Про большое преимущество рынка e-commerce в Беларуси

23 февраля 2016, 10:14

Безналичные операции по банковским картам на территории Беларуси на 1 января 2016 года составили почти 32% по сумме и 76% по количеству от общего числа операций по картам (данные НБРБ). Таким образом, трое из четырех покупателей пользуются при оплате картой. Директор платёжного провайдера ASSIST Belarus Вячеслав Сенин рассуждает в своей колонке о проблемах, тенденциях и перспективах  e-commerce в стране.

Читать далее

Иллюстрация via TheNextWeb.

На заре становления электронной коммерции в Беларуси среди населения был популярен миф о том, что покупки в интернете –– это большой риск в плане качества и гарантии на товар. Сегодня покупать онлайн — привычное дело.

По статистике Assist Belarus, количество платежей в 2015 году осталось примерно на том же уровне, что и в 2014-м, при этом средний чек в прошлом году упал (в долларовом эквиваленте — до 50%). Единственное исключение — бизнесы с оплатами от нерезидентов. Там число операций и средний чек даже немного подросли. Часть этих операций — это так называемые «спонсорские платежи». Зачастую это граждане, например, из России, которые оплачивают покупки родственникам или близким из Беларуси.

Пока в стране значительный процент бизнеса в электронной коммерции завязан только на внутренний рынок. Надо помнить, что Нацбанк Беларуси разрешает принимать платежи не только в национальной валюте, но и в других, например, долларах и евро, в отличие от той же России, где все расчёты только в российских рублях. Это определённо сильное преимущество рынка электронной коммерции в Беларуси, которое можно и нужно использовать в работе. 

Интернет-магазины страны понемногу выходят на внешние рынки. Точкой роста для бизнеса как раз и является переориентация на зарубежье. Держателям карт других стран должно быть выгодно и интересно покупать товар через белорусские интернет-магазины. И неважно, что это будет: цветы, техника, косметика, билеты или что-то другое, главное для бизнеса — создать такой интерес у держателей иностранных карт.

Яркий пример увеличения продаж — сайт «Белавиа». В 2015 году покупку авиабилетов на сайте оплачивали картами в два раза чаще, чем в 2014-м.

Если покупатель приобретает товар в интернете и платит за него картой на сайте, то он уже защищен. Возникнет нестандартная ситуация — легко можно доказать факт платежа. В этом помогут электронный чек или выписка. Кроме того, онлайн-платежи картами — это вдвойне защищенный процесс, ведь для допуска к такому виду предоставления услуг банки и платёжные системы проверяют интернет-магазин или другой ресурс по различным критериям. Иными словами, сомнительный бизнес к онлайн-продажам просто не допускается.

Отмечу знаковую тенденцию к упрощению процедур оплат, в частности, платежи в один клик. Более двух лет работает одноимённый сервис One Click. По отзывам компаний, покупатели часто пользуются этой услугой, тем более что при её применении процедура оплаты проходит в 1,5-2,5 раза быстрее. One Click подключен у таких крупных игроков рынка, как bycard.by, Белорусская железная дорога, МТС, e-dostavka.by.

Тон в e-commerce во многом задают крупные игроки, многие из которых начинали с традиционного бизнеса.

Среди таких можно назвать проекты «Евроопта» –– e-dostavka.by и «Техномедиатрейд», а также «Пятый элемент». Подобные компании создают положительную динамику и способствуют здоровой конкуренции в продажах через интернет.

С приходом крупных и сильных игроков рынок стал работать по более высоким профессиональным правилам, и в дальнейшем эта тенденция сохранится. Будет продолжать активно развиваться направление e-commerce, и в частности, интернет-оплаты. Покупатель хочет максимально упростить себе жизнь, а оплата по карте –– это один из самых простых способов совершить полноценную покупку, не вставая с места.

Очевидно, что все чаще будут происходить платежи с использованием мобильных устройств, соответственно появятся новые возможности — удобные сервисы и приложения, всё чаще выбор будет за оплатами в один клик.

Позитивные глобальные изменения произойдут, когда онлайн-бизнес Беларуси глобально переориентируется в сторону экспорта.

 


*Мнение колумнистов может не совпадать с позицией редакции.
 

подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение