Тяжело в учении — легко в iPad. Как и, главное, зачем создавалось белорусское приложение для Coursera и Udacity

3 февраля 2014, 17:43

Edu — вот три самые горячие буквы в интернете. Так называемые MOOC — массивные открытые онлайн-курсы — дают шанс бухгалтерам переучиться на айтишников, айтишникам — узнать кое-что о мире за пределами их профессиональных интересов, а сегодняшним студентам — завтра стать не безымянной рабсилой, а именно теми, кого ждут в Google и им подобных.

Именно на эту достаточно большую и, главное, очень благодарную аудиторию нацелился Coursistant — приложение для iPad, которое было разработано в Беларуси и предназначается для прохождения курсов Coursera и Udacity. Как развивался проект, с какими вызовами столкнулся и почему его можно считать успешным? Зачем вообще нужны неофициальные приложения для чьих-то чужих сервисов, и что бы вы сделали с ними на месте Coursera?

А Coursera сделала следующее... Подождите, а сделала ли?

Как к этому пришли

До того как погрузиться в тему edu (обучающих приложений), Илья и Андрей — разработчики приложения —  занимались аутсорсингом в мобильной и веб-разработке. В какой-то момент захотелось сделать что-то интересное для самих себя, в теме, которая выбрана для души, а не ради денег.

«Мы попробовали проходить курсы. Но не как реальные студенты Coursera, а с мыслью о том, что мы для них еще можем сделать», — поясняет Илья. Вот курсы, вот iPad — как их туда сохранить? Именно потому в качестве платформы была выбрана iOS — в Android подобные проблемы решаются достаточно просто.

Приложение начиналось как вызов для самих себя, как испытание возможности проходить курсы в оффлайн-режиме. «Провели авторизацию — получилось, попробовали скачать курсы — все работает...» Так появился первый рабочий прототип, к которому оставалось лишь разработать интерфейс. Точно так же были сделаны и все остальные функции — как результат исследовательского интереса. Словами Андрея, приложение получилось как бы само собой: «Мы просто довели до конца то, с чем начинали».

В онлайн и в оффлайн, по будням и выходным

В приложении можно просматривать и скачивать обучающие видео, включать субтитры, проходить тесты — в общем, все, что нужно «виртуальному студенту». В онлайн-режиме результаты тестов сразу отправляются в личный кабинет на сайте. Таким образом, ваш любимый курс по питону или по вычислительной нейробиологии всегда с вами на вашем iPad, в поезде, самолете, да хоть и на пароходе в нижнем течении Амазонки.

Конечно же, с вами необязательно может быть именно Coursistant — именно на iPad у приложения есть два основных платных конкурента. Среди них Coursistant не самый дорогой и не самый дешевый, и здесь все еще продолжается соревнование за лучший дизайн и функционал. Есть также один соперник в бесплатной категории, которого, впрочем, конкурентом не считают. С одной стороны, у него больше закачек, с другой — слабее возможности.

Наша ниша

Coursistant опередили выход официального приложения Coursera на четыре месяца. Но и после выхода официального приложения пользователи постоянно сравнивают с ним Coursistant. Удивительным образом после его выхода продажи Coursistant не упали, а значительно выросли. Еще до выхода Coursera для iPhone ее основатель появился на фото в блоге компании с телефоном, на экране которого была заставка несуществующего приложения. В ответ ему ребята тут же сделали картинку, где Илья позирует с айпадом, на котором установлен вполне рабочий Coursistant: мол, у вас еще нет приложения, а у нас уже есть!

Кстати, iPad-версия Coursera так еще и не вышла. Наши разработчики считают, что вообще-то версия для айфона — это профанация: как можно адекватно воспринимать видеуроки на таком маленьком экране? Можно разве что посмотреть планы курса — что и когда проходить — и все. А вот iPad — это инструмент, который действительно можно использовать для обучения, а не только чтобы играть в игрушки.

В будущем Coursistant сможет помогать студентам, которые уже проходили какие-то курсы, брать их еще больше и не теряться среди пройденного. Многие уже просили о возможности сортировать курсы, чтобы более старые можно было отодвинуть, а новые оставались бы прямо перед глазами. Лучше планировать свое обучение — вот чего порой не хватает «виртуальным студентам».

Стремительная жизнь Аппсторов

Оперативное обновление — головная боль многих разработчиков iOS-приложений, которой не избежали и наши герои. Ведь ревью новой версии на App Store занимает неделю, а на Udacity или Coursera в любой момент может произойти что угодно. Собственные парсеры Coursistant оперативно реагируют на изменения — они не закрывают всех вопросов, но это бэкдор, через который можно обновиться удаленно еще до выхода следующей версии. «Когда Coursera меняла что-то у себя, все сторонние аппы (в том числе и мы) падали, но мы выходили из этого кризиса быстрее», — рассказывает Андрей.

«Проблемы Coursera автоматически становятся и нашими проблемами. Если у них что-то не работает — всем кажется, что это что-то не работает у нас. Поэтому главный фокус — максимально мягко справиться с чужими проблемами. Предложить какие-то варианты либо решить эту проблему внутри приложения — например, переавторизоваться — или попробовать предложить пользователю какую-то возможность автоматического обновления. Или хотя бы дать ему возможность высказаться до того, как он поставит низкую оценку на iTunes».

В описании на iTunes команда Coursistant дает обещание, что ответит вообще на все письма в поддержку, и слово свое держит. «И как вы все успеваете?» «Мы работаем на себя, — рассказывает Илья. — Если произошел какой-то аврал, то мы работаем и на выходных. Если нужно срочно исправить баги — сидим, пока не исправим. В воскресенье вечером я отвечаю на письмо и получаю восторженный ответ: я и не надеялся, что мне так быстро ответят!»

Продажи: больше, дольше, дороже?

Отношение Coursera (как и Udacity) более чем прохладное. «Скажем так, мы работаем скорее с молчаливого согласия», — говорит Илья. Когда разработчики начали продвигать свое детище на форумах курсеры, к ним пришло письмо из Coursera: мол, хватит такой наглости. «Мы им в ответ написали, уже в который раз: подождите! Мы очень рады вашему письму! Мы уже два месяца пытаемся с вами связаться — давайте договоримся... Но, к сожалению, Coursera реагирует только на то, что мы сделали что-то не так. Возможно, у них сейчас другой фокус — расширять выбор курсов, привлекать больше студентов...»

Как Coursistant будет развиваться дальше? Скорее всего, управление порядком курсов станет последней глобальной доработкой, а дальше — будут отшлифовывать и продавать уже сформировавшийся продукт. Пока что команда сосредоточилась на маркетинге, ищет новые возможности и привлекает новых клиентов. Ведь купив приложение один раз, пользователь больше не приносит компании дохода, но зато продолжает требовать заботы и внимания, если вдруг сталкивается с какими-то проблемами. Это влияет и на ценообразование — именно поэтому такое приложение не может стоить 99 центов, даже если оно кажется достаточно простым (и то только кажется!).

Магазин бонусов или дополнительных услуг —  in-app purchase — мог бы значительно увеличить слой масла на нелегком хлебе разработчиков, но с другой стороны, а что в нем продавать? Ведь, в отличие от наших университетов, в онлайн-школах нет никакого спроса на шпаргалки или выполненные тесты, а весь контент, необходимый для учебы, предоставляют провайдеры образовательных услуг. При этой бизнес-модели новые клиенты и закачки очень важны, и потому Coursistant смотрит в сторону официальных конкурентов с такими смешанными чувствами.

Как выжить в аппсторах?

Дальнейшее развитие разработчики видят в том, чтобы разрабатывать аналогичные приложения, но уже с официальным статусом. «У Coursera в руках все технические и финансовые козыри. Мы же хотим предложить наши технологии, знания и умения для разработки соответствующих "аппов" для других провайдеров».

«Мы сделали приложение сами, без какой-либо информации о бэк-энде Coursera или Udacity. Нам нужно было самим все проанализировать, распарсить, понять, как это все работает, и проэмулировать это все на "девайсе". И теперь мы можем прийти к заказчику и, ничего не меняя в его продукте, предложить для него свое решение. А можем вместе с заказчиком разработать API, который поможет все это структурировать и упростить для дальнейшей разработки».

История проекта Coursistant — хороший пример того, как интересная идея для стартапа развивается от самого начала и до своего логического завершения, за которым должен последовать скачок на новый уровень. Тем не менее, разработчики уже сейчас гордятся своим продуктом и верят, что это — достаточно высокая ступень на пути к чему-то большему. «Мы добились своей цели: предложили лучшее из того, что может предложить неофициальное приложение», — говорит Андрей.

подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение