В Беларуси разрабатывается глобальная платформа дистрибуции облачных услуг

24 марта 2017, 10:00

Подразделение ActivePlatform было создано в 2014 году на базе провайдера облачных услуг и хостинга ActiveCloud и компании Softline, являющейся международным поставщиком ИТ-решений и сервисов в более 30 странах мира.

ActiveCloud обслуживает свыше 50 000 корпоративных клиентов, является ведущим провайдером облачных услуг в Беларуси, входит в топ-5 лидеров по услугам IaaS России по данным IDC, J’son & Partners. Первая версия продукта ActivePlatform была внедрена для автоматизации предоставления услуг данного провайдера в 2015 году.

В настоящее время ActivePlatform — это самостоятельная продуктовая компания, работающая с ведущими мировыми вендорами, дистрибьюторами, реселлерами и провайдерами услуг. О международных амбициях своей команды, смене парадигмы ИТ-рынка, цифровой трансформации, закате пиратства и карьерном авантюризме рассказывают основатель и CEO ActivePlatform Олег Тягунов, CTO Андрей Копейкин и менеджер по продукту Василий Карпицкий.

Читать далее

Слева направо: Василий Карпицкий, Олег Тягунов, Андрей Копейкин

Что представляет собой платформа?

Андрей Копейкин: Если очень просто, то это что-то похожее на Google Play, App Store и прочие магазины приложений. Только продает она облачные сервисы от ведущих мировых разработчиков (вендоров) — Microsoft, Amazon, Google, IBM, SAP, Kaspersky и пр. Сейчас тенденция такова, что большинство крупных вендоров отказывается от продажи ПО в «коробках» и переходит на модель продаж по подписке. Такой вариант интересен как с точки зрения бизнеса вендоров, так и со стороны потребителей. Он позволяет прогнозировать доходы вендоров от продажи подписок на свои продукты на долгое время вперёд, а также усложняет жизнь пиратам. Временная лицензия стоит меньше, чем почти вечная «коробка», поэтому подписка на ПО более доступна пользователям, а значит, воруют софт менее охотно. На наших глазах и при нашем участии происходит изменение бизнес-модели глобального рынка ПО.

Как вы пришли к идее создания ActivePlatform?

Олег Тягунов: ActivePlatform родилась на волне так называемой «цифровой трансформации», куда входит в том числе смена бизнес-моделей, о чем сказал Андрей. В чем это выражается? Посмотрите вокруг. Самый большой оператор такси сегодня не владеет собственным автопарком (Uber), крупнейший ритейлер не имеет физических магазинов и складов (Alibaba), а основной генератор медиаконтента не создает этот контент (Facebook). Сегодня мы часто слышим о развитии мобильных платформ, интернете вещей и прочих перспективных направлениях. Но не стоит забывать о том, что традиционный ИТ-рынок, проще говоря, корпоративное программное обеспечение и железо —это сотни миллиардов долларов выручки ежегодно. И этот рынок, как ни странно, тоже подвержен изменениям.

Давайте вспомним, что представляет собой внедрение типового ИТ-решения в компании, например, CRM или 1С? Покупается оборудование и софт, нанимается интегратор, который всё это настраивает, передаёт заказчику и обслуживает в последствии. Расходы, как правило, нужно нести сразу и большом объёме. Каждый год количество необходимых ИТ-систем растёт так же, как и стоимость ИТ-специалистов. Логично предположить, что рынку стала нужна новая, более гибкая, быстрая и доступная модель внедрения ИТ. И такую модель придумали: с 2010-х годов вендоры стали предлагать продукты в виде услуги, доступ к которой осуществляется удалённо через интернет и с удобной помесячной оплатой, пропорциональной потреблению. Этот подход назвали «облаком».

Рынок облачных услуг сегодня растет в десятки раз быстрее, чем ИT-рынок. Так, доля облачных услуг в выручке Microsoft приблизилась к 30%, а продукты Google Apps и Amazon Web Services изначально создавались облачными. По данным ведущих аналитических агентств, в течение ближайших 10 лет в результате трансформации доля облачных услуг составит до 80% от всего рынка ИT. Таким образом, сегодня полностью меняется парадигма распространения ИT-продуктов — идёт переход от продаж «коробок» к продажам «облаков».

Это означает, что изменения затронут всю экосистему распространения таких продуктов: от вендоров до дистрибьюторов, реселлеров, интеграторов, которые в данном случае становятся сервис-провайдерами. Чтобы сохранить свой многомиллиардный бизнес, им предстоит достаточно быстро перестроить свои процессы под «облако». Главную роль в этом играет автоматизация, системы поддержки бизнеса и операций. Это и есть основное назначение ActivePlatform! Мы, как часть международной компании Softline, видели проблематику цифровой трансформации изнутри. Это мотивировало нас к созданию своего продукта. На мой взгляд, очень здорово приложить руку к смене мировой парадигмы.

Каким образом устроена платформа?

Андрей Копейкин: Наше решение состоит из глобального каталога продуктов и множества региональных инсталляций. Глобальный каталог предназначен для разработчиков (вендоров): там они могут самостоятельно регистрировать свои продукты и управлять ими. Например, добавить новую услугу, описать тарифные планы, загрузить маркетинговые материалы. Эта информация, в свою очередь, автоматически транслируется по региональным инсталляциям ActivePlatform по всему миру. Данные инсталляции принадлежат различным сервис-провайдерам (дистрибьюторам, реселлерам, интеграторам и т. д.), обладающим клиентской базой и каналом продаж. И, наконец, клиент такого сервис-провайдера получает возможность выбрать услугу, сформировать заказ. После подтверждения оплаты платформа автоматически активирует данную услугу в облаке вендора. ActivePlatform предоставляет удобный клиентский интерфейс, с помощью которого заказчик может управлять своими подписками, пользователями и правами доступа, расходами и прочими параметрами. Все действительно похоже на App Store: покупателю нужно конкретное приложение с конкретными функциями, оно развёртывается в автоматическом режиме и начинает работать сразу же.

Цифровая трансформация, новые бизнес-модели… Вы уверены, что компания из Беларуси такое потянет?

Олег Тягунов: В нашей концепции присутствует два основных участника: вендор и сервис-провайдер. Данный вопрос с точки зрения бизнеса можно развить следующим образом: зачем вендорам приходить на нашу платформу и каковы успехи с самими сервис-провайдерами? Сегодня ActivePlatform имеет уже несколько стратегических соглашений и внедрений в крупнейших сервис-провайдеров, покрывающих в совокупности более 50 стран присутствия, включая СНГ, Восточную Европу, Азию и Латинскую Америку. Это достаточно большой и весомый канал продаж, благодаря которому для вендоров появляется ценность появления на платформе. По сути, всего лишь одна интеграция вендора с ActivePlatform позволит ему получить автоматизированный канал распространения своих сервисов в 50 странах. Согласитесь, это гораздо проще, быстрее и выгоднее, чем делать 50 отдельных интеграций в каждой стране.

Василий Карпицкий: Для реализации нашей идеи у команды ActivePlatform есть четкое видение и план, как наш продукт будет развиваться в будущем. Олег упоминал цифровую трансформацию, которая доминирует и существенно влияет на все аспекты жизни и ведения бизнеса в современном мире.

Цифровая трансформация — это глобальная идея для реализации, которой необходимо иметь локальную и/или индустриальную экспертизу и применять её в четырёх направлениях: трансформировать сам продукт, трансформировать способ предоставления продукта клиенту, изменять способ взаимодействия с клиентами и существенно трансформировать то, как компания и команда работает внутри. Ведущие ИT-эксперты и аналитические агентства заявляют практически в ультимативной форме, что бизнес, который сознательно не трансформируется, исчезнет в ближайшие годы. А подкрепляют это прогнозами о том, что более 60% компаний присутствующих в Fortune500 сегодня, исчезнут из этого списка к 2020 году.

Сегодня любая успешная компания, начиная от компаний феноменов «Digital Disruptors» таких как Uber, Airbnb, Tesla и до крупных лидеров в своей отрасли будь то Microsoft, Google, Facebook или Amazon не только активно пропагандирует такой подход на все индустрии, но и применяет идею «цифровой трансформации» в собственной организации. Команда ActivePlatform работает по тому же принципу по всем четырём упомянутым направлением как внутри организации, так и при взаимодействии с нашими клиентами. Мы чётко нацелены на улучшение нашего продукта для помощи всей экосистеме от вендоров до дистрибьюторов, реселлеров, интеграторов успешно пройти через трансформацию своего бизнеса и стать провайдерами облачных услуг и в свою очередь помочь собственным клиентам реализовать свой потенциал более эффективно.

Для того, чтобы быть лидерами в эру цифровой трансформации мы в ActivePlatform очень внимательно отслеживаем тренды в ИT-индустрии и изучаем все новейшие технологии на предмет применения в нашем продукте. На базе результатов этих исследований мы разрабатываем инновационную концепцию «когнитивной платформы», которая поможет реализовать нашу амбициозную задачу и создать действительно успешный глобальный продукт.

Андрей Копейкин: Первое, что я заметил, когда пришел в ActiveCloud, — то, как в компании объединены дух настоящего стартапа с ресурсами большой корпорации. Тебя никто не считает «слишком умным», когда ты предлагаешь изменения в продукте. Решения принимаются очень быстро, изменения в платформу вносятся постоянно. Ты видишь результат своего труда практически в реальном времени. Вместе с тем, у тебя за спиной стоит Softline с его уже готовым каналом продаж, благодаря которому мы проверили гипотезу о востребованности ActivePlatform. Она нужна дистрибьюторам и реселлерам, а также правительствам: на базе ActivePlatform развернуты полноценные государственные облака в нескольких странах.

Кого вы хотели бы видеть в команде разработчиков магазина облачных приложений?

Андрей Копейкин: Сейчас в команде проекта задействованы 50 профессионалов. Мы продолжаем расширять её талантливыми руководителями, архитекторами, разработчиками, бизнес-аналитиками, тестировщиками и техническими писателями, опытными инженерами и специалистами, которые не боятся масштабов проекта. Ведь только на первом этапе мы покрываем 50 стран мира, после чего выходим на другие регионы. Предполагаются командировки в США, Бразилию, Аргентину, Китай, Индию, страны ЕС. Люди из нашей команды должны уметь принимать самостоятельные решения, ведь научить человека фреймворку гораздо проще, чем приучить его работать не по указаниям сверху, а своей головой.

Чтобы команда талантливых профессионалов уверенно двигалась к намеченным целям, мы приглашаем проектных менеджеров, которые обладают глубокой технической экспертизой и навыками применения гибких методологий (Scrum, Kanban). Нам нужны лидеры, способные воодушевлять и интегрировать команду, транслировать виденье, обсуждать потенциальные возможности и барьеры на пути к цели, управлять изменениями и вовлеченностью людей в проект. От опытных управленцев мы также ждем участия в формировании своей команды, регулярной оценки и развития людей через диалог, профессиональную поддержку и коучинг. Именно через командную работу мы сможем добиться самых амбициозных целей.

Чтобы команде было комфортно работать над проектом, мы позаботились об удобном офисном пространстве. Наш офис расположен в новом бизнес-центре «Каскад», который находится в шаговой доступности от ст. м. «Молодёжная».  Рядом с бизнес-центром есть бесплатная парковка с достаточным количеством мест, закрытая парковка для велосипедов, оснащенная видеонаблюдением.

Технологичное рабочее пространство для нас — это инвестиция в бизнес и наше конкурентное преимущество. Мы зонировали офис таким образом, чтобы была возможность и поработать сообща, и побыть наедине со своими мыслями.

И, конечно, мы позаботились о том, чтобы в течение рабочего дня можно было переключиться и «перезарядить свои аккумуляторы»: выпить чашечку ароматного кофе, пообедать, сделать силовые упражнения и освежиться в душе, чтобы возвратиться к любимому делу с удвоенной энергией.

Заходите на страничку ActivePlatform, узнавайте подробности и присоединяйтесь к нашей команде

Фото: Константин Горецкий

Обсуждение