История ремонтов и «противоугонная система». Белорусы делают приложение для поиска веломехаников

10 апреля 2018, 09:00

Velotooler — белорусский стартап, цель которого объединить механиков и велосипедистов во всём мире. О перспективах проекта dev.by рассказал СТО Сергей Белоус.

Читать далее...

Идея появилась давно: основатели Егор Бубен и Костя Сивцов постоянно сталкивались с трудностями, когда им нужно было отремонтировать свои велосипеды, — не только в Беларуси, но и за границей. Тренируясь в Испании, они набросали основную идею проекта. 

— Все понимали, что проблема существует не только у владельцев велосипедов, но и у самих механиков. Общаясь с большим количеством людей из велоиндустрии, ребята узнали, что в большинстве штатов Америки, где они часто бывали и тренировались, распространена проблема низкой оплаты и сезонности работы механиков. При этом большинство друзей-велосипедистов из других стран подтверждали, что всегда обращаются к тому механику, с которым уже работали и которому доверяют. А во время велосезона механики бывают настолько заняты, что ремонта приходится ждать очень долго.

Поэтому было принято решение создать веб-приложение, с помощью которого можно найти опытного механика в любой точке мира. Для этого достаточно оставить заявку: система оповестит всех механиков, которые находятся рядом. При этом в профиле механика можно посмотреть его рейтинг и список выполненных работ.

У каждого велосипеда на velotooler есть свой профиль, где хранится история ремонтов, текущее состояние деталей, владелец, характеристики и много другой полезной информации. Это своего рода сервисная книга, которую мы привыкли видеть для автомобилей. В результате, покупая подержанный велосипед, можно ввести серийный номер и узнать всё, что с ним происходило. Если велосипед украден и находится в розыске, система также об этом сообщит. 

Разработчики перечисляют три основные задачи, которые стоят перед командой.

— Предоставить велосипедистам возможность быстро и удобно заказать специалиста к себе на дом для ремонта или обслуживания велосипеда.

— Изменить стандарты в велосипедной индустрии, где в данный момент нет прямой связи между производителем велосипеда и покупателем. Объединив последних через велосипедный профиль, velotooler рассчитывает создать глобальную базу данных, схожую с уже существующей в автомобильной индустрии, где весь контроль данных происходит посредством регистрации автомобиля в ГАИ. В профиле будет отражаться история ремонта велосипеда, диагностика, замена деталей и т.д. Такие данные должны помочь производителям быстрее решать проблемы с браком и давать возможность получить оперативную помощь профессиональных механиков.

— Бороться с кражами велосипедов на глобальном уровне. В приложении уже существует возможность перевести профиль велосипеда в статус украденного, остаётся расширять базу велосипедов, параллельно согласовывая её с госорганами.

Конечная цель — создать систему для велосипедистов, предоставляющую весь спектр услуг на протяжении жизненного цикла велосипеда. 

— Ниша, которую мы заняли в индустрии, совсем сырая. Практически все ремонтные работы на сегодняшний день проходят через веломагазины или набирающие популярность мобильные bike-shop франшизы и их индивидуальные аналоги. Мы же хотим с помощью ИТ «объединить» индустрию на нашей платформе. В американской прессе нас уже успели назвать «uber для механиков».

Изначально в команде было четыре человека. Егор Бубен — основатель проекта, Костя Сивцов, инвестор и эксперт в индустрии, и программисты Алексей Доморенок и Александр Белоус. Позже velotooler усилил техническую команду: появилось несколько UI и Backend разработчиков, QA-специалисты, отдельная mobile (iOS, Android) команда.

На данный момент готов сайт и Android-приложение, на подходе iOS.

— С каждым днём задач становится все больше, а сами задачи масштабнее. Поэтому в ближайшее время планируем расширяться, — говорит СТО.

Финансировалось всё первое время за свой счёт: подключились личные финансы Егора, финансы его семьи и главного партнёра: белорусского велосипедиста Кости Сивцова. В данный момент у команды есть постоянный инвестор в США.

Сложности возникали в первую очередь с концепцией, отмечают разработчики.

— Некоторые вещи, которые мы реализовывали, в итоге оказались невостребованными или их пришлось переделывать кардинальным образом. Мы поняли одну простую вещь: один человек, каким бы умным и хорошо разбирающимся в индустрии он ни был, без постоянной обратной связи не в состоянии сделать то, что будет удовлетворять большинство пользователей. Сейчас мы делаем небольшие, частые релизы и постоянно общаемся с пользователями.

Кроме того, были проблемы с отсутствием компетенций в некоторых областях. Например, в команде не было UI/UX специалиста, и поначалу этой проблеме не придавалось особого значения.

— Мы не понимали, что на заре проекта очень важно, как будет выглядеть приложение и насколько удобно будет им пользоваться. Очень многое зависит от первого впечатления. Пользователи не видят, насколько красив или некрасив код твоего приложения – они видят, как оно выглядит внешне. Был момент, когда мы случайно узнали, что одна большая корпорация планировала с нами сотрудничать. Перед этим они сделали ревью нашего приложения, и у них сложилось впечатление, что оно «сырое» — только из-за того, что им неудобно пользоваться. Мы же об этом узнали постфактум от других людей. То есть у нас даже не было возможности пообщаться с этой компанией лично. Думаю, что наличие в команде UI/UX- специалиста в самом начале работы положительно повлияло бы на проект. С другой стороны, важно не упустить момент и реализовать идею как можно быстрее.

Кроме этого, сложности возникли со страховкой для механиков. Было сложно договориться со страховыми компаниями, которые рассматривали каждого механика как веломагазин. Повезло, что в одной из таких компаний работал человек, который занимался страховками в велоиндустрии и сам был любителем велоспорта. С его помощью на встрече с одним из страховщиков удалось достичь положительного результата.

Монетизация

Прибыль проекта формируется за счёт процента от оплаты услуг ремонта или сборки велосипеда и делится поровну между клиентом и механиком — по 10% с каждого.  То есть, скажем, если базовая цена сервиса 100$, то пользователь заплатит за него 110$, а механик заработает 90$. Что для пользователя выйдет дешевле, чем в веломагазине, а механик заработает больше. Помимо этого, в ближайшее время планируется запустить продажу годовых планов по обслуживанию велопарка для бизнес-пользователей.

На данный момент цель №1 команды — максимально продвинуться с разработкой корпоративного аккаунта. Это профиль для корпоративных партнеров, работающих в велосипедной индустрии. Если на заре стартап фокусировался на частных клиентах, то сейчас не менее важны бизнес-клиенты, которые продают или сдают в аренду велосипеды.

— Мы перешли на модель, которая позволяет привлечь частных клиентов с помощью наших бизнес-партнёров. Это помогает нам значительно снизить стоимость маркетинга, направленного на привлечение новых пользователей.

Пока что не решена задача по работе с клиентами быстро развивающихся dockless bike sharing companies (компании по прокату велосипедов без станций). Тут требуется хорошо продуманная интеграция. Основная проблема такой интеграции — это хаотичная разбросанность велосипедов.

Также пока не решена проблема интеграции с поставщиками велозапчастей, хотя переговоры в этом направлении уже ведутся.

В перспективе мы также хотим доработать концепцию аренды велосипеда на нашем сайте. Пользователю достаточно будет указать в профиле велосипеда «сдаётся в аренду» и ждать, пока предложение кого-нибудь заинтересует.

— Сейчас в США, да и во всём мире, существуют целые организации, которые собирают и отправляют велосипеды в Африку. Мы тоже хотим внести свой вклад в доброе дело и дать пользователям velotooler возможность отдать свой велосипед нуждающимся с помощью функции «отдать в добрые руки».

 

Фото: Андрей Давыдчик

Обсуждение