Хотите дальше читать devby? 📝
Support us

$3000, $5000, $7000: кто больше? Измеряем вместе с компаниями потолок зарплат на белорусском рынке

Оставить комментарий
$3000, $5000, $7000: кто больше? Измеряем вместе с компаниями потолок зарплат на белорусском рынке

Стеклянный, хрустальный, прозрачный — такими эпитетами снабжают потолок зарплат, когда хотят подчеркнуть, что на белорусском ИТ-рынке существует невидимая преграда для роста. Спикеры Dev.by не раз упоминали эту проблему, отмечая, что она тормозит развитие рынка и провоцирует утечку мозгов на Запад.

Высоту потолка разные источники оценивают по-разному: $3-4 тысячи, $4-5 тысяч, $7 тысяч. Мы попробовали разобраться, где же предел и как его преодолеть.

Говорить об абсолютных зарплатных максимумах в этом вопросе, наверное, нет смысла: это всё случаи единичные. Анкетирование Dev.by с начала 2018 года фиксирует топ-3 самых высоких зарплат в разрезе технологий: $7 тысяч (1С разработчики), $6,9 тысячи (ObjectiveC/ MacOS/ IPhone) и $6,6 тысячи (.NET). Медианная зарплата в этих спецификациях — $1,5 тысячи, $2,25 тысячи и $1,9 тысячи соответственно, и это лишь подчёркивает неинформативность максимумов.

Правильнее говорить о верхнем квартиле зарплат — 25% наибольших чисел в наборе. Этот показатель в течение года изменялся с $2,1 тысячи до $2,5 тысячи в целом по отрасли. В разрезе технологий он варьировался от 1,8 тысячи (B1) до $3,5 тысячи (ObjectiveC/ MacOS/ IPhone). В разрезе должностей — от $525 (Junior QA Engineer/ Tester) до $5 тысяч (Department Manager).

Наиболее высокий верхний квартиль закономерно наблюдается у сеньоров проектных менеджеров — $4,5 тысячи, тимлидов — $4,25 тысяч, а также ведущих инженеров-программистов — $4 тысячи.

Белстат фиксирует среднюю начисленную заработную плату за октябрь в сфере «информационные технологии и деятельность в области информационного обслуживания» на уровне 3,9 тысячи рублей. После вычета налогов и конвертации получаем порядка $1,6 тысячи. Медианная зарплата в отрасли, по данным Белстата, (последние доступные данные — за май, 2,3 тысячи рублей) — около $1 тысячи. Это значительно меньше, чем показывали респонденты Dev.by в течение года ($1,4 — $ 1,6 тысячи).

Ориентируясь на верхний квартиль зарплат руководящих разработчиков и менеджеров, мы выдвинули тезис, что высота стеклянного потолка в белорусском ИТ — $4,5-5 тысяч. И попросили компании прокомментировать. Мнения собрали разные: от отрицания, что потолок вообще существует, до математических обоснований его высоты. От общих рассуждений, что, мол, работайте над собой и вам воздастся, — до конкретных предложений дополнительного вознаграждения в виде опционов.

«Потолком является способность к личностному росту»

Катерина Преткель, Director, People Programs EPAM Global:

С тезисом о том, что $4-5 тысяч — это потолок для белорусского ИТ-рынка, я не согласна. Это не потолок.

Потолок в разных компаниях разный, и зависит он от типа бизнеса. Пока ценность сотрудника выше, чем его стоимость, зарплата будет расти. Если программист или продукт, разрабатываемый в Беларуси, станет дороже, чем, скажем, в Америке, рост прекратится или замедлится, как это и происходит на других рынках. Свою роль в этом играет и конкуренция за ресурсы: если специалистов мало, а спрос большой, они становятся дороже независимо от их квалификации.

Если компания международная и её клиенты не белорусские, то на зарплаты влияет ещё и мировой рынок. Если специалист из другой страны будет выполнять работу того же качества за меньшие деньги, клиент не будет переплачивать за возможность сделать это именно в Беларуси.

ИТ — это бизнес, и здесь заключается договор между ценностью, которую предлагает сотрудник, и стоимостью, которую может себе позволить компания.

Зарплата больше $4-5 тысяч редко бывает у специалистов, не имеющих обширного, разностороннего технического опыта и развитых soft skills. И если с техническим опытом всё более-менее понятно — он неизбежно накапливается, если специалист активен и любит своё дело, то с «гибкими навыками» не всё так однозначно. Научиться кодить или тестировать иногда проще, чем презентовать свои идеи, особенно на иностранном языке. Или взять на себя ответственность за успех проекта и вести за собой команду. Или найти решение, которое способно трансформировать, а иногда даже спасти бизнес клиента. Для этого нужна личностная работа над собой, стремление постоянно обучаться и исследовать неизвестное.

Именно способность личностно расти является потолком — или в него упираешься и думаешь, что все должны, или продолжаешь рисковать и пробивать любые потолки, зарплатные в том числе.

Какими компетенциями должен обладать ИТ-специалист, чтобы ему платили больше $4-5 тысяч:

  1. Беглый разговорный английский и развитые коммуникационные навыки.
  2. Уникальные технические навыки, которых мало на рынке, но на которые существует высокий спрос.
  3. Умение вести за собой, обучать и развивать других — в любой роли это дополнительная ценность.
  4. Гибкость, адаптивность, обучаемость: даже если ты проектный менеджер с признанной корочкой, но не умеешь работать в постоянно меняющихся условиях, ценности в корочке мало. Но если умеешь, ты — незаменим.
  5. Consulting mindset. Умение слушать, понимать суть бизнес-проблем клиента (или пользователя продукта), продвигать свои идеи и переубеждать тех, кто уверен, что уже знает, как лучше.
  6. Change management — весь мир меняется. Нужно уметь управлять этими изменениями, будь то компания, проект, продукт или бизнес клиента.
  7. Problem/conflict solving, negotiation, people management  — умение договариваться, выстраивать отношения и поддерживать работу команд.

«Зарплатный потолок — $6300, но есть ещё опционы»

Роман Бугаев, СТО компании Flo:

Потолок для разработчика ПО в Беларуси находится на уровне мирового, так как есть фриланс-биржи и компании наподобие Сrossover и Toptal. В Минске потолок для офисных работников скорее всего будет на уровне $4-6 тысяч.

Надо понимать, что зарплата формируется на основании персонального рынка заработной платы для каждой категории специалистов. Во Flo мы постоянно собеседуем высококлассных инженеров и соответственно стараемся платить по верхней границе этого рынка.

Внутри компании мы используем зарплатную формулу, которая учитывает:

  1.      Category — категорию специалиста (например, iOS Engineer, QA Engineer и т. д.)
  2.      Experience factor — насколько человек соответствует требованиям к позиции (от 0,8 до 1,4).
  3.      Level Factor —  этот фактор у нас определен следующим образом junior (0,8 — менее 3 лет опыта), intermediate (1,0 — от 3 до 7 лет опыта), senior (1,2, более 7 лет опыта), staff (1,4, более 10 лет опыта), manager (1,4)
  4.      Медианную зарплату по рынку.

Наша формула:

Salary = Experience factor X Level Factor X Median Salary

Таким образом, получаем, что зарплатный потолок:

1,4 * 1,4 * $3 200 = $6 300, где 3 200 — это медианная зарплата для Java/Scala Lead Software Engineer по данным Dev.by (внутри мы используем другие данные, но они близки к данным Dev.by).

Помимо этого, в компании предусмотрены опционы для всех сотрудников. Объём акций, которые планируется распределить за этот год, по их текущей стоимости заметно больше фонда оплаты труда компании за год. Более того, акции обладают потенциалом роста в 10 и более раз. Поэтому есть вероятность, что сотрудники через опционы получат намного больший доход, чем через оклад.

Однако опционы не распределяются равномерно. Люди, внёсшие наибольший вклад, будут получать в разы больше акций, чем те, кто этого не сделал.     

«Давайте подсчитаем, в какие годовые затраты выливается для клиента зарплата белорусского разработчика в 5К»

Александр Куцко, директор SoftTeco:

Для начала определимся, говорим ли мы про зарплату «на руки» или же с подоходным налогом. Для простоты давайте обсуждать суммы, которые приходят на карточку.

Знаю, что на белорусском ИТ-рынке есть зарплаты и побольше $4-5 тысяч. Так что не возьмусь оценивать «стеклянный потолок» в целом. К тому же уверен, что пределы в аутсорсинге и в продукте, а также в разных технологиях отличаются.

В продуктах сложно называть потолок, так как ценного, уникального сотрудника будут удерживать именно зарплатой (и это имеет смысл, если продукт успешен).

При модели аутсорсинга многое зависит от ставки в час (в прямом или косвенном виде). Так, при зарплате  $4 тысячи рейт «в ноль» будет около $35-40 в час, при зарплате $5 тысяч — $45-50 в час (рейт в ноль означает, что компания не получит прибыли). Подсчёт производится с учетом налогов, затрат на инфраструктуру, отпусков и т. д. Готов ли клиент платить такие суммы за аутсорсинг?

Для ответа на этот вопрос давайте подсчитаем, в какие годовые затраты выливается для клиента зарплата белорусского разработчика в 5К.

$50 (часовая ставка) *168 (количество рабочих часов в месяце)*11 месяцев (1 месяц разработчик — в отпуске) = $92,4 тысячи.

Добавим сюда прибыль, которую должна получить белорусская компания, так как компании без прибыли просто разоряются. Получим где-то $100-110 тысяч в год. Эта цифра на 10-30% меньше зарплатных затрат на старшего разработчика в США. Но значительно превышает суммы выплат в Европе.

Это означает, что проекты на аутсорсинг с таким уровнем зарплат мы будем получать только с качеством разработчиков, значительно превышающим качество разработчиков, которые находятся в непосредственной близости от клиента.

Что такое суперкачественный разработчик? В Швейцарии, с которой мы работаем, действует принцип 10 тысяч часов: человек становится гуру в своей области после того, как посвящает ей больше 10 тысяч часов, обычно это 8 лет. Восемь лет надо не просто  просидеть на месте, а активно развиваться. Если заказчик видит опыт и проактивность, заинтересованность в успехе проекта, он никуда человека не отпустит и будет вынужден платить ему больше.

У нас же часто встречается такая позиция: я два года проработал, изучил две технологии, гениально ими пользуюсь, значит, я опытный. Круто. Но чтобы проломить зарплатный потолок, знания двух технологий недостаточно, необходимо понимание, как всё функционирует и что заказчик хочет получить. Нужен очень широкий кругозор. Для этого и требуются 10 тысяч часов. Тех, кто проработал меньше, в Швейцарии сеньорами не считают.

Являются ли белорусские разработчики суперкачественными? Если говорить о единицах, то, да, они есть. Если в целом, то нет. Поэтому для единиц потолка в 5К не существует. Для большинства же, я считаю, потолок гораздо ниже.

«За уникального специалиста компания будет готова заплатить высокий рейт»

Николай Вершинин, директор по производству минского офиса Frontbyte:

Мы придерживаемся позиции, что как для ИТ-рынка в целом, так и для белорусского ИТ-рынка в частности, не существует потолка зарплат.

Технологии развиваются настолько стремительно, что сейчас более актуальной проблемой становится поиск специалистов, которые будут обладать необходимой экспертизой и расти такими же быстрыми темпами. За уникального специалиста компания будет готова заплатить высокий рейт.

Как правило, это опытные разработчики с хорошим профессиональным бэкграундом, при этом быстро схватывающие новые технологии и умеющие их применять прямо здесь и сейчас, те, кто в состоянии быстро адаптироваться к меняющимся условиям и новым направлениями работы. В нашем случае это ещё и люди, способные «взломать систему», то есть заставить технологии, предназначенные для работы с небольшими объёмами данных и размером территорий, работать с огромной площадью и оптимизировать большие объёмы данных для комфортной работы на устройствах.

Учитывая специфику нашего продукта BirdieEyes, нас в первую очередь интересуют специалисты, владеющие уникальным опытом работы с ARKit и ARCore, а также люди, умеющие работать с большими объёмами геоданных.

«Хорошие специалисты смотрят уже не только на цифру в контракте»

Юлия Болбас, HR менеджер Gismart:

Современный ИТ-рынок очень динамичен в плане роста зарплат, и о потолке как таковом сложно говорить. Иногда, когда бизнесу необходим человек, обладающий редкими для нашего рынка опытом и навыками, приходится индивидуально подходить к вопросу вознаграждения, так как хорошая релевантная экспертиза стоит хороших денег.

Каким специалистам мы готовы платить $4-5 тысяч? Тем, на ком лежит прямая ответственность за успешность компании на рынке. Учитывая плоскую структуру управления в Gismart, такие люди могут иметь разный опыт и квалификацию, относиться к любому отделу.

Чтобы претендовать на зарплату выше $4-5 тысяч, специалист в первую очередь должен быть экспертом в своём деле, иметь широкий теоретический и практический опыт, не ограниченный одной областью. Самообучаться, постоянно совершенствоваться, не стоять на месте, быть в курсе того, что происходит на рынке. Он должен быть инициативным, предлагать различные решения по улучшению продуктов или процессов, обладать сильными менеджерскими навыками, принимать участие в продвижении бренда компании. Такой человек должен быть всегда на стороне бизнеса и делать вклад в развитие компании и наших продуктов.

В целом, белорусский ИТ-рынок на сегодня перегрет. Число компаний и предложений увеличивается непропорционально количеству специалистов. С одной стороны, это позитивный тренд: ИТ-сфера растёт и развивается. С другой, появляется риск переоценить кандидата, не получив при этом качественный перформанс от специалиста.

В то же время с ростом рынка растёт и вес нематериальной составляющей при выборе места работы. Хорошие, опытные специалисты смотрят уже не только на цифру в контракте, но и на то, насколько интересные проекты и задачи предлагает работодатель. И, думаем, в будущем этот тренд будет только расти.      

«Простая арифметика показывает, что порог на рынке — это около $5 800 в месяц»

Александр Шнеерсон, генеральный директор ISsoft Solutions:

Давайте сразу уточним: если мы имеем в виду рынок в целом, то нужно ориентироваться на массовые позиции, а не на индивидуальные.

Безусловно, всегда есть экстремумы в распределении, но логика больших цифр такова, что уникальные, штучные специалисты не оказывают сильного влияния на весь рынок зарплат.

Наш рынок труда, очевидно, формируется аутсорсинговыми компаниями. Можно называть их сервисными, можно «солюшн провайдерами», но сути это не меняет. В этом бизнесе многое определяется часовой ставкой. Согласно данным, которые можно получить из открытых источников, средняя ставка большинства белорусских аутсорсеров находится в районе $35 долларов в час.

Простая арифметика показывает, что это около $5 800 в месяц. Вот вам и тот порог, который вы называете «стеклянным потолком».

Конечно, многие мелкие компании пытаются продавать время junior специалистов по ставке senior, но, во-первых, клиент уже давно не так прост; во-вторых, учитывайте налоги с заработной платы и не сравнивайте суммы до налогов и «чистыми»; а в-третьих, не забывайте, что, кроме зарплаты у компании предостаточно других расходов: закупка оборудования и ПО, аренда, социальный пакет, расходы на обучение и развитие, на сервисный персонал, налоги, транзакционные и прочие расходы.

И, разумеется, лишь в идеальном мире 100% времени всех сотрудников занято клиентскими проектами. А в реальном мире специалистам, находящимся на бенче, нужно платить зарплату так же, как и остальным. Ну, и владельцы бизнеса обычно создают его для получения прибыли.

Каким именно специалистам мы готовы платить $4-5 тысяч? Многим. Мы регулярно открываем позиции на схожие суммы. И это далеко не только менеджерские вакансии. Наша ставка консультанта выше средней по рынку, что позволяет, во-первых, предлагать интересные условия высококлассным специалистам, а во-вторых, отсекает клиентов, не заинтересованных в современных технологичных и качественных решениях.  

Какими компетенциями должен обладать ИТ-специалист, чтобы ему платили больше $ 4-5 тысяч? Я сейчас не буду говорить про технические компетенции: это может расстроить аудиторию. Конечно, соискателям хотелось бы получить чёткие указания: осваиваете такой-то фреймворк, такую-то базу данных, подтягиваете вот этот язык и после непродолжительного теста получаете зарплату в … долларов (сумму вставлять по вкусу).

Но при подборе кандидатов на вакансии с зарплатой более $5 тысяч мы ориентируемся на способности специалиста не просто эффективно выполнять задачи, но решать проблемы комплексно, на готовность самообучаться и развиваться, помогать в развитии коллегам и всей команде. Высокая инженерная квалификация, подтверждённый опыт работы, свободный английский и понимание бизнес-культуры клиентов сами собой разумеются.

Говоря простым языком, такой специалист должен не просто быстро и качественно выполнять поставленные задачи, но предлагать несколько различных вариантов решения проблемы.

Это может быть специалист с уникальной технической экспертизой и soft skills, позволяющими объяснить плюсы и минусы предложенных им решений людям, не обладающим высочайшим уровнем квалификации. Либо занимать ведущую позицию в сбалансированной команде и помогать коллегам, направлять их и повышать эффективность командной работы.

У нас регулярно открыты позиции для специалистов уровня архитекторов, инженеров R&D, Tech-leads и другие, где все эти способности можно применить на интересных проектах за вознаграждение выше «стеклянного потолка».

«$4-5 тысяч мы готовы платить инженерам с более-менее широким кругозором»

Алексей Щурко, учредитель Gurtam:

Если мы говорим о новых сотрудниках, это одно. Я действительно не готов платить специалистам больше $4-5 тысяч в первый год их работы. Но если речь о специалистах, которые работают в компании 5-10 лет, то с тезисом я не согласен совершенно. Извините, но это золотые люди, знающие всё о компании, её процессах и продуктах, о проблемах и о том, как их быстро и эффективно решать. Для продуктовой компании стаж является одной из ключевых ценностей сотрудника (вкупе с интеллектом и прочими человеческими качествами).

Потолка в принципе я не вижу. Прямо сейчас мне было бы не очень комфортно платить больше $10 тысяч в месяц, но, возможно, через год или два и эта планка повысится. Говорю про специалистов, не про руководителей.

Многие компании пока ещё молоды, стаж у сотрудников относительно небольшой. На мой взгляд, как только компании заматереют, они будут готовы платить куда больше своим самым преданным сотрудникам.

В нашей компании $4-5 тысяч готовы платить инженерам с более-менее широким кругозором. Если человек затачивается только на одной специфической области, то за три года он сможет достичь в ней вершин, дальше ему станет скучно. Значит, нужно осваивать новую область, развивать иные навыки. Интровертам —  учиться коммуницировать, коммерсантам — садиться и пытаться освоить техническую часть.

Инженерам надо уметь работать с бэкендом, фронтендом, коммуницировать с клиентами. И опять же я учитываю время работы в компании. Если скорость решения вопросов и качество принятых решений у опытного сотрудника будет в десять раз выше, чем у новичка, пусть и супер-умного, то почему не платить опытному несколько зарплат новичка?

Я против узкой специализации. Вижу, как люди утыкаются в узкоспециальную сферу и дальше не могут себе позволить развиваться. Например, сверхкрутой специалист по фронтенду. Да, он может классно сделать сайт, но если у него есть вопрос по внутренней реализации API, то он не сможет решить задачу без привлечения бэкенд специалиста (а это уже медленно, читай — затратно). И чем больше таких вопросов, тем больше затраты на коммуникацию и паузы в ней, тем больше переключений, в итоге снижается эффективность специалиста.

Да, у таких сотрудников есть потолок, и, наверное, в Беларуси он сейчас действительно на уровне в $4-5 тысяч. Но обойти его очень просто: нужно не бояться расширять сферу своей работы, становиться новичком в смежных направлениях, быстро их осваивать и пожинать плоды. Главное — чтобы компания, где такой специалист работает, позволяла менять род деятельности и развиваться.

«Ищем только специалистов топ-уровня. На сегодня вакансий нет»

Алексей Мелешкевич, основатель Total Games:

Чтобы получать больше 4-5 К, надо быть максимально компетентным в своей области, не обязательно в программировании. В случае нашей компании это ещё художественный дизайн, маркетинг, административное и финансовое управление.

Не руководство фирм определяет зарплаты, а рынок и компетентность людей. Чем лучше у нас будут специалисты, тем больше они будут зарабатывать и тем богаче будут наши предприятия.

Думаю, что зарплатный потолок повыше 4-5 K, для технических директоров он на уровне 5-7 K. Но есть компании, в которых лимиты гораздо ниже. Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше. Лучшие специалисты так или иначе будут работать на предприятиях, которые платят больше. Или сами будут открывать бизнес.

Рынок программного обеспечения глобален, постепенно глобальными становятся и рынки труда. Зарплаты хороших программистов в Америке, насколько я знаю, около $30 тысяч в месяц, то есть у нас ещё большой задел для роста.

Если говорить исключительно про Total Games, в первую очередь мы оцениваем опыт и компетенции. Во вторую — то, насколько человек разделяет наши ценности и интересы. Мы не рассматриваем людей начального или среднего уровня. Это слишком дорого, мы не можем себе этого позволить, поэтому ищем только специалистов топ-уровня. И так получилось, что на сегодняшний день у нас вакансий нет.

То, что выгодно компании, часто не очень выгодно сотрудникам. Платить высокие зарплаты, например, невыгодно бизнесу, очень усердно работать — невыгодно работнику. В каждом предприятии это противоречие решается по-своему. У нас сотрудники Total Games после прохождения испытательного срока получают возможность участвовать в нашей опционной программе.

Мы хотим, чтобы люди были заинтересованы в прибыли, поэтому в трудовом договоре прописываем право на получение части прибыли фирмы. Причём это право сохраняется и после увольнения. Часть прибыли, которая причитается каждому участнику, определяется не руководством компании, а условиями, прописанными в приложении к трудовому договору. Так что после подписания уже никто без взаимного согласия не может изменить эту долю.

По теме
Все материалы по теме
Помогаете devby = помогаете ИТ-комьюнити.

Засапортить сейчас.

Читайте также
Новый закон в Калифорнии обязывает все компании указывать зарплатные вилки и гендерную разницу в зарплате
Новый закон в Калифорнии обязывает все компании указывать зарплатные вилки и гендерную разницу в зарплате
Новый закон в Калифорнии обязывает все компании указывать зарплатные вилки и гендерную разницу в зарплате
6 комментариев
Российские сотрудники Game Insight подали в суд на студию из-за невыплат зарплаты
Российские сотрудники Game Insight подали в суд на студию из-за невыплат зарплаты
Российские сотрудники Game Insight подали в суд на студию из-за невыплат зарплаты
Twitter предупредил сотрудников, что денег на бонусы нет — могут урезать вдвое
Twitter предупредил сотрудников, что денег на бонусы нет — могут урезать вдвое
Twitter предупредил сотрудников, что денег на бонусы нет — могут урезать вдвое
1 комментарий
Насколько выгоднее менять работу, чем оставаться на нынешней, в США
Насколько выгоднее менять работу, чем оставаться на нынешней, в США
Насколько выгоднее менять работу, чем оставаться на нынешней, в США
1 комментарий

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Telegram-бот

Главные события и полезные ссылки в нашем Telegram-канале

Обсуждение
Комментируйте без ограничений

Релоцировались? Теперь вы можете комментировать без верификации аккаунта.

Комментариев пока нет.