Прокопеня о претотипах — быстром и дешевом способе проверки бизнес-идей

30 комментариев
Прокопеня о претотипах — быстром и дешевом способе проверки бизнес-идей

Бизнесмен Виктор Прокопеня выступил на форуме HI-TECH NATION. Приводим его доклад без изменений.

— Привет людям бизнеса Беларуси!

Как все вы знаете, у каждого спикера есть своя цена. И чем их больше, тем дороже ваши билеты. Наверное, я единственный, кто выступает здесь бесплатно. Я никогда не брал у организаторов денег за выступления на форумах, потому что хочу, чтобы они были доступнее для всего бизнеса. Потому что верю, что именно вы меняете Беларусь и строите её будущее. Когда в стране будет в 10 раз больше предпринимателей, тогда она станет действительно богатой.

О том, что вы должны от меня услышать, я сам узнал только с сайта Probusiness — так же, как и вы. Тему моего выступления придумал не я. Её заявил Виталик — на правах организатора. 

Ладно, подумал я, раз уж тема звучит «как попадать в тренды», то расскажу про тренды и что происходит в мире. А потом подумал ещё раз и решил всё немного поменять. 

Математика форумов Probusiness не сходится, и как я уже сказал, не из-за меня. К сожалению, это последний форум High Tech Nation. Поэтому я бы хотел поговорить о гораздо более глубоких и важных вещах.

#1. Важно уметь менять точку зрения. И причём тут тюрьма

И первая такая важная точка — это… Не буду вас интриговать и скажу, что это. Это умение менять свою точку зрения. И начну я издалека, например, с тюрьмы, от которой не застрахован никто.  

Все мы время от времени надеваем маски или играем роли. И  часто делаем это легко и не задумываясь. Одну маску — с партнёрами. Другую — с подчинёнными. Третью — для семьи и друзей. 

Так вот — попадая в такие условия, как, например, тюрьма, носить маску невозможно. Когда 15 человек месяцами вместе живут в помещении 30 квадратных метров, то начинают видеть друг друга насквозь. Такими, какими они есть. И люди, которые через все это проходят, начинают понимать нечто очень важное не только друг про друга, но и про себя. Я говорю в первую очередь про бизнес, который там оказывается. 

И самая бизнес-релевантная вещь, которую они начинают понимать, это про то, что нам сложно менять своё мнение. Это такая особенность характера белоруских людей бизнеса — нам кажется, что, изменив точку зрения, мы проявляем слабость. 

К сожалению, школа не учила нас отделять Идеи от Эго. Мы часто принимаем несогласие за неуважение. Мы подменяем понятия. Нам кажется, что изменить точку зрения — это признать поражение. На самом деле всё наоборот — это делает нас сильнее. Настоящее понимание любой ситуации — это способность смотреть на всё с разных точек зрения.

Этому легко найти подтверждение. Возьмём Фейсбук. На моём телефоне нет его приложения. Я удалил его. Но не за то, что отнимал огромное количество моего времени. Просто я не видел, чтобы кто-то менял своё мнение. Всё, что многие там делают, это доказывают друг другу, кто прав. Наверное, мне не повезло, но я так не видел, чтобы кто-то даже после обсуждения поменял свою точку зрения. 

Если человек соотнёс себя с интеллектуальной позицией — это становится частью его самости. Нет разделения своего «Я» и своей позиции. И в этом, как мне кажется, есть большая проблема нашего общества. Джефф Безос, один из самых богатых и успешных людей в мире, говорил, что для его успеха ключевой была способность менять своё мнение — при наличии достаточных аргументов. 

Часто бывает так. Предприниматели начинают зарабатывать чуть больше денег, чем их окружение, начинают терять связь с реальностью. Оказывается, увеличение их личных расходов приводят к увеличению Эго. Наше Эго — это цель, которую мы носим с собой. Чем оно больше, тем легче попасть в цель. Эго всегда ищет подтверждение тех вещей, в которое верит. В итоге проблема увеличивается. 

Бизнес — это всегда про людей. А люди постоянно меняются. Если нам кажется, что мы нашли универсальный ключ к пониманию рынка, это значит, что мы его только что потеряли. Если мы дадим нашему Эго решать, что нам видеть, слушать и во что верить — то мы позволим нашим старым победам мешать будущему успеху. 

#2. Никто не знает, как выбирать тренды. И что с этим делать  

Какое отношение это имеет к бизнесу и поиску прибыльных трендов? Самое прямое и простое. Правда в том, что не знаем, каким образом выбирать правильные тренды. Нет ответа на этот вопрос. 

При этом мы часто слышим, что поражение — это не вариант. Такая мотивирующая фраза на самом деле невероятно неправильная. 

Объективно: поражение — это наиболее вероятный результат любого нового продукта или бизнеса. Большинство новых продуктов могут провалиться, даже если вся операционка управляется самым идеальным способом. Правильнее думать про неудачу как про вероятный исход вашей новой гениальной идеи или нового найденного вами тренда. Именно этот способ мышления скорее всего приведет к успеху. 

Что можно сделать в такой ситуации? Спросить у клиентов? К сожалению, люди так устроены, что спрашивать их, купят они ваш продукт или нет — бесполезно. Важно не то, что они говорят. Важно, на что они уже тратят время и деньги. Им можно задавать вопросы про прошлое и настоящее, но не про будущее. Знаменитая фраза Генри Форда подтверждает этот тезис. Он говорил: «Если бы я спросил, чего хотят мои клиенты, они бы попросили более быструю лошадь».  

И если вы делаете продукт в 2019 году, у которого, как вы считаете, нет конкурентов, то это, как правило, полная чушь. Сегодня у людей занято все время и все деньги. И вы в любом случае конкурируете за долю их кошелька или их времени. 

Иногда это могут быть совсем не очевидные вещи. Например, Youtube конкурирует за время с вашим сном. Хороший признак успешного продукта, это то, что он позволяет делать что-то, что люди уже делают — или дешевле, или быстрее.

Итак, предположим, мы знаем, что ничего не знаем и скорее всего придуманная нами идея неверная. Мы знаем, что людей о будущем продукте спрашивать бесполезно. Что делать? На самом деле самый лучший способ проверить гипотезу — это реальные покупатели и их поведение. Ключ к успеху нового продукта — научиться дёшево тестировать идеи. 

Как-то в МакДональдсе решили ввести в меню МакСпагетти. Менеджеры опросили клиентов и их ответы показали, что это будет востребованный продукт. Компания вложила десятки миллионов долларов в запуск этого продукта. А продукт с треском провалился. Внимание, вопрос. Как Макдональдс мог бы собрать правильные данные, которые бы подтвердили или опровергли спрос на МакСпагетти всего за 100 долларов? Правильный ответ очень прост. Стоило добавить в меню нескольких ресторанов МакСпагетти и отмечать каждый их заказ. Сами МакСпагетти на этом этапе можно было бы не делать.  

В нашей стране, когда запускаем продукт, мы рискуем не только временем и деньгами, но и репутацией. Потому что у нас не принято ошибаться. Нам нужно научиться дёшево находить правильные идеи продуктов, а не правильно делать неправильные продукты. Поэтому идея дешёвого тестирования гипотезы нового продукта невероятно важна. Нам нужны правильные инструменты. Мы настолько хороши, насколько хороши наши инструменты. 

#3. Притвориться, что у тебя есть прототип. И почему это работает

А сейчас я скажу новое слово для белорусского бизнеса — это претотип. Претотип — сокращенно от pretended prototype — притвориться, что у тебя есть прототип. И пример про МакСпагетти был типичным примером претотипа. 

Эта тема широко известна в Кремниевой долине. Но в русскоязычном пространстве по ней ничего нет. Я про неё узнал на лекции в Стэнфорде — её вёл автор этого инструмента — Альберто Савойя. Он также любил нам говорить: «Гораздо легче сделать, чтобы люди открыли свой рот, чем свой кошелёк».

Почему белорусам не подходят прототипы? Проблема, что прототипы занимают слишком много времени, мы влюбляемся в идею и потом не можем поменять своё мнение, даже если видим все признаки того, что рынок говорит нам, что эта идея неправильная. Чем отличается претотип от прототипа? В случае, когда мы думаем прототипами — мы думаем как нам сделать прототип? В случае претотипа — надо ли это делать вообще? Но ключевое отличие прототипа от претотипа в том, что прототип делают дни, недели, месяцы, претотип делается за часы. 

Есть множество техник по созданию претотипов. Вы можете придумать свои. Я расскажу о нескольких, чтобы вдохновить вас на поиск дешевых способов тестирования ваших гипотез. 

Виды претотипирования

Механический Турок

В 18-м веке изобретатель Вольфганг фон Кемпелен сделал машину для автоматической игры в шахматы. Человек подходил к машине и мог играть против нее, при этом машина проявляла серьезные интеллектуальные способности. Очевидно, что с развитием технологий в то время такое было невозможно и великолепная игра машины объяснялась просто. Внутри нее сидел человек, которого, естественно, не было видно снаружи, и делал ходы, которые выдавались за ходы машины. Машина называлась Механический Турок. Таким же образом называется и метод претотипирования, когда человек используется вместо машины. 

В IBM еще 50 лет назад хотели упростить ввод текста машинистам за счет создания алгоритма распознавания речи. Так как это очень дорогой алгоритм, решили его сперва протестировать. Клиент подходил к компьютеру и говорил голосом, что он хотел набрать на клавиатуре. В соседней комнате оператор все слышал и набирал его текст. IBM быстро выяснили, что для набора больших текстов эта технология не подходит. У людей уставали связки. Было сложно голосом набрать, например, «давайте уволим Васю из бухгалтерии», когда Вася проходил рядом. Невозможно было посадить несколько человек в одной комнате, так как становилось слишком шумно. 

Техника Буратинёо 

У Джеффа Хокинса, изобретателя, нейробиолога и исследователя AI, была прекрасная идея карманного компьютера. Он сделал множество дорогих прототипов и ни один из них не работал. Когда деньги закончились, Джефф начал тестировать идеи более дешевым способом.  Он вырезал из дерева разного размера карманные компьютеры, носил их весь день с собой, представляя, как бы он их использовал. Например, когда кто-то у него кто-то спрашивал, свободен ли он на обед в пятницу, Джефф доставал кусок дерева как карманный компьютер и смотрел в воображаемое приложение календарь. Он хотел понять, какие приложения он использовал бы чаще всего. Результаты были следующие: Джефф носил с собой его условный Palm (карманный компьютер) 95% времени, доставал его в среднем 12 раз в день, 55% в нем планировал встречи, 25% времени искал контакты, 15% заполнял чеклист и 5% делал заметки.

В результате родилась идея Palm Pilot, который можно назвать первым супер успешным карманным компьютером. 

Фейковая дверь

Возможно, не все знают, что сегодня белоруские мобильные приложения скачивают более 100 млн раз в месяц. По этому показателю мы занимаем позицию бесспорного лидера в Восточной Европе. 

Чтобы мобильное приложение было успешным, нужно дешево купить рекламу. Это одна из составляющих успеха. Алгоритмы, продающие рекламу, так устроены, что чем чаще люди нажимают на рекламу, тем она дешевле. Так вот что делают многие белоруские компании — они сначала рисуют рекламный баннер мобильного приложения, где показано, как может работать будущее приложение, пробуют на него покупать рекламу, смотрят получается ли это сделать достаточно дешево и только после этого делают приложение. 

Претотип Фейковая дверь используется не только для тестирования ИТ-продуктов. Ее можно применять и для классических бизнесов. Предположим, вы хотите открыть магазин античных книг. За 20 долларов можно сделать вывеску, приклеить ее над дверью помещения будущего магазина и дальше посмотреть: сколько людей за час проходят мимо вывески, сколько заметили надпись, сколько остановились и пробуют зайти, какой возраст, пол и другие характеристики тех, кто хочет зайти. 

Фейковая дверь — супер способ претотипирования и позволяет проверить гипотезу за часы. Еще до того, пока вы не успели влюбиться в идею, что, на мой взгляд, невероятно важно для белорусских бизнесменов.

Этично ли делать претотипы — каждый может ответить на этот вопрос себе сам. Многие из тех, кто их практикует, дают бонус клиентам, использовавшим претотипы.

Фасад

Разница между претотипами Фасад и Фейковая дверь в том, что после нажатия на кнопку Скачать мобильное приложение или когда потенциальный покупатель стучит в дверь, в случае фасадного претотипа всегда что-то происходит. Например, в случае магазина книг, вы можете снять на день помещение у потенциального арендодателя, оставить внутри какое-то количество книг, поставить стол/стул, и ждать потенциального покупателя без ремонта и других инвестиций. 

Я как-то прочитал книгу Чичваркина, мне не понравилось — не рекомендую, но я там нашел одну очень интересную историю. Чичваркин проанализировал продажи мобильных телефонов в своей сети Евросеть. Оказалось, что средний магазин занимал площадь 150 квадратных метров, предлагал 500 вариантов мобильных телефонов, в то время как 90% продаж приходились на 50 моделей. Как это принято в России, сразу решил, что он гений и решил открыть сотни магазинов Евросеть Лайт — малюсеньких киосков, где продавалось те самые 50 самых продаваемых моделей. Чичваркин думал, что сэкономит на аренде миллионы. Однако, эксперимент с треском провалился. Потеря огромного количества денег и удар по огромному эго Чичваркина заставили его очень глубоко подумать над этим. Мне очень понравилась его мысль о том, что мы все очень тяжело работаем в современной экономике. И после этой самой тяжелой работы у покупателя есть священное право выбора, на которое предприниматели не имеют право покушаться. Знал бы Чичваркин про претотипирование, к этой самой мысли можно было бы прийти гораздо дешевле. 

Претотип на одну ночь

Ричард Брэнсон запустил свою авиакомпанию после того, как его перелет на романтический отпуск с девушкой был отменен. Тогда он сделал табличку Virgin Airlines и начал продавать билеты на Британские виргинские острова. Когда все билеты были проданы, Брэнсон арендовал чартерный самолет и полетел на острова. Позже Virgin Airlines стала одной из самых успешных и инновационных авиалиний в индустрии. Девушка Брэнсона была настолько впечатлена, что вышла за него замуж. 

Airbnb начинался таким же образом. Когда Джо Гебиа и Брайн Чески не могли заплатить аренду за квартиру в Сан Франциско, они сделали маленький сайт и попробовали сдать в аренду три матраса в одной из своих комнат в квартире. Через несколько часов появились женщина и двое мужчин и заплатили по $80 за человека. Что делали в этой комнате женщина и двое мужчин — легенда умалчивает.

Tesla прежде чем арендовать помещения, пробует разместить мобильный шоурум в предполагаемом месте аренды на одну ночь. Шоурум разворачивается за несколько часов, стоит день и после этого Tesla анализирует собственноручно собранные данные и принимает решение стоит ли в этой точке открываться. 

И это очень правильно — потому что использовать чужие данные для принятия решения плохая идея. А что делают белорусы? Часто подписывают долгосрочные договора аренды без понятия о том, будет ли работать эта точка или нет. 

Нарушитель границы

Ребята из маленькой дизайн студии Upwell Design сделали инновационный выключатель света, на который можно вешать ключи и складывать письма. Назвали его Walhub. Они не знали, будет он продаваться или нет. Они изготовили несколько таких выключателей, одели майки продавцов IKEA и положили их на полку в магазине IKEA, когда никто не видел, и стали наблюдать, будут ли эти продукты брать в корзину реальные покупатели. 

Каждый, кто захотел купить выключатель, получил его бесплатно. Ребята сняли видео, которое можно найти по кейворду wallhub на YouTube. Отличный вдохновляющий пример претотипирования, с огромным вниманием к нему прессы и большим количеством просмотров. В Беларуси лучше договариваться с магазином, а то за такую штуку можно попасть на первый слайд моей презентации. 

Смена этикетки

Этот способ претотипирования подходит для проверки гипотез, когда вы верите, что небольшое изменение внешнего вида позволит запустить новый продукт. Например, вы хотите проверить, будут ли люди покупать суши второй свежести по цене в два раза дешевле обычных и насколько люди готовы рисковать здоровьем, если могут купить суши дешевле. Берем обычные суши, пишем, что они вчерашние и ставим цену в два раза дешевле. Знакомые ребята проверяли идею — не рабочая, но как пример претотипирования — хороший. 

Youtube

YouTube — прекрасный инструмент. Любые ИТ-продукты идеально претотипировать с его помощью. Можно делать видео с воображаемым продуктом. Как, например, Google и его видео, в котором предполагаемые функции очков с дополненной реальностью  Google Glass были реализованы.

Продукт не получился, хотя лично Сергей Брин инвестировал в него огромное количество своего времени. Все ошибаются, и это нормально.

Несколько полезных советов

1) Прежде чем делать претотип, стоит подумать — как сделать это быстрее? Оптимальный ли способ или возможно сделать лучше? 

Тестировать гипотезы можно не просто быстро, а очень быстро. Мы влюбляемся в идею и тут же начинаем бояться, что рынок ее не примет. Бояться как отказа в романтических отношениях. К сожалению, рынок часто говорит «нет». Поэтому и важна скорость проверки гипотезы. 

Ключевой показатель измерения качества претотипов — это количество часов до получения данных. Ни дней, ни месяцев — часов. Приведу пример одного из самых быстрых случаев получения результата от метода — всего за три минуты. Альберто Савойя, активатор инноваций, внедривший в Google метод претотипирования, преподавал в Стэнфорде. На одной из лекций он еще не успел закончить спич о том, что сейчас все будут тренироваться в создании претотипов, как у одной студентки претотип уже был готов. Пока Альберто рассказывал о сути задания, она придумала сервис по мойке велосипедов и послав емейл всей группе, получила первый заказ. 

2) Лучший способ найти классную идею — это иметь огромное количество идей. И интересный метод их генерации — переворачивать все с ног на голову. 

Возможно, кто-то помнит, как 1980-е годы цирки переживали кризис: представления были предсказуемыми и неинтересными, количество посетителей падало. Обычно цирк — это большой тент, звери, дешевые билеты, клоуны, поп-корн, здоровые мужики-силачи и горящие факелы. И тогда Цирк дю Солей сделал традиционный цирк наоборот: маленький тент, нет животных, дорогие билеты, без клоунов, попкорна и силачей. В итоге получился супер успешный продукт. 

3) Единственный способ понять, что хочет рынок — это не спрашивать, а предлагать. 

4) Мы не знаем, что нужно рынку и единственный способ это проверить — собственноручно собрать данные. 

5) Прежде чем писать бизнес-план убедитесь, что тут есть бизнес. 

6) Ошибаться это нормально. Посмотрите, это фотографии моргов Гугл и Микрософт — продуктов, которые делали эти компании, где работает огромное количество невероятно умных людей. И даже у них это не всегда получается и они не боятся признать ошибку, поменять свое мнение. 

7) История первой супер успешной игры Angry Birds тоже подтверждает необходимость создания претотипов. Ребята дорого пробовали делать игры — чуть не обанкротились и пришли к тому, что начали делать по 10 концептов в день, пока не родилась идея Angry Birds.

#4. Бизнес должен быть из-за любви. Но не из-за жадности 

Учитывая, что это последний форум, мне бы хотелось напомнить всем еще одну важную мысль. Многие не любят то, что делают. Но не могут остановиться и продолжают бизнес — ради денег, чтобы удовлетворить свою жадность. 

Но что такое жадность? Всего лишь попытка заполнить внутреннюю пустоту, решить эмоциональную проблему. Это попытка соединить чувство собственного достоинства с количеством денег. Но как дырявое ведро жадность не может заполнить внутреннюю пустоту и дать удовлетворение от бизнеса. 

Нет ничего плохого в здоровой дозе эгоизма. Но можно получить гораздо больше. Используя описанные выше методики, дешево пробуя различные идеи, можно найти тот успешный продукт, который займёт место в вашем сердце.  Тогда  сможете заниматься бизнесом ради любви, а не делать что-то лишь для удовлетворения жадности. Создавайте продукты, которые вы действительно любите и которые действительно нужны миру!

После выступления Прокопени руководитель Probusiness Виталий Волянюк сообщил, что информация о том, что проходящий форум станет последним — шутка-претотип. По его словам, во время выступления Прокопени ему написало множество людей с просьбой провести форум в следующем году, поэтому HI-TECH NATION будет продолжаться. 

Виталий Волянюк: Я решил пойти дальше в вопросе удешевления тестов. Предположим, хочу войти в новую индустрию. Как мне супер быстро понять, есть там деньги или нет?

Виктор Прокопеня: Виталик, есть простой лайфхак. Находишь самую большую отраслевую конференцию в этой индустрии, приезжаешь на нее и анализируешь — уже за первые пять минут можно сказать, есть там деньги или нет. Если на конференции нет евреев — беги оттуда, скорее всего в индустрии нет денег. Там, где деньги, ты увидишь какое-то количество евреев. Второй лайфхак будет бонусом — бери на конференцию красивых девушек, тем более в Беларуси с этим нет проблем. Топам новой для тебя индустрии твой продукт покажется более интересным, если ты приедешь не один. 

Виталий Волянюк: Как мне стать похожим на еврея?

Виктор Прокопеня: Ты белорус и гордись этим! Тебе не надо становиться евреем. Просто наблюдай за ними. Так сложилось, что на территории нашей страны за 74 года вхождения в состав СССР у людей отбили культуру заниматься частным бизнесом. А вот у евреев — 5 тысяч лет бесперебойного опыта занятия бизнесом. 

Список книг от Виктора Прокопени


Работа в ИТ в Беларуси​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​​

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Горячие события

GoWayFest 4.0 Online Edition Conference
11 июля — 12 июля

GoWayFest 4.0 Online Edition Conference

Минск

Читайте также

Главные анонсы конференции Microsoft Build 2020
Главные анонсы конференции Microsoft Build 2020

Главные анонсы конференции Microsoft Build 2020

Прокопеня предлагает сегодня в 21.00 поаплодировать медикам на балконе
Прокопеня предлагает сегодня в 21.00 поаплодировать медикам на балконе

Прокопеня предлагает сегодня в 21.00 поаплодировать медикам на балконе

5 комментариев
Прокопеня о кризисе: «Спасать надо тех, кто платил больше налогов»
Прокопеня о кризисе: «Спасать надо тех, кто платил больше налогов»

Прокопеня о кризисе: «Спасать надо тех, кто платил больше налогов»

31 комментарий
Microsoft отменила все офлайн-мероприятия до июля 2021 года
Microsoft отменила все офлайн-мероприятия до июля 2021 года

Microsoft отменила все офлайн-мероприятия до июля 2021 года

Обсуждение

Михаил Дубаков
Михаил Дубаков Writer в Fibery
2

в целом хорошая статья. Дополню книжку по этой теме
https://www.goodreads.com/book/show/980280.Sketching_User_Experiences

два момента.
1. Не круто иметь в меню блюдо, которое нельзя купить. Я бы расстроился.
2. Если любить деньги, то жадность превращается в любовь.

Дмитрий Трубников
Дмитрий Трубников UX/UI Unit Lead в Softeq Development
0

Можно с сожалением информировать, что оно закончилось, но обязательно появится скоро...
Это еще больше подстегнет интерес...
Главное не спалиться. Вносить такое блюдо стоит в меню после обеда... иначе «Оно закончилось» в 7 утра будет не очень...

Anonymous
Anonymous
0

Если болеть смертельным заболеванием, то смерть превращается в следствие.

Anonymous
Anonymous
0

Прочитал 1 пункт. Дальше не осилил, как-то примитивно для бизнесмена кмк.

Anonymous
Anonymous
0

За деньги бы точно не пошел это слушать, а за бесплатно.

-1

Он надевает маску для семьи, но не надевает для зеков... Серьёзно? Зеки стали ближе и довереннее семьи? Я что-то не понимаю в этом мире, но на всякий случай ну нафиг такие success stories

4

посиди годик, все поймешь )

George Kachanouski
George Kachanouski HR в ООО Ямото Самокато
0

Инересная идея создать агенство претотипов с командой, которая умеет пользоваться уловками/трюками/программами и материалами для созданию фасада продукта и выпуска маленькой партии на когорту выбранных пользователей.

0

Виктор молодец, статья сделала мой вечер :)

Anonymous
Anonymous
2

1. Apple сделал компьютер, когда они уже существовали, поменяв (украв) концепцию.
2. Амазон создал онлайн магазин, когда они уже существовали, как минимум реальные магазины.
3. Амазон создал клауд, когда уже были хостинги.
4. Гугл создал поисковик, когда уже были сайты.
5. Тесла создала Теслу, когда уже был электротранспорт.

Никто не создал того, что не напрашивалось самим собой в текущий момент.

Западными учёными развиваются многие направления от AI, VR до нейроинтерфейсов и квантовых компьютеров. Не знаю кто сказал "всё гениальное просто". По-моему, это лишь вопрос времени, когда какая-нибудь из этих разработок превратится в очередной "гениальный" бизнес.

Вот Гугл говорит, что создал квантовый компьютер. А в Китае кто-то котов клонирует.

1

Как говорит один мой знакомый: сделал лендинг, посмотрел сколько имейлов собралось и решил стоит ли работать над этой идеей

0

Вопрос в другом, откуда, из чего возникает тренд в тот или иной промежуток времени имено это на подъёме..как пример и вопрос - почему и с чего например - хинкальные прут, откуда ноги растут? думается есть сему объяснение..но есть и независимо от времени и обстоятельств слова и их сочетания, которые играют только в плюс в 95% случаев и такой один + есть даже в Минске и не из IT сферы, может есть предположения, что это за продукт?

Anonymous
Anonymous
0

1. Я бы не сравнивал хинкальные с трендами. Да и любой бизнес, который один человек в своё время хорошо описал одним словом "торгашество".
2. Да можно взять ещё сотни компаний для выявления этого "тренда". Интернет развился настолько, что стал доступен в некотором количестве университетов, появилась социальная сеть для общения. Появились компетенции в авиастроении, появился Airbus. iTunes написали, когда уже были проданы миллионы iPods, был написал плеер для iPhone и сделано куча других продуктов.

И так далее, наука - открывает, бизнес - превращает это в продукт, бизнес инвестирует в науку, цикл повторяется.

Если смотреть на Беларусь, то dev.by и т.п., oz.by, любая продуктовая компания аля "Санта Бремор" или "Савушкин Продукт", "Евроопт" и т.п. (если смотреть не со стороны самой торговли, а со стороны масштаба оной и онлайн сегмента). Возможно, не самые технологичные области, но, по-моему, их популярность была гарантирована ещё до их появления.

Anonymous
Anonymous
1

Это, конечно, нисколько не преуменьшает гениальности тех людей, которые в своё время основали эти компании.

Anonymous
Anonymous
0

Вот, например, мнение профессора MIT на этот счёт: https://youtu.be/idu4N3P1wTo

2

Прекрасный доклад. Виктор - молодец!

1

Спасибо Виктор!
Каждый поинт кажется важным. Разошлю всей команде.

П.С. Жаль что это последний пробизнес.

0

не последний :) stay tuned

0

> беларуские
> беларуских
> беларус
dev.by, у вас есть корректор вообще?
Беларусь, но белорус, белорусский (посмотрите как расшифровывется например БГУ)

agentcooper
agentcooper PM в SK hynix memory solutions Eastern Europe
0

"Беларусь" - поэтому "беларус", "беларусский" (с двумя с разумеется).

1

Вы не правы. Россия - росский - по-вашему? Есть правила языка - их надо знать.

agentcooper
agentcooper PM в SK hynix memory solutions Eastern Europe
-1

Россия - российский
Намибия - намибийский
Босния - боснийский
Русь - русский
Копысь - копысский
Беларусь - беларусский.

Если вы имеете смелость указывать мне на незнание правил русского языка, будьте любезны эти правила привести - очень хочу на них посмотреть.

1

Скажите пожалуйста,
- а на каком основании любой ВУЗ в Минске называется Белорусский, а не беларусский? (примеры - bsu.by, www.bsuir.by, и все остальные)
- http://president.gov.by/ru/ - поиск не выдает ни одного использования слова "беларусский", но при этом полно новостей со словами "белорус", "белорусский". Слово "беларуский" используется только в контексте белорусского языка - "беларуская мова", белорусскоязычная песня "полька беларуская"
- почему единственные, кто в СМИ в беларуси используют слова "беларуский" и "беларус" - это фем-мекка kyky, и парочка сайтов, где видимо гражданская позиция важнее грамотности, и нет ни одного крупного сми или государственной структуры?
>Если вы имеете смелость указывать мне на незнание правил русского языка, будьте любезны эти правила привести - очень хочу на них посмотреть.
Будьте любезны сами предоставить правила, по которым Беларусь - беларусский. То, что Вы привели - это не правило, а просто набор аналогий, в данном случае ложный

agentcooper
agentcooper PM в SK hynix memory solutions Eastern Europe
0

>>- а на каком основании любой ВУЗ в Минске называется Белорусский, а не беларусский?

Вузы (и не только) сохранили старые названия. Менять их не стали потому, что при переименовании страны в 91м году никто не озаботился введением соответствующих изменений в словари. Словари русского языка в Беларуси не составляются (что плохо), всё отдаётся на откуп России, а там, естественно, вносить подобные изменения никому не интересно. Они и "Беларусь"-то используют крайне неохотно.

>Будьте любезны сами предоставить правила, по которым Беларусь - беларусский.

С удовольствием http://rosental-book.ru/ortho_viii.html#sect40.7
Теперь хочу от вас правило, при котором добавление суффикса -ск может привести к изменению гласной "а" на "о" в середине слова.

0

@agentcooper
А что там про документы, официальную пресс-службу президента и остальное?
Ловко проигнорировали.

>Вузы (и не только) сохранили старые названия. Менять их не стали потому, что при переименовании страны в 91м году никто не озаботился введением соответствующих изменений в словари.

Причем здесь словари? Слово "белорусский" - не словарное, а производное от "белорус".
Ну и как это получается, страну переименовали, даже в паспортах, а вообще все остальное просто "забыли"? При этом не забыли как-то россию дергать каждый раз чтобы они использовали слово "Беларусь", пока не вышло спец постановление с их стороны?
Почему в свидетельствах о рождении на обороте который на русском языке пишут национальность "белорус"? Тоже забывчивые?

>Теперь хочу от вас правило, при котором добавление суффикса -ск может привести к изменению гласной "а" на "о" в середине слова.

Никак, только вот суффикс "-cк" добавляется в данном случае к слову белорус, а не к слову Беларусь, так как белорусам как нации с таким названием уже около 500 лет, в отличие от страны Беларуси, и уже тогда внезапно были белорусские всякие штуки. Ну или к чему добавляли суффикс -ск, когда не существовало страны Беларусь?
Вы уж тогда подгоните такое правило, по которому название национальности происходит от названия страны, а не строго наоборот

В общем, честно, это просто потрясающе. Я бы даже сказал феерично.

agentcooper
agentcooper PM в SK hynix memory solutions Eastern Europe
0

>Ловко проигнорировали.

Не проигнорировал, а не стал копипастить один и тот же ответ. В словарях осталось старое написание, новых словарей не выпустили, указа никакого не приняли - поэтому во всех официальных документах пишут так, как в словарях. Они не могут использовать слова, которых в словаре нет.

>Никак, только вот суффикс "-cк" добавляется в данном случае к слову белорус, а не к слову Беларусь

Ловко переобулись в воздухе после своего же вопроса: "Будьте любезны сами предоставить правила, по которым Беларусь - беларусский".

Если есть страна Беларусь, то не может не существовать прилагательное "беларусский" - как есть "российский", "эстонский", "камбоджийский" и все остальные. Не существует ни одного названия страны, от которого не образовывалось бы прилагательное. Если по поводу названия этноса "беларус"/"белорус" есть хоть какие-то основания для спора, то здесь их попросту нет. Даже если оставить для этноса наименование "белОрус" - это будет означать, что прилагательных будет два - "белОрусский" для всего относящегося к этносу и "белАрусский" для всего, относящегося к стране (аналог "русский" и "российский"). И уж конечно через "а" в любом случае должны писаться названия университетов.

>Вы уж тогда подгоните такое правило, по которому название национальности происходит от названия страны, а не строго наоборот

Названия наций почти во всех случаях происходят от названий стран (исключения единичны и каждый раз имеют конкретные причины - как в случае с Нидерландами). Эти названия могут совпадать или не совпадать с названиями главных этносов. Американцы, индонезийцы, гаитяне - это не этносы, а именно нации. Если образуется (или меняет имя) страна с неким названием, то и нация этой страны будет называться так же. Если возникает имя Беларусь, то и нация называется "беларусы".

Единственный вопрос, который можно считать незакрытым - название этноса (и соответственно языка). Этот вопрос, на мой взгляд, стоило бы задать самим этническим беларусам - их право выбирать самоназвание. С учётом подавляющего перевеса в численности людей, которых коробит "Белоруссия" предполагаю, что результат такого голосования был бы очевиден.

Резюмируя: слова "беларусский" и "беларус" не могут не существовать, если существует Беларусь. Слова "белорусский" и "белорус" могут существовать только для обозначение этноса (но не нации).

0

Это вот как раз пример совершенного незнания матчасти и попытка ее вывести "с точки зрения банальной эрудиции"
Беларусь - имя собственное (Вы в принципе имеете право изменить свое имя например на Сургэй а не Сергей и требовать такое написание)
белорус, белорусский - нет (Вы можете сколько угодно говорить, что вы грождонин, чоливек, мунш, атэц, но это будет неправильно)
Если Вам так проще будет жить
Германия - немец, немецкий
Камбоджа - кхмер, кхмерский
Нидерланды - голландец, голландский

agentcooper
agentcooper PM в SK hynix memory solutions Eastern Europe
-1

Для вас возможно было секретом, но от имён собственных образуются прилагательные и иногда существительные. Причём по правилам русского языка - ссылку на Розенталя я дал выше. Слова "германец", "германский", "камбоджиец","камбоджийский","нидерландец", "нидерландский", "камбоджиец", "камбоджийский" существуют. "Кхмер" относится к "камбоджийцу" примерно как "русский" к "россиянину".

0

Вы может не знали, но это название национальности (белорус) появилось намного раньше названия страны Беларусь, и слово "белорусский" тоже относится к слову "белорус", а не Беларусь

>Причём по правилам русского языка - ссылку на Розенталя я дал выше. Слова "германец", "германский", "камбоджиец","камбоджийский","нидерландец", "нидерландский", "камбоджиец", "камбоджийский" существуют. "Кхмер" относится к "камбоджийцу" примерно как "русский" к "россиянину"

Вот незадача, только нету камбоджийского, российского, нидерландского и германского языка - все это языки кхмерский, русский, нидерландский, немецкий. Поэтому что эти прилагательные происходят от названий народов и наций, а не от названий страны. Точно так же как и белорусский язык происходит от слова белорус. И окей, если вам так проще, можете беларусами называть людей любой национальности, которые живут в Беларуси (прямо как "россиянин" - любой житель России, независимо от национальности). Но если речь о национальности - это будет "белорус", увы и ах

agentcooper
agentcooper PM в SK hynix memory solutions Eastern Europe
0

По существу ответил выше, здесь замечу только, что в статье нет ни одного места, где речь шла бы об этносе - т.е. везде должно быть "а".

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже