«Вот, значит, какую овцу заказал — все твои мысли сразу вскрылись». Геймдизайнер из Vizor Games о границах смешного в корпоративной культуре и продуктах

Колонка
7 сентября 2018, 08:50
«Вот, значит, какую овцу заказал — все твои мысли сразу вскрылись».

Геймдизайнер Владимир Яцукевич из Vizor Games рассказывает, как ирония и нежный троллинг помогают работать без иерархии и увлекать миллионы людей своими продуктами.  

У нас горизонтальная структура управления в компании. Нет никаких грейдов, трудовой иерархии: Junior, Senior, Team Lead. С теми процессами и продуктами, с которыми мы работаем, невозможно делать что-то крутое при вертикальной структуре. Все сотрудники в каком-то смысле равны, но у них есть зоны ответственности.

Если в твою зону ответственности входят люди, значит, ты за них отвечаешь. Ты не выше их. И они не твои подчинённые. Например, я отвечаю за работу некоторых дизайнеров, ставлю им задачи. Но это не значит, что они должны выполнять их именно так, как я сказал. Они могут выполнять их по своему усмотрению. 

Компания, как и команды, состоит из очень разносторонних людей. Когда мы формируем команды, мы знаем, например, что этот человек — спокойный математик, а этот — искромётный творческий перфекционист, а у этого — глубокие познания в литературе. Понятно, что мы не посадим трёх искромётных творческих людей за один стол — из этого ничего не выгорит. Чтобы продукт получился качественным со всех сторон, нужны люди с разным бэкграундом. В команде дизайнеров, например, есть человек с бэкграундом в нейробиологии, и это просто замечательное дополнение в нашу команду.

«Ты же не скажешь: „ты дурак“! Но можно весело пошутить»

Мы чувствуем свободу в том, чтобы творить так, как нам нравится. И у этой свободы есть цена — наши ошибки могут завести нас в тупик.

Мы делаем продукты, в которые играют десятки миллионов людей. Эта аудитория очень требовательна. Ей не подсунешь плохую графику, глупую сюжетную линию, некачественный дизайн. Если мы хотим быть успешным, нам нужно быть убедительным и не допускать до продакшна плохие идеи.

Мы должны быть достаточно критичными к своему творчеству. Юмор и ирония помогают нам в этом. Сколько я помню, мы всегда любили пошутить друг над другом. Иногда эти шутки безобидные, а иногда достаточно колкие и даже обидные для людей с тонкой душевной организацией.

Творческие люди — чувствительные, но не лишёны юмора. Поэтому мы нашли для себя идеальный способ выражения критики — через троллинг. Для нас это критическая грань шутки. Таким способом мы как бы намекаем, что что-то не так: тебе нужно ещё поработать над собой или тем, что ты сделал.

В форме троллинга можно более тонко выразить свои замечания в тех случаях, когда ты либо не можешь, либо не хочешь говорить их прямо в лоб. Допустим, человек уже несколько раз допускает одну и ту же ошибку. Ты же не скажешь: «ты дурак»! Но можно весело пошутить, и никто не будет в обиде.

Очень важно, чтобы человек имел шанс посмеяться вместе со всеми. Чтобы это не были шутки за его спиной. У нас люди привыкли, что если кого-то троллят, то смеются все, в том числе человек, которому это адресовано. Я называю это шлифовкой проблемных мест в работе человека.

Это хороший метод выстраивания отношений, хоть и не единственный. Научить такая форма общения может как минимум трезвому отношению к неудачам и ошибкам. Нам, например, это помогло совершенствовать методику регулирования конфликтов, выражения критики и т. д.   

На мой взгляд, благодаря такому общению у людей развивается адекватное отношение к своему творчеству. Над человеком всегда пошутят ровно столько, сколько он сможет вынести. И все окружающие должны понимать эту грань. Если кто-то её не чувствует, значит нам скорее всего не по пути.

«Невозможно пошутить над американской бабушкой, чтобы она вас действительно поняла»

Наше поведение на рынке — это тоже в каком-то смысле ирония. Никто не верил, что можно увлечь 100 миллионов пользователей в «Зомби Ферму». Мы это сделали — чем вам не троллинг скептиков, которые в нас не верили?

Многие представляли себе зомби как трэш: оторванные головы, торчащие окровавленные мозги, кровище. А мы показали этот мир совсем другим. У нас зомби — это милое существо, которое влюбляется в девушку и отправляется на поиски зомбиума, чтобы стать человеком. Чем вам не насмешка над хоррором?

Идеология «Зомби Фермы» — показывать и высвечивать в игре события, которые в каком-то смысле зомбируют весь мир: Хэллоуин, 8-е марта, Новый год и особенно 14-е февраля. Мы можем иронизировать в игре то, что в мире находится в центре внимания: Белый дом, Лувр, пирамиды, Эйфелева башня.

Поскольку мы общаемся в режиме иронии, мы начинаем творить так же. Например, для игры в «Клондайк: пропавшая экспедиция» мне нужно было, чтобы овечка, держа в зубах изумруд, бегала по локации, а другие персонажи пытались его отобрать. Чтобы овечка была более заметной среди зелени, я попросил сделать её розовой. Художнику дал задание: нарисуй мне розовую овцу с изумрудом в зубах, которую бы уже поймали.

Та самая розовая овечка с изумрудом в зубах.

Та самая розовая овечка с изумрудом в зубах.

Он спросил, как изобразить, что мы её уже поймали? Я ответил — не знаю, можешь привязать её к забору. И он присылает мне розовую овцу с изумрудом в зубах, прикованную цепями к забору. Всё строго по ТЗ. После этого меня начали троллить: «вот, значит, какую овцу заказал, все твои мысли сразу вскрылись». Даже не предполагал, что меня так поймут.

Мы постоянно шутим в жизни и в наших играх. Но у нас есть несколько категорических правила: никакой политики, религии, порнографии и трагедий. Также мы не используем в играх азартные механики. Мы могли бы наклепать казино-игры и быть в десять раз успешнее и богаче, потому что у нас для этого есть необходимые технологии и специалисты. Но это бы противоречило нашим убеждениям.

На самом деле шутки не всегда вписываются в игры, потому что это одноразовые вещи и сильно зависят от менталитета. Невозможно, например, пошутить над американской бабушкой, чтобы она вас действительно поняла. Всё, что ей нужно в игре, — это мир, в который она верит и в котором ей комфортно. Если мы нарушим этот «сервис уюта», она просто перестанет играть.

Минская библиотека, стилизованная под казино 

Минская библиотека, стилизованная под казино 

Тем не менее, в играх должны быть какие-то детали, которые будут забавлять игроков и напоминать, что это игра. Ну что может быть веселого в ферме, высаживании семян и доении коров? Ребята выкрутились: у них смешные коровы, свиньи весело подпрыгивают и храпят.

Но есть ведь и другие жанры, например, стратегии. Мы периодически вставляем в наши игры какие-то эпатажные штуки, чтобы игроки могли повеселиться и о чём-то поговорить. Например, в «Зомби Ферме» была возможность закопать соседа, чтобы забрать его мозги (очень ценный ресурс в игре). Игрок за нарушения правил получал чёрную метку и попадал в «изолятор», в котором мог играть только с такими же нарушителями.

Мы верим в то, что умный троллинг на большую аудиторию действует убедительно. Только делать это нужно тонко и со вкусом. Один мой знакомый рассказал мне историю: его друзья из России, въезжая в Минск, увидели практически в чистом поле сияющее огнями здание — нашу библиотеку. Они удивились и по приезду сказали «Ни фига себе у вас казино». Мне это так понравилось, что буквально через неделю мы выпустили обновление для «Зомби фермы», в котором уже была наша библиотека с надписью Black Jack и девушками, гуляющими рядом. Об этом тут же написали в новостях. Потом, конечно, эту деталь мы убрали из игры.    

По теме
Все материалы по теме
Обсуждение