 лет? Всего-лишь? Чтобы купить только средненькую квартиру за этот срок нужно откладывать по 1000$ ежемесячно. Пришли такие джуны и стали первые 3 года откладывать по 1000$. А уже потом у них зарплаты перевалили за 1000$... А потом да, машина, дача, семью содержать, детей на что-то к школе одеть. Я бы ориентировался на "первые 15-20 лет" для среднестатистического семьянина.
С другой стороны я вижу что 1) скорее всего не доживу до пенсионного возраста особенно с учётом новых "рекомендаций МВФ", 2) не представляю себя тупо сидящим дома. Хотя бы на полставки буду работать. Всё равно даже в сравнении с четвертью ЗП сеньора пенсия - пшик

-2

Как-то грустно у вас с зарплатами, если ЗП за 1к переваливает только через 3 года. Ну и синьору-лиду (если на трынькать всё) откладывать по 3к, а иногда и по 4к в месяц в полне реально.

p.s. то, что вы не представляете себя сидящим дома на старости, говорят гормоны и молодость. Посмотрим, как изменится Ваше мнение хотя бы после 30, не говоря уже про 40, 50...

0

А сколько должна быть средняя зарплата у джуна и сколько должно тратиться? Я вот смотрю на диаграммы зарплат и вижу что всё примерно очень даже так, а часто даже хуже. И это в столице ИТ-страны, где тоже не все сеньоры-лиды становятся таковыми за жалкие 5 лет и далеко не все из них получают 4k+.

>> говорят гормоны и молодость
Спасибо, посмеялся

developpeur
developpeur Developer в EPAM
1

Я не знаю с какой Вы планеты. Я уже более 10 лет в IT и обычный developer, у которого зп грязными 1200.
Нету ни машины, ни квартиры.Ни о каких детях даже и думать нет смысла с такой зп, что даже на себя не хватает. Тем более что-то там откладывать на пенсию.

0

И сколько лет из этих 10 вы уже в EPAM работаете?

developpeur
developpeur Developer в EPAM
-1

10

-2

Про 7 лет - это вы слегка загнули. Наверное сразу на 3-х комнатную квартиру глаз положили? Вполне можно начать с меньшего - с 1-2х комнатной (пока детей нету).

Примерно с лета-осени 2007 года цены на жильё в Минске более или менее постоянны (уже на протяжении 12 лет). Локальные пики были:
осень 2007-осень 2008 ~ 1900-2000$ за метр, потом падение до 1300-1350$.
лето 2014 года ~1700-1750$ за метр, потом падение до 1150$ за метр
сейчас ~ 1300$ за метр
Зарплаты же в IT в долларовом эквиваленте постоянно росли (исключение - 2009 год)

Кредиты по нормальным ставкам были:
- c 2006 по начало 2011 года
- с 2017 года

Дополнительные возможности:
- указ от начала 2009 по которому при долевом строительстве можно было использовать льготный кредит (если стоял на очереди). Этот указа просуществовал по начало 2011 год. Тысячи людей воспользовались этой возможностью.
- указ от конца 2012-начало 2013 (точно не помню) - там при гигантской ставке рефинансирования можно было получить кредит в 16% годовых в белке
- девальвации 2 января 2009 года, март-сентябрь 2011 года, весь 2015 год сделали прекрасный подарок всем заёмщикам в белорусских рублях
- сладкие процентные ставки от банков по вкладам в белорусских рублях с конца 2011 года по конец 2014 года, особенно с конца 2011 по конец 2012 год при фиксированном курсе доллара. Тогда умные люди фактически удвоили свои заначки (https://tadavsh.livejournal.com/9089.html).
- антидевальвационные вклады конца 2014 - начала 2015 года. Там за 3 месяца можно было зафиксировать +30% к валютной заначке. Сам лично 30 декабря 2014 менял всё на белорусксие рубли и ложил всё на этот вклад.
- кратковременные и долговременные скачки основных валют друг от друга (доллар, евро, российский рубль), самый примечательный был в 2016 году, когда российский рубль поднялся резко до 80+ рублей когда нефть стала стоить меньше 30 рублей, потом в течении пару месяцев рубль опустился до 65 рублей. Я сам эту конвертацию не делал, но интуитивно понимал, что нефть пойдёт вверх и рубль укрепится (потом ещё сопутствующая статья была - https://tadavsh.livejournal.com/18506.html).
- странные вклады от ВТБ банка с фиксированной ставке в 30% годовых при постоянно падающие ставке рефинансировани. (это больше для тех кто реально "в теме" - https://tadavsh.livejournal.com/18787.html)
- много епамовцем построилось в епамовских домах от мапида за сладкий ценник в 800$ при рыночной цене от 1200$
- налоговые вычеты при покупке жилья, которые весьма ощутимы при зарплате в несколько k$
- покупка квартир за кэш на растущем рынке и продажа перед падением (это все было хорошо видно в конце 2008, а особенно осенью 2014, когда умные люди с дисконтом сплавляли свои хаты и отправлялись на съём).

Средней руки программер соберет 30 тысяч за 5-6 лет и спокойно докредитуется и возьмет минимум 2-х комнатную квартиру на вторичке, при платежах банку ~500$ в месяц.

Это, повторюсь, "средний", который начал работать на 4 курсе и первую хату покупает ~ в 26 лет.

И да, я лично видел такого, кто закончив универ на дневном уже имел к своим 22 годам в арсенале около 5 долговременных командировок в США. В 22 ему доверили быть тимлидом на одном из core модулей проекта с дневным оборотом от рекламы ~1 миллион долларов.
Думаю про такие мелочи, что в 21 он купил свою первую 2-х комнатную квартиру писать не стоит.

-----
Ну и спутница жизни должна быть приятной леди, как же без этого :)
А то видел я таких содержальщиков семей. На корпоратив с жирухой приходят. Потом в тачке возле офиса сосутся с молодухой, а жируха в скайпе в 10 вечера тимлиду пишет "дзе мой Васёк?"

developpeur
developpeur Developer в EPAM
0

Хорошо умеете сказки сочинять. Реальность такова, что у большинства к 40 еще, ни своей квартиры не будет, ни детей. Лично для меня, чтобы так 30 тыс. насобирать, надо сидеть на воде и хлебе, в отпуске только дома сидеть и не иметь машины.

Я насобирал 30к, вот только кредит в этой стране брать не хочу, ибо не льготник, а ставка в 16% с привязкой в СР - это ж застрелиться можно. Поэтому буду и дальше в среднем +10к год копить и надеяться, что жилье сильно не прыгнет в цене.

developpeur
developpeur Developer в EPAM
0

Я за 10 лет даже 10к в руках не держал.
Рассчитывать приходиться только на наследство, в котором я всё никак даже ремонт сделать не могу.

Я конечно в курсе, что в епаме (если вы действительно в нем работаете судя по профилю) зарплаты ниже чем по рынку, но не настолько же, чтобы совсем не было возможности откладывать. Мид $1200 имеет чистыми же, а сеньер 2к. По 500 откладывать проще простого.

developpeur
developpeur Developer в EPAM
0

Я же ответил, что можно откладывать по 500, но при этом сидеть на хлебе и воде, без машины и в отпуске дома. А слушать сказки, что кто-то может откладывать по 3-4к в месяц не возможно. Сколько я тут работаю - ни одного человека не знаю такого. И большинство покупает квартиры и машины в кредит.

ааа, выше прочитал.
Странно, за 10 лет в епаме вам не повышали з/п? Не поверю, +$200 в год минимум обычно, даже если просто тупо работать свою работу без излишеств.
Да и вы сами делаете что-нибудь для повышения з/п? Повышаете скилл, английский, делаете таски из competency, пресейлы и т.д и т.п.? В конце-концов, ассесмент - прямой путь к увеличению з/п и тайтла соответственно.

developpeur
developpeur Developer в EPAM
0

Не все же такие гении, что могут делать 10 дел. Всё это не реально. Тут хоть бы эту работу сделать, чтобы по-выходным не приходилось работать. Какое увеличение, если за это время достигнута максимальная вилка в этой должности.

Такое ощущение, что мы в разных епамах работаем)
"Вилки" в должности нет, это стандартная пугалка ресурсников. А то, что в выходные работать это конечно плохо, но не смертельно, оно ж оплачивается 1.5x вроде + все расходы по чекам - еда, такси и т.д.

developpeur
developpeur Developer в EPAM
0

Делает человек одну и ту же работу годами за что ему больше платить? Больше он не сделает, хуже/лучше - всё это относительно.
Я про овертайм не писал, а имел ввиду обычную работу. Не всегда же удается всё сделать за неделю.

Слушай, тут люди за 5-10 лет из мидлов архитекторами становятся с соответствующей з/п, а ты за 10 лет только до 1.2к дорос.
Может надо что-то менять? В себе.

developpeur
developpeur Developer в EPAM
0

Конечно не приятно, что люди моего возраста уже сеньоры и лиды. Но когда ты еле-еле справляешься со своей работой, можно ли думать о каком-то повышении? Пытался менять, делать что-то, но когда видишь, что ничего не выходит, а это стоит таких усилий, то бросаешь это дурное дело.

0

>> Этот указа просуществовал по начало 2011 год
Давайте жить сегодняшними реалиями. Никому не интересна погода в 2006 году, игрища в бизнесменов на грани фола и то как "я сам не делал, НО ТОЧНО ПОНИМАЛ". Сегодня ни один банк так уже так не облажается, везде где можно с вас сдерут три шкуры, по любой недоплаченной копейке (в т.ч. по вине банка) вам подрежут все ваши заграничные командировки через суд и будут доить процентами до визга и хруста.

>> Средней руки программер соберет 30 тысяч за 5-6 лет и спокойно докредитуется
Это всё ещё не своя собственность, а кредитная кабала, по которой всё ещё будет большая переплата. Пока её не выплатишь не можешь лапки сложить, например по состоянию здоровья, потому что твоя семья имеет все шансы оказаться на улице в нашем соиально-ориентированном государстве. Опять же вы это так легко трындите, как-будто совсем не смущает тот факт что в стране менее 1.5% людей получают достаточную ЗП чтобы 5 лет ежемесячно откладывать по 1000$. В ИТ конечно success stories намного больше чем в других сферах, но это не значит что все поголовно прям в золоте купаются - это ложь. Добрый дядя директор не сорит пачками инвесторских денег, как вы себе навоображали, а считает каждую копейку.

>> И да, я лично видел такого
Но это же не вы, т.е. приплели какого-то постороннего человека о чьих реальных делах вы вообще не в курсе. Процент таких счастливчиков настолько мал даже в самых передовых сферах, что их можно вообще не считать или считать их просто вашими влажными фантазиями. С таким успехом можно петь "играйте в лотерею, я по телевизору видел как 10 лет назад один такой квартиру выиграл". Но все понимают, что халявы не будет, а лотерея - это лохотрон и кидалово.

>> сосутся
Тут какая-то личная травма по ходу или вообще не ясно что к чему и при чём тут зарплаты нормальных людей честно пытающихся обеспечить нормальную семью.

0

Роман, скорее всего топы лукавят. Например, Александр Матвеенко, не поверю, что не думает о будущем.

Роман Романчук
Роман Романчук QA Architect в ISsoft
1

вот то, что они недоговаривают - полностью согласен. Хотя бы Михаил Дубаков недавно открыто сказал, что в акции Епама вложился :)

1

пенсия - одна из основных причин моего трактора

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже