«Начинается „санта-барбара“». Юрий Шиляев из WorkFusion рассказал, почему ИТ-компании перестают расти

Оставить комментарий
«Начинается „санта-барбара“». Юрий Шиляев из WorkFusion рассказал, почему ИТ-компании перестают расти

На конференции Human2IT, организованной студией Сорокина & Кулинкович, Director of Digital Products в WorkFusion рассказал о ловушках роста ИТ-компаний. Приводим основные тезисы. 

Стартаперы слишком увлекаются проектом и мало думают о потенциальных покупателях 

Приведу пример. Мой хороший знакомый, agile-гуру в Москве, прекрасно знаком с моделями роста компаний. Тем не менее он полгода работал над проектом, и только потом решил узнать мнение пользователей. Выяснилось, что проект вообще никому не нужен. То есть айтишники знали о всех возможных проблемах подобного стартапа, но… увлеклись.  

Иногда я просматриваю в качестве ментора стартапы на различных конкурсах. Мой первый вопрос к стартаперам: «Общались с потенциальными покупателями?». Типичная ситуация: люди девять месяцев работают без выходных, создают софт. Зачем? Да просто нравится.  

Фаундеры не могут поделить доли в компании. 

Делить «шкуру» не принято, но когда в компании появляются деньги, один основатель хочет получить большую долю, ведь считает, что работает больше другого. В белорусских реалиях часто бывает так, что доли не просто распределены интересным образом, но ещё и записаны на родственников или жён. И когда наступает пора распределять богатство, начинается «cанта-барбара»!       

Ловушка основателя

Когда компания растёт, возникает такая проблема, как «ловушка основателя».  Фаундеры далеко не всегда являются хорошими менеджерами — иногда совсем наоборот. Стартапы сгорают, потому что сгорают их основатели. В развитии компании наступает такой момент, когда основателя должен заменить хороший профессиональный менеджер, как Эрик Шмидт заменил Сергея Брина в Google.

Ставка на одного ключевого клиента 

В компаниях с подобной стратегией происходит так: ушёл клиент — ушли все. В хорошо растущих айтишных компаниях (например, в EPAM или Itransition) можно увидеть качественную диверсификацию прибыли: по географии, по индустриям, по клиентам. Если что-то произойдет с клиентом, этим компаниям станет чуть хуже, но ничего катастрофического с ними не произойдёт.

Потеря корпоративной культуры при быстром росте

Компания при быстром росте нанимает кого попало (поверьте, в айтишном бизнесе в Беларуси таких примеров хватает). Неуправляемый рост приводит к гибели внутренней культуры. Менеджерами при таком быстром росте часто становятся люди, которые вчера писали код, и они ничего не знают об управлении людьми. Думали, что это рост, оказалось, что это рак. 

Число Данбара

Робин Данбар — антрополог и эволюционный психолог. Исследуя приматов и древние человеческие общества, он пришёл к выводу, что 150 — это число социальных связей, которые человек может комфортно поддерживать. У Стива Джобса было правило: не более 100 человек в команде. Если в команде появлялся новый человек, то кто-нибудь должен был её покинуть. Человеку сложно поддерживать более 100 рабочих контактов, но компании с меньшим количеством людей сложно организовывать серьёзные процессы. Многие в ИТ знакомы со Spotify Model — ещё одной моделью организации компании. В ней есть понятие «трайба» — команды из 80 человек. Для компании это означает, что в ней должно быть достаточно хороших менеджеров, готовых управлять трайбами. 

На деле все, кто работал в крупных компаниях, понимают что реальная организация выглядит примерно так: 

Real Organization Chart

Real Organization Chart

Crossing the Chasm

Есть замечательная книга —  Crossing the Chasm о том, как адаптируются технологии на рынке. Мы постоянно слышим об огромном количестве стартапов в области искусственного интеллекта, которые якобы поднимают кучу денег. Но подавляющее количество покупателей говорят: «Эти продукты не для меня». Технология должна пройти через  пропасть от инновационных технологий к людям, которые будут просто пользоваться этой технологией, не думая, как она устроена.

Помните, раньше существовало огромное количество mp3-плееров? С ними надо было проделывать кучу манипуляций: куда-то подключать, загружать файловую систему, с помощью трёх кнопок искать нужный трек и прочее. Потом появляется iPod, для использования которого достаточно иметь IQ в размере 30. Известный принцип: средний интеллект пользователя находится примерно между кошкой и молотком. Когда вы пользуетесь этим принципом, у вас получаются хорошие продукты. Когда вы рассчитываете на пользователя с  IQ=150+, то ничего не выходит.


Работа в ИТ в Беларуси​.​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​​​​​​​​​​

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Горячие события

Открытая технологическая конференция ISsoft Insights 2021
19 июня

Открытая технологическая конференция ISsoft Insights 2021

Читайте также

Белорусский «конкурент Tinder» набрал 1+ млн пользователей. Стартап оценивают в $5+ млн
Белорусский «конкурент Tinder» набрал 1+ млн пользователей. Стартап оценивают в $5+ млн
Белорусский «конкурент Tinder» набрал 1+ млн пользователей. Стартап оценивают в $5+ млн
4 комментария
«Фаундер должен поработать сейлзом». Rocketdata про выход стартапа на международные рынки
«Фаундер должен поработать сейлзом». Rocketdata про выход стартапа на международные рынки
«Фаундер должен поработать сейлзом». Rocketdata про выход стартапа на международные рынки
1 комментарий
«Уехали, наверное, все топы». Forbes пишет об отъезде айтишников из Беларуси
«Уехали, наверное, все топы». Forbes пишет об отъезде айтишников из Беларуси
«Уехали, наверное, все топы». Forbes пишет об отъезде айтишников из Беларуси
6 комментариев
Выручка EPAM за квартал оказалась выше прогноза, штат вырос на 5,5%
Выручка EPAM за квартал оказалась выше прогноза, штат вырос на 5,5%
Выручка EPAM за квартал оказалась выше прогноза, штат вырос на 5,5%

Обсуждение

Комментариев пока нет.
Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже