«Это как отрицать интернет в начале 90-х». Топ VP Capital ответил критикам декрета о ПВТ

22 комментария
«Это как отрицать интернет в начале 90-х». Топ VP Capital ответил критикам декрета о ПВТ

Генеральный менеджер VP Capital Беларусь Николай Марковник публично ответил критикам нового проекта декрета о ПВТ. В частности — экономисту Сергею Чалому, который считает, что государство махнуло рукой на традиционную экономику и ухватилось за соломинку ИТ. dev.by приводит выдержки из колонки топ-менеджера для TUT.BY.

Читать далее...

Следовало ли выносить проект декрета на публичное обсуждение?

Топ-менеджер VP Capital согласен с тем, что публичное обсуждение законодательных актов — «это хорошая практика, которой в Беларуси пользуются пока еще недостаточно». 

— Администрацией ПВТ, однако, был избран другой способ — работа с отраслью и экспертным сообществом, — подчёркивает Николай Марковник. — ПВТ собрал мнения всех резидентов, а также ИT-компаний, не входящих в ПВТ, и ряда консалтинговых компаний. Сотрудники Администрации ПВТ и лично Янчевский провели десятки, если не сотни встреч с чиновниками, экспертами и профессионалами в областях, которые затрагивает проект документа.

Если бы  документ был доступен публично с самых первых редакций, на его подготовку ушло бы значительно больше времени, уверен эксперт.

Тем не менее, обратиться с идеями и инициативами в администрацию ПВТ мог любой желающий — и может до сих пор, поскольку декрет ещё не принят.

Льготы и специальные условия рассчитаны не на всю страну, а только на Парк. Это феодализм?

Чалый, в частности, назвал подход разработчиков декрета «феодальным» — т.е. «борьбой за привилегии для себя вместо права для всех».

Представитель VP Capital считает это сравнение некорректным, поскольку проект декрета не имеет ничего общего с центральными темами феодализма — феодально-вассальными отношениями, ценностью земли как средства производства, аграрной ориентации общества и т.д. И делится ещё одной интересной мыслью:

— Поскольку феодализм — это одна из общественно-экономических формаций, выделенных Марксом, нельзя не вспомнить и о другой его идее. Маркс считал, что одним из условий наступления коммунизма является переход средств производства в собственность трудящихся. В ИT основным средством производства является интеллект работников, который по определению находится в собственности работников. Поэтому, строго говоря, развивая ИT, мы приближаем наступление коммунизма в новой форме, или, как писал Маркс, «начала подлинной истории человечества». Именно поэтому мы видим во многих ИT-компаниях красивые рабочие места, соцпакеты и массажистов — своеобразный коммунизм, о котором писал Маркс, — считает Марковник.

Эксперт подчёркивает, что нельзя «сразу и полностью» дебюрократизировать всю экономику. Однако Декрет о ПВТ 2.0 — эволюционный шаг в этом направлении.

— Новый декрет о ПВТ — это декрет не про льготы и не про привилегии «за счет других». Это декрет про снятие ограничений, которые не дают дальше развиваться ИT в Беларуси. Декрет не предусматривает новых налоговых льгот. Декрет можно рассматривать как «тест на дебюрократизацию», — полагает топ-менеджер.

После успешной «сдачи теста» подходы по снятию ограничений могут быть распространены на остальную экономику, предполагает Марковник, ссылаясь на исторические прецеденты. Так, в 2005 году для ПВТ была введена плоская ставка подоходного налога для работников и максимальные пределы отчислений в ФСЗН, а в 2009 году они появились уже в масштабах всей страны.

Будет ли успешная ИТ-сфера «каннибализировать» экономику страны?

Марковник подчёркивает, что рынок ИT — это не Беларусь, а мир. Следовательно, мы развиваем свой экспорт (92% ПВТ — это экспорт) за счёт ущерба экспорту и экономикам других стран, но никак не своей. 

— Единственный ресурс, за который белорусское ИT конкурирует с остальной экономикой — это таланты. ИT создает новые рабочие места с более высокой заработной платой. Есть переток сотрудников в ИT из других сфер — и это отлично. Льготы здесь не имеют большого значения, поскольку средняя заработная плата по ИT и в среднем по стране различается в 5 раз (2000 долларов против 400). Здесь речь идет про более высокую эффективность труда ИT-специалистов. Специалист выберет компанию, где он будет более эффективен и где ему предложат выше заработную плату. Это есть суть рыночной экономики, — заключает топ.

С другой стороны, нашу экономику уже давно и успешно «каннибализируют» ИT компании других стран. И в глобальной конкуренции именно наличие ПВТ останавливает миграцию человеческого потенциала за рубеж. Если в результате создания специальных условий белорусские ИT компании смогут «каннибализировать» конкурентов из Индии, Западной Европы или США, можно только порадоваться, уверен эксперт.

Беспилотники 3-го уровня, которые используются в смешанном режиме, повышают риск аварий?  

Критику беспилотного транспорта Марковник сравнивает с критикой только что появившихся автомобилей в те времена, когда все ездили на лошадях. С его точки зрения, беспилотники развиваются эволюционно, и декрет — шаг к будущему автомобилей. Эксперт провёл параллель с беспилотными системами в самолётах, которым уже много лет:

— И уже сейчас они могут обеспечивать полет от начала и до конца, обеспечивая безопасность на высшем уровне. Нахождение пилотов в кабине во многом обусловливается необходимостью обеспечения спокойствия и психологического комфорта пассажиров, — подытоживает эксперт.

Блокчейн Нацбанка — «кастрированный», а криптовалюты и вовсе пузырь?

В своей передаче Сергей Чалый отметил, что «проблема блокчейна — это скорость обработки информации, блокчейн-система не подходит для крупных приложений, поскольку способна обрабатывать 7 операций в секунду, что в 25 000 раз меньше, чем Фейсбук, который обрабатывает 175 000 операций в секунду».

По мнению Марковника, в данном тезисе Чалый смешивает понятия throughput и latency.

— Latency — это сколько пройдет времени между поступлением запроса и получением результата обработки. Throughput — производительность. Но никто не мешает в блокчейн системе обрабатывать запросы параллельно. Миллион запросов может обрабатываться параллельно. Даже если каждый запрос будет обрабатываться 10 секунд, получим throughput 100 000 запросов в секунду, — объясняет топ-менеджер. — Более того, блокчейн-системы развиваются, и во многих системах мы видим переход от принципа proof of work к proof of stake. Это тоже способствует снижению энерго- и временных затрат на обработку информации в системах. Большие системы всегда выигрывают за счет децентрализации и параллелизма.

Блокчейн Нацбанка Чалый назвал «кастрированным», поскольку предложенная система не горизонтальная, а иерархичная. В частности, эксперт отмечал, что Нацбанком назначен администратор системы блокчейна и определены права совета владельцев удостоверяющих узлов сети.

— Эти заявления, как и отсутствие понимания разницы между throughput и latency, ещё раз подтверждает отсутствие понимания технологии блокчейна у эксперта, — считает Марковник. — По-хорошему, за такие обвинения надо извиняться. Во-первых, наличие администратора сети не противоречит идее горизонтальной саморегулируемой организации владельцев нодов. Свои администраторы есть в таких горизонтальных структурах, как Википедия. Даже в интернете есть организация ICANN, которая отвечает за координацию и поддержку баз данных в сети интернет. Нацбанк же прямо указывает, что все владельцы удостоверяющих узлов (нодов) имеют равные права.

Критику в отношении количества участников сети Марковник также называет преждевременной: 

— Любая сеть начинается с соединения двух узлов и дальше развивается. В биткоине изначально тоже не было 20 миллионов нодов как сейчас. По мере добавления новых функций владельцами нодов cмогут быть не только банки. Блокчейн, анонсированный Нацбанком, развивается, что можно только приветствовать. Критика этого опять же игнорирует тот факт, что любые изменения поэтапны.

Криптовалюты и блокчейн, с точки зрения топ-менеджера VP Capital, представляют собой мощнейший тренд, и отрицание необходимости его узаконить «сравним с отрицанием существования интернета в начале 90-ых».

Заключение: Беларусь должна быть субъектом, а не объектом глобального ИТ-тренда

В заключение Марковник отмечает наступление века технологий, в который во всём мире наблюдается глобальный тренд — ИT в силу большей эффективности забирают рынки, бизнесы, рабочие места у традиционных компаний.

— Беларусь в любом случае получит негативный результат этого тренда — и уже получает, просто мы пока этого не видим. Кто-то потерял работу, кому-то уменьшили зарплату. Мы видим отдельные проявления и склонны искать простые ответы на эти сложные вопросы. Иностранные ИT-корпорации и бизнесы уже сейчас забирают рабочие места в нашей стране и наши традиционные рынки. В будущем этот процесс будет только нарастать. Не поддерживая свою ИT-отрасль, мы не сможем участвовать в этом глобальном тренде как «субъект», а будем, к сожалению, только «объектом». Перефразируя известную поговорку, кто не «кормит» свои ИT-компании — «кормит» чужие, — резюмирует топ-менеджер. 

Каждому, кто хочет помочь в этом деле не праздными разговорами, а реальным делом, эксперт предлагает написать письмо с детальными описанием своих мыслей в ПВТ на info@park.by — либо публичное письмо для электронных медиа.

Горячие события

Конкурс EY Entrepreneur Of The Year 2020
31 мая — 31 мая

Конкурс EY Entrepreneur Of The Year 2020

ISsoft Insights 2020
6 июня — 6 июня

ISsoft Insights 2020

Минск
GoWayFest 4.0
11 июля — 11 июля

GoWayFest 4.0

Минск

Читайте также

«10 дней — и всё начнётся». Hackerspace и реаниматолог зовут помогать врачам
«10 дней — и всё начнётся». Hackerspace и реаниматолог зовут помогать врачам

«10 дней — и всё начнётся». Hackerspace и реаниматолог зовут помогать врачам

Команда минского «Хакерспейса» ищет людей с 3D принтерами, чтобы помочь напечатать больше щитков для защиты медиков в больницах. А также курьеров и волонтёров. За несколько суток они нашли 40 принтеров, собрали 8 тысяч рублей и передали первые партии защитных масок в несколько минских больниц. Но нужно больше. dev.by поговорил с активным участником «Хакерспейса» Михаилом Чупринским и врачом реаниматологом в минской больнице Дмитрием Солошкиным.
11 комментариев
Россия на полгода перенесла обязательную предустановку отечественного софта
Россия на полгода перенесла обязательную предустановку отечественного софта

Россия на полгода перенесла обязательную предустановку отечественного софта

2 комментария
«-20% в валюте». Большое обсуждение, какая будет зарплата в ИТ летом
«-20% в валюте». Большое обсуждение, какая будет зарплата в ИТ летом

«-20% в валюте». Большое обсуждение, какая будет зарплата в ИТ летом

Основатель Targetprocess Михаил Дубаков на своей странице в Фейсбуке предложил спрогнозировать, насколько упадёт средняя зарплата в ИТ к середине лета. И получил около 100 комментариев. dev.by публикует самые интересные, на наш взгляд, мнения и прогнозы. Там же, в комментариях — споры, кто выживет, а кто не очень, и почему кризис «оздоровит белорусский ИТ-рынок». 
66 комментариев
Белорусам всё же отменят пошлину на ввоз электромобилей
Белорусам всё же отменят пошлину на ввоз электромобилей

Белорусам всё же отменят пошлину на ввоз электромобилей

6 комментариев

Обсуждение

-4

Зачем Чалому вообще что то отвечать? Чалый как раз из разряда "экспертов" с которых знающие люди либо смеются, либо просто игнорят. Никогда уважающий себя эксперт не будет лезть в темы, в которых явно "плавает", лишь из-за того, что они популярны и надо про них что то сказать в своей передаче. Просто ещё один показатель низкого профессионализма наших отечественных информационных ресурсов, сотрудничающих абы с кем по принципу "на безрыбье и рак рыба".

-6

Отличный пост и ответы.
Смотрел чалого, по сути человек крайне ограниченный в знаниях и думаю как причина интеллекте, на что косвенно указывает даже его не умение говорить - не внятная речь, оговорки, частые переходы между темами, повышение тона .

3

Не знаю что там у Чялого с интеллектом, но сложно не согласиться - подача информации явно хромает.

-3

Пожалуй нужно было выражаться более корректно, сегодня неприлично указывать на явные недостатки.
Но в отношении этого всеохватывающего "эксперта" просто не мог сказать иначе, он себя уже зарекомендовал в моих глазах.

Александр Флахбарт
Александр Флахбарт программист в BELHARD
12

Если прочитать всю колонку, а не только выдержки, то впечатление остаются неодназначные. На самом деле это скорее перепалка, чем содержательный пост, поскольку ответов на возникающие вопросы толком нет. Да, у Чалого критика ещё более неоднозначная и поверхностная в духе эксперт во всем, но вместо обстоятельного разбора, где не прав критик и проясняющих моменты проекта декрета, Марковник пишет какие-то абстрактные рассуждения о природе вещей и проводит некорректные сравнения.

На самом деле достаточно актуальный вопрос, если мы говорим о развитии айти в целом, зачем всё опять замыкается на ПВТ? Чем НТЦ для разработки беспилотных технологий отличаются от других центров, чтобы там были нужно какие-то отдельно прописываемые условия? Этот пункт вообще выглядит популистическим, откровенно говоря. Есть вопросы и по другим моментам, но их стоит задавать видя уже толком сам проект, а не только какие-то из него выдержки.

Но вместо этого мы читаем определения феодализма и странноватые рассуждения "кто не «кормит» свои ИT-компании — «кормит» чужие" в качестве аргументов.

-2

Применение термина феодализм как по мне пример не понимания человеком своих же слов - а именно использование не подходящих аналогий для объяснения. Феодализм это перераспределение ресурсов, назвать предлагаемые меры перераспределением можно только с очень большой натяжкой.
"кто не «кормит» свои ИT-компании — «кормит» чужие", на мой взгляд хорошая метафора, потому что IT это как минимум тренд следующего десятилетия. Переработка информации становиться одной из важнейших отраслей в современной экономике, если мы хотим получить современную экономику а не плестись в хвосте и по году копить на то что в передовых странах может себе позволить с одной зарплаты любой работающий нужно всеми силами вливаться.
Возвращаясь к тезису о тренде, Беларусь все равно будет закупать IT технологии в будущем как мы сейчас закупаем современную технику, машины, сельхоз-посадочные материалы и т.д. Если мы участвуем в этом производстве на равных то можем позволить себе без проблем обменивать результат нашего производства на результаты производства других стран и иметь в итоге лучшую жизнь, если нет то будем продолжать выпрашивать кредиты, экономить, терпеть и наблюдать как лучшие умы страны уезжают в те страны которые являются участниками новых экономик.
Пускай нововведения введут хотя бы в рамках ПВТ, возможно потом посмотрев на результаты они будут приняты и в рамках страны.

Александр Флахбарт
Александр Флахбарт программист в BELHARD
3

Феодализм в данном случае и правда некорректный термин, здесь бы лучше подошла аристократия или знать - привилегированный слой. В случае проекта декрета этим слоём является ПВТ. Если мы говорим о необходимости развития ИТ в стране, ограничивать рамками конкретной структуры это лукавство. Из неё например можно исключать, если что вдруг какие разногласия. Вполне себе можно было распротранять льготный режим на то же айти просто по классификационному коду рода занятий налогоплательщика.

О том, что ИТ играет и будет играть важную роль в структуре занятости и доходов экономики это звучало бы хорошо в 1997 году, для 2017 года это уже даже не кэпство, а нам преподносят как какую-то новую истину. А метафора очень популистская, не люблю подобные.

j-l
j-l Ruby/Rails senior developer в Full Spectrum Systems
5

Чалы прыводзіў феадалізм у прыкладзе прэферэнцый для выбранных замест для усіх.

2

Мегабатл: Николай Марковник VS Сергей Чалый
1. Очень показательно, что топ-менеджер VP Capital выступает адвокатом администрации ПВТ, хотя более логично, что бы ПВТ был защитником интересов своих резидентов. Это напоминает жену, которая защищает своего этакого слабого, аморфного и пассивного мужа.
А где, скажите, публичные комментарии от представителей администрации ПВТ? Где их пресс-секретари и PR-щики? Или только для подноса кофе девочки есть? Ну тогда уж, извините...
2. >> Если бы документ был доступен публично с самых первых редакций, на его подготовку ушло бы значительно больше времени. Тем не менее, обратиться с идеями и инициативами в администрацию ПВТ мог любой желающий — и может до сих пор, поскольку декрет ещё не принят.
Публичное обсуждение - у адекватных цивилизованных людей это значит опубликовать проект документа и изучать общественное мнение по результатам его открытой публикации. У нас, как в классике: чтоб не болтал народ зазря, действуй строго по закону, то бишь действуй втихаря. И да... Все свои предложения обязательно присылайте на info@park.by. И даже таки не переживайте, что перегрузите информацией. Там уже предусмотрительно перенаправление сразу на /dev/null поставлено.
3. У одного феодализм, у другого коммунизм. Тут вот, хоть убейте, явно уже какие то сугубо личные моменты затронуты. Я бы даже сказал, интимные. Может одному вассальные отношения нравятся... А у другого в жизни, возможно, полный коммунизм. Сами посудите, с зарплатой топ-менеджера крупнейшего в стране инвестиционного фонда, человек в Беларуси живет ну точно как в коммунизме - сервис так себе, но и о деньгах или каких то там расходах можно вообще даже не задумываться.
4. "...средняя заработная плата по ИT и в среднем по стране различается в 5 раз (2000 долларов против 400)..." Ну вот, опять. Кто-нибудь ну определите вы уже это значение... хотя бы для СМИ. Ну надоело уже в каждой статье видеть новое значение и писать об этом... Не знаю, может декрет там какой-нибудь издайте... #define SALARY 2000 какой-нибудь...

Геннадий Колтун
Геннадий Колтун директор в ib.by
8

Собственно, есть пара вопросов по этой шумихе.

Например, где текст декрета? Какая проблема дать его почитать и обсудить всем желающим, если он такой хороший? А так получается, "мне Мойша напел"...

Притом что в пересказе "Мойши" в один ряд поставлены первичные документы, льготы по ФСЗН, упрощенные административные процедуры, блокчейны, криптовалюты и автопилоты. И все это без реального текста. Как в мультике говорилось: "Это ж-ж-ж-ж-ж не к добру!"

11

Несмотря на недостатки программы Чалого, к этому эксперту вопросов еще больше. Даже если не касаться философских вопросов о всеобщем коммунизме и рассмотреть хотя бы чисто технический вопрос про блокчейн, то Чалый ближе к истине. Размер блока ограничен, количество транзакций в блоке ограничено, количество блоков в единицу времени ограничено. Для существенного роста производительности нужно либо постоянно увеличивать размер блока, что будет приводить либо к правкам протокола и форкам (вот как в начале августа будет), либо к увеличению количества блоков в единицу времени, из-за чего все быстрее будет расти объем БД. Ну и сама сеть с полносвязной топологией, где все знают обо всех, не способствует хорошей масштабируемости, о чем рассказывают на втором курсе по-моему. Это даже если не касаться чисто экономических вопросов на тему инфляции биткоинов, невозможности извлечь из них те мощности, которые были затрачены на их генерацию, и энергетической эффективности, где тысячи ASIC и GPU способны проводить лишь ограниченное число транзакций.
Я не специалист в вопросах блокчейна, но Чалый хотя бы поднимает вот эти неудобные вопросы, а "топ" снова рассказывает о том, как на Марсе будут яблони цвести.

0

В данном случае вы говорите как раз не про блокчейн в целом, а конкретно про биткоин. Там да, грядут форки чтобы расширить блоки итп, не вникал особо )
Но в других криптовалютах на этой технологии ограничений с самого начала может быть меньше.
По поводу затраченных мощностей: Марковник упомянул про "переход от принципа proof of work к proof of stake". В частности, Бутерин такое предлагает для эфириума. Это как раз для принципиального уменьшения требуемых мощностей сетей.

4

Я скорее про то, что, во-первых, криптовалюты изначально основаны на знании всех обо всех, и это уже само по себе ограничивает их масштабируемость. А во-вторых они основаны на цепочке блоков ограниченного размера, появляющихся с определенным интервалом, поэтому тут всегда будет фундаментальное ограничение на количество транзакций в единицу времени. "Миллион запросов может обрабатываться параллельно." - не может. Каждый блок должен знать хэш предыдущего, а блок генерится с определенным интервалом.
Если это ограничение каким-то образом снять, то, по-моему, это получается уже не только не биткоин, но и не блокчейн.
Если убрать вот это знание всех обо всех, то получится шаг в сторону традиционной банковской системы, где тоже у каждой транзакции есть id, по которому можно найти предыдущую транзакцию и тд, разница только в том, что есть центр доверия.
P.S. Я сейчас не спорю о масштабируемости блокчейнов, а просто говорю о том, что эксперт вызывает вопросы и Чалый у меня лично вызывает больше доверия, хотя бы по причине того, что поднимает вот эти вопросы и по причине отсутствия конфликта интересов.

-3

Интриги, скандалы, расследования...
Господин Марковник в споре выглядит более убедительным просто потому, что сам непосредственно представляет белоруский ИТ-бизнес и, соответственно, более погружен в проблематику этих вопросов, чем господин Чалый.
Но надо понимать вот что. Есть Чалый, который пиарится и зарабатывает лишь на одной теме - критике власти. Это его интерес. Есть Марковник, который отстаивает интересы белорусских ИТ-компаний. (замечу, я намеренно написал ИТ-компаний, а не ИТ-сообщества). Но в этом заочном споре как то забыли об интересах еще одной очень важной стороны - белорусского народа.
Поэтому простой белорусский гражданин mihail_che готов с радостью этот недостаток устранить.
1. Публичное обсуждение: для экспертов или на радость публике
СЕРГЕЙ ЧАЛЫЙ: проект декрета следовало выносить на публичное обсуждение
НИКОЛАЙ МАРКОВНИК: избран другой способ — работа с отраслью и экспертным сообществом.
Давайте посмотрим на состав рабочей группы по декрету. Я до сих пор не знаю почему это открытое распоряжение убрали с сайта правительства
http://naviny.by/new/20170706/1499349669-sostav-rabochey-gruppy-po-voprosam-deyatelnosti-parka-vysokih-tehnologiy
и почему dev.by, naviny.by и другие новостные ресурсы не умеют пользоваться кэшем гугла, но это их вопросы, мы то умеем:
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:vlagTQJsTCoJ:www.government.by/upload/docs/file0279bf84d3c9815f.PDF
уже отмечал, что среди чиновников ну очень высокого уровня (вице-премьеров,министров,замминистров,начальников управлений) совершенно выбивается фигура господина Алейникова. Конечно это правильно, надо подключать экспертов. Но почему одного? И почему именно его? Почему не Добкина,Гурского,Прокопеню, что мало экспертов? Или вообще всех вместе? Ну, хорошо, может сотрудничают именно с этим агенством и нужен только его представитель. Отлично. Идем на сайт "Алейников и партнеры":
Денис Алейников - старший партнер
Закончил с отличием Академию управления при Президенте Республики Беларусь, факультет права (2000).
Специализация: разрешение споров, арбитраж, инвестиции, недвижимость и строительство, рынок капитала, корпоративное право/приватизация/M&A, государственно-частное партнерство, информационные технологии.
Профессиональная деятельность: Более 15-ти лет занимается разрешением споров и консультированием по инвестиционным проектам с участием иностранного капитала, в таких отраслях как промышленность, энергетика, инфраструктура, недвижимость и строительство, информационные технологии, общественное питание и др. Руководил группой юристов, выполнявшей консультирование по проекту приватизации ОАО «Минский маргариновый завод» и кондитерской фабрики ОАО «Конфа», консультирование австрийской Kapsch TrafficCom по реализации в Республике Беларусь проекта BelToll, консультировал China CAMC Engineering Co по вопросам создания Индустриального парка «Великий Камень», Консультировал Dana Holdings по вопросам застройки "Минск Мир", консультровал "Falcon" по вопросом строительства 5-звездочного отеля Минск Марриотт и спортивно-развлекательного комплекса «Falcon Club», консультировал McDonald's, British-American Tobacco, HARIBO и другие транснациональные корпорации, по широкому кругу вопросов, связанных с деятельностью на территории Республики Беларусь.
---
Дмитрий Матвеев - Партнер
Закончил аспирантуру Института государства и права Национальной академии наук Беларуси (область научных исследований – информационные технологии).
Специализация: интеллектуальная собственность/IT, корпоративное право / слияния и поглощения, банки и финансы, коммерческое право.
Профессиональная деятельность: более 10 лет занимается сопровождением проектов в сфере информационных технологий и интеллектуальной собственности, является признанным экспертом в этой области. Входит в топ лучших юристов в сфере интеллектуальной собственности/IT по версии международного рейтинга юристов Chambers Europe 2015 (имеет наивысший рейтинг - Tier 1). На регулярной основе проводит мастер-классы по правовым аспектах ведения IT-бизнеса в бизнес-инкубаторе белорусского Парка Высоких Технологий, под руководством Дмитрия Матвеева успешно реализован ряд знаковых для страны проектов и сделок по слиянию и поглощению (M&A) в сфере информационных технологий и телекоммуникаций (MSQRD,MAPS.ME,Melesta Games) и прочее, и прочее.
Вот скажите, кого бы лично вы пригласили в рабочую группу по обсуждению будущего белорусского ИТ? Человека, который помог продать маскарад фэйсбуку или человека, консультирующего маргариновые заводы? (к слову, никого не хочу обидеть - все адекватные люди понимают, что есть разная специализация).
В СУХОМ ОСТАТКЕ: к сожалению, при подключении экспертов, в эти самые эксперты попадают не лучшие из лучших, а просто оказавшиеся в нужное время в нужном месте (читай - имеющие "нужные" связи)
2. IT-феодализм: кто кого «угнетает»
СЕРГЕЙ ЧАЛЫЙ:ИТ-шники борются за привилегии для себя за счет всей остальной страны.
НИКОЛАЙ МАРКОВНИК:Это будет первый шаг, потом льготы распространятся по всей стране.
Не распространятся. Потому что экономика не почувствует эффекта.
Тут мастера аллегорий собрались: феодализм-коммунизм. У меня тоже есть аналогия - с процессом приватизации в России. Обратите внимание, точно так, как сейчас из любого утюга от БТ до dev.by льется песня, что с новым декретом под грифом ПВТ 2.0 бизнес белорусских ИТ-шников вырастет как грибы после летнего дождя и вытащит за собой всю белорусскую экономику, точно также работала машина постсоветской пропаганды в 90-ые. Везде в уши народу вливалось, что приватизация всех спасет, наконец придёт свободный рынок, капитализм, а с ним придёт и уровень жизни, как в капиталистических странах, как раз именно то, что вы, дорогой народ, так хотите.
В итоге уровень жизни, конечно, пришел... но не для всех. И дорогой народец как всегда остался с носом. А все плюшки достались властьимущим и рядом с ними находящимся, превратив их в олигархический слой. Сказать, что этот олигархический слой сейчас вот сильно радеет за благосостояние всего населения, за какое то там будущее или экономику страны в интересах всего народа?
Точно так же любые новые льготы ПВТ 2.0 приведут исключительно к ещё большему обогащению владельцев ИТ-компаний и всё. Точка. Ни будет больше никаких сказочных развитий, ИТ-страны, спасения экономики и прочее, и прочее.
Вся остальная экономика просто останется в том же состоянии, как и сейчас. И кто придумал, что ИТ-шники будут и вообще должны кого то там спасать? Если они не делали это предыдущие 10-15 лет, с чего вдруг они этим займутся сейчас? Потому что блокчейн и беспилотные авто в стране разрешат? Смешно…
Или кто то верит в цифровую трансформацию существующих предприятий и существующей экономики? Извините, ребята, но сколько не отцифровывай труп, он трупом и останется.
ИТ-потенциал страны исчерпан (подробнее об этом ниже - в других ответах). Поэтому не будет никакого взрывного роста. Не получим мы сотни или тысячи новых компаний. Не получим сотни тысяч ИТ-шников в стране. Не получим новые гуглы, фейсбуки. (И старые сюда не прийдут). Даже новые Epam и Wargaming не получим.
Ну хорошо, паре десятков тысяч ИТ-шников от этого всего перепадут крохи в виде зарплат хоть в пять, хоть в десять раз больших чем средняя по стране. (что в масштабе 10-миллионной страны просто всё равно будет мизер, тысячу раз уже обсуждалось).
Да, может будет "приятнее" от валютных поступлений, но кардинально ничего не изменится. Будет всё точно так же, как и сейчас. Поэтому экономике страны этот ПВТ 2.0 в таком виде - что мертвому припарка.
В СУХОМ ОСТАТКЕ: ИТ-шники будут жить лучше, но не долго. Ибо на тонущем корабле пассажир 1 класса уходит под воду точно также как и эконом-класса. Ну может если только чуть с большим пафосом ;)

2

3. О каннибализме среди айтишников
Уважаемые господа Марковник и Чалый так увлеклись обсуждением вопроса, кто кого ест, и кто куда кого переманивает: в белорусское ИТ-компании или в международные, что совершенно забыли, что надо смотреть не с позиции интереса отдельной ИТ-компании или какой либо организации, а с позиции всей индустрии в целом. И если ИТ-компаниям (читай руководству ИТ-компаний) нужно решить локальную задачу здесь и сейчас - что бы работники между компаниями не бегали. То в интересах всех ИТ-индустрии (читай в интересах народа) необходимо организовать постоянный поток высоквалифицированных кадров, вливающийся в индустрию и сейчас, и через 5 лет, и через 10, и 20...
По моему мнению, 90% процентов усилий команды, готовящей этот декрет и, соответственно, 90% самого декрета, надо было посвятить проработке такой глобальной и первостепенной задачи, как ИТ-образование, так как это единственный ключ к решению всех проблем (это тот самый ИТ-потенциал страны, о котором я писал выше). Эта сложнейшая задача, но ее решение того стоит и все выделенные на ее решение ресурсы окупятся с лихвой. Как пример решения: создание ИТ-университета мирового уровня.
А 10% усилий можно было посвятить вопросу налаживания системы, при которой за разрешением каких то совершенно рядовых вещей, вроде правового регулирования блокчейна, взаимоотношений с магазинами приложений или легализации беспилотных авто, не требовалось бы личное вмешательство аж целого президента, создание правительственных комиссий и т.д. и т.п.
В СУХОМ ОСТАТКЕ: Весь декрет посвящен каким то совершенно неважным локальным проблемам, которые должны вообще не так решаться, а глобальной и основной задаче, такой как ИТ-образование, посвящена строчка, что его просто надо передать из Минобразования в ПВТ.

0

4. О беспилотниках, которые «полетят»
5. О криптовалютах, блокчейне и Нацбанке
Продолжение темы неважных локальных проблем. На новость, что руководство МТЗ сидит с президентом решает, какой новый тракотр надо выпускать отреагировать можно только фейспалмом. На наших глазах белорусский ИТ превращается в точно такой же громадный неэффективный маз и мтз, когда для внедрения или правового урегулирования какой то инновационной технологии нужна личная команда президента. И целый декрет. И я совершенно не понимаю радости по этому поводу наших продвинутых экспертов и отцов белорусского ИТ.
В СУХОМ ОСТАТКЕ: теперь по каждой технологии к президенту бегать будем?

0

то есть что, все простые айтишнегы, не состоящие в пвт, в пролете?

-2

6. О чем Сергей Чалый не сказал. А стоило
НИКОЛАЙ МАРКОВНИК:IT в силу большей эффективности забирают рынки, бизнесы, рабочие места у традиционных компаний. С этим ничего не сделаешь, нашу экономику уже «каннибализируют» международные IT-компании. Не поддерживая свою IT-отрасль, мы не сможем участвовать в этом глобальном тренде как «субъект», а будем, к сожалению, только «объектом». Перефразируя известную поговорку, кто не «кормит» свои IT-компании — «кормит» чужие.
Отличная часть, лучшая у господина Марковника. Поддерживаю каждое его слово.
Но и по ней у меня есть несколько замечаний
>> Иностранные IT-корпорации и бизнесы уже сейчас забирают рабочие места в нашей стране и наши традиционные рынки.Кто-то потерял работу, кому-то уменьшили зарплату.
К сожалению, опять менеджер Марковник больший акцент сделал на рабочие места, на таланты, которых у него отбирают или могут отобрать международные ИТ-компании, и он в итоге не получит свой кусок от этого пирога. Это нормально, на то он и менеджер, что бы у него перед глазами стояла доллоровая пелена, ревенью, рост прибыли, EBITDA и прочее. Но это и мешает взглянуть на простой народ и его интересы. Почему uber и яндекс-такси не убили (и не убъет в ближайшее время) в минске классическое такси? Почему проваливается множество на первый взгляд просто перспективнейших ИТ-стартапов, ориентированных на местный рынок?
Если обратить внимание на простых людей, то многие вещи становятся вполне понятны. С теорией поколения Z, меняющей мир в цифровую реальность, ошиблись как минимум на лет 5-10. Они ещё растут, им сейчас лет 8-10-12-14, и основная причина, почему ИТ не каннибализирует традиционный белорусский рынок лишь в том, что эти дети просто не начали ещё зарабатывать. И пока ещё современная белорусская цифровая трансформация проводится людьми и для людей у которых ещё есть выбор между аналоговыми инструментами и цифровыми. Как пишет господин Марковник, цифровые инструменты удобнее, эффективнее, поэтому логично, что они теснят традиционные и эти люди выбирают их. Но если по какой либо причине цифровой инструмент не работает, каких то критических трудностей для этих людей выбрать аналоговый инструмент пока ещё нет. Разрядился телефон - махнули рукой, словили попутное такси, не работают онлайн платежи - пошли в кассу в банк.
Даже белорусские ИТ-шники, хоть они самые граммотные, и поэтому самые первые и активные пользователи всех новых цифровых сервисов и услуг на белорусском рынке, даже у них есть выбор. И в случае чего они обращаются к "аналоговой" альтернативе.
Но вот у этого подрастающего поколения детей такого выбора не будет. Они просто вообще не будут пользоваться подобными традиционными инструментами. От слова "совсем". Без альтернатив. Вот здесь то и наступит настоящая цифровая трансформация. Вот здесь, если белорусские компании не предложат соответствующие ИТ-решения, этот рынок "каннибализируют" международные IT-компании.
И это будет, хотим мы этого или нет. Можно к этому готовиться, можно просто сидеть и ничего не делать. В любом случае этот процесс не остановить, как не остановить процесс взросления детей.
В СУХОМ ОСТАТКЕ: сейчас, пока на белорусских просторах всё ещё идет война традиционного рынка и бизнеса с цифровым, вы в лице международных ИТ-компаний и их продуктов и сервисов выбрали не того врага для войны. И, логично, что сейчас вступая в битву с любым из них (создавая клон сервиса или что то своё), вы проигрываете, но не ему (он вас даже не замечает), а традиционному бизнесу.

-1

7.Вместо заключения
НИКОЛАЙ МАРКОВНИК: Зависть — это «чистое зло», тормозящее прогресс
Нет, уважаемый господин Марковник, не зависть Чалого или миллионов простых граждан с зарплатами ниже плинтуса к "баснословным" доходам ИТ-шников, не эта зависть тормозящий момент белорусского прогресса. Алчность... Лицемерие... Снобизм... в том числе и топов и владельцев ИТ-компаний - это можно назвать тормозом. Но уж точно не зависть простых белорусов.
Когда ваш коллега господин Прокопеня пишет (http://citydog.by/post/vyxodnyja-prokopenya/) "ужасающее зрелище останавливает дыхание", вы думаете он пишет про детское онкологическое отделение в Боровлянах? или про социальный приют для одиноких стариков в глухой полесской деревне? или про внешний вид небольшой районной больницы с ремонтом последний раз сделанным при Сталине? или как выживают сотни тысяч людей в селах, где работа за 100$ в месяц считается огромной удачей? или как из-за её отсутствия целыми семьями живут на одну пенсию? или как социальные работники от нищеты воруют у пенсионеров, а нянечки у детей в детском саду? или как от этого всего от безысходности беспросветно пьют и тупо вымирают?
Нет... Эти слова относиться к, [неприличное слово], коралловым рифам. Прокопеня сожалеет, что из-за глобального потепления скоро не сможет наслаждаться буйством их красок, когда там периодически отдыхает.
А ещё дальше пишет, что "Этой зимой в Альпах несколько недель не было снега, зато были огромные скидки на горные домики. Девелоперы не питают иллюзий насчет будущего." Глобальное потепление мешает на лыжах в Альпах покататься, вот бедненький.
Беларусь спивается и вымирает: https://news.tut.by/society/553107.html У Прокопени в это время рифы исчезают! Пока господин Прокопеня за рифы и Альпы беспокоится, тут скоро ему на работу китайцев вместо белорусов придётся брать, ибо в Беларуси белоруса сможет и не найти.
Но и это не всё. Дальше господин Прокопеня даже хвастается, что "делает родной город Минск лучше". Тут грешным делом можно подумать, ну вот, зря mihail_che наезжает на хороших людей - топов и владельцев ИТ-бизнеса. Он там наверное какие то социальные проекты реализует. Может даже для молодежи. Что б поднять её интеллектуальный или культурный уровень. Ему же и самому будет в итоге это выгодно, толковая молодежь - будущие высококвалифицированные кадры, которые помогут ещё больше развить его бизнес. Читаем дальше: мы выкупаем помещения в центре и делаем из них объекты стрит-ритейла. То есть кафе-бары-рестораны. То есть места, что б побухать, одним словом. (Или кто то осмелится со мной поспорить, что молодежь их в основном с какой то другой целью использует?) Офигеть украшение города...
В итоге: сельская местность спаивается дешевым алкоголем, Прокопеня и ему подобные спаивают городскую молодежь дорогим, а сам Прокопеня в это время рассматривает коралловые рифы - отличный расклад.
АЛЧНОСТЬ не дает вкладывать в ИТ-образование, в молодежь, в будущее, в культуру, что б хоть как то если не остановить, то хотя бы притормозить эту деградацию.
Только ЛИЦЕМЕРИЕ и СНОБИЗМ может заставлять некоторых поносить свой народ, называть его темным, непрогрессивным, завистливым, обвинять, что сам народ из-за своей отсталости и лени не может себе заработать столько, сколько зарабатывают "продвинутые" и "трудолюбивые" ИТ-шники, забывая давно ли сами эти “некоторые” вышли из этого же народа, кто их растил, учил, и откуда те же работники, с чьей помощью это всё заработано.
Прокопеня пишет про туземцев с острова Пасхи, Марковник про аборигенов Мамба и Самба с островов Попо и Кокату у берегов Австралии.
Уважаемые господа Марковник, Прокопеня и прочие, отвлекитесь от своих аквалангов и горных лыж, не надо островов Попо и Кокату, съездите к "аборигенам" Мишам, Серожам в Лельчицы, Дрогичин, Дрибин, в любое направление от Минска... и посмотрите, как простой белорусский народ живет. И живет ли? Выживает. И на каком месте в списке его проблем находится ваше глобальное потепление… или ваше стремление к прогрессу. Заодно и получите ясный ответ, куда можете идти со своими претензиями по поводу ИХ "зависти", тормозящей ВАШ прогресс.
и В СУХОМ ОСТАТКЕ , господин Марковник – грусть… разочарование... обида... да что угодно... но только не зависть... Ибо если так подумать, то завидовать то особо и нечему…

Eugene Ryzhuk
Eugene Ryzhuk Director в Think Data Insights
3

ИМХО! все гораздо проще, весь вопрос, кто получит выгоду от данного проекта? Будь у меня столько контактов-заказов на западе, мне нужны были бы исполнители на месте. Не думаю, что патриотизм стоит во главе угла, бизнес есть бизнес, а все остальное лишь сопутствующий фактор..просто некоторым лицам удается влиять и на высшие эшелоны власти.. а получит ли народ от этого выгоду не главная задача авторов..

2

Чалый в сути прав. пвт - заповедник в зоне заражения, цацка для популизма одного слуги народа.
А Николай Марковник просто еще не сидел, должность пока не позволяет.

1

Николай по чину отвечает - всё ок. Он уже руки потирает когда же закон "о неконкуренции" примут.
А Сергей правильно сказал - все налоговые льготы это компенсация рисков и кривого государственного управления.
В развитых странах их значительно меньше.