Как становятся единорогами: что объединяет миллиардные стартапы из Сан-Франциско

18 мая 2018, 16:10

Почему за последнее десятилетие столько компаний, чья оценочная стоимость стремительно взлетает до миллиарда долларов, появляется именно на стартап-сцене Сан-Франциско? Этим вопросом задалась репортёр TechCrunch Джоанна Гласнер: она проанализировала механизмы финансирования стартапов, выхода инвесторов и историю «единорогов». Автор статьи не обещает конкретный «рецепт успеха», но отмечает некоторые закономерности, которые объединяют все эти компании.

Читать далее

Иллюстрация: TechCrunch

На данный момент онлайн-база CrunchBase насчитывает 32 частных и публичных стартапа-«единорога» в самых различных отраслях — от сервисов совместных поездок до финтеха. Все они имеют уникальную историю и к миллиардной оценке пришли различными путями, но все самые дорогие стартапы Сан-Франциско отличает готовность и способность долго нести огромные убытки, поддержка влиятельных инвесторов, и в большинстве случаев — прозрачная бизнес-модель.

По словам Гласнер, просто скопировать такие черты для успеха недостаточно: для этого необходимы талантливая команда, целеустремлённость, связи и правильно подобранный момент. Но имея эти составляющие и следуя описанным ниже принципам, компания значительно увеличивает свои шансы попасть в список «единорогов».

Сначала — пользователи, потом — прибыль

Потеря денег — обычное дело для «единорогов» Сан-Франциско. Все они теряли деньги, пока не оставили конкурентов далеко позади, и в этом их главная общая особенность. Хотя подобный принцип может сработать и для компаний в любой точке планеты, наибольших успехов удалось достичь именно стартапам в Сан-Франциско.

Большинство самых дорогих ИТ-компаний города теряли уйму денег или получали мизерную прибыль по сравнению со своей оценочной стоимостью. За прошлый год убытки Uber, самого дорогого стартапа в мире, составили $4,5 млрд. Dropbox потерял более $100 млн, перед этим потеряв более $200 млн и ещё более $300 млн — годом ранее. Даже Airbnb, которому снимаемые от суммы аренды проценты должны были бы гарантированно приносить стабильный доход, впервые зафиксировал прибыль лишь спустя восемь лет.

Потеря денег — «это не баг, это фича».

Убытки терпят крупные игроки в любой отрасли. Salesforce с рыночной капитализацией в $88 млрд за свою историю очень редко выходила в плюс. Square, которую оценивают почти в $20 млрд, до сих пор работает в убыток. 15-летняя компания DocuSign, лидер в сфере электронных подписей, за последний финансовый год потеряла более $50 млн и более $100 млн — за каждый из двух предыдущих лет. Однако эти компании, как и остальные «единороги», делают значительный упор на наращивание доходов, привлекая инвесторов, которые разделяют такой подход. Список можно продолжать, но основная суть в том, что иногда потери — не сигнал провала, а неизбежная часть роста.

Джоанна Гласнер отмечает, что многие стартапы из больших городов могут наносить ущерб прибыльным устоявшимся отраслям, при этом не принося значительного дохода своим владельцам. Так, некоммерческий сайт электронных объявлений Craigslist в качественно заместил объявления в газетах. Uber, Lyft и их менее крупные аналоги сегодня приходят на смену традиционным такси.

В конечном итоге отсутствие прибыли может стать решающим конкурентным преимуществом: пока соперники сомневаются, стоит ли входить в отрасль, компания успевает расширить своё присутствие на рынке. А когда все конкуренты остались в стороне, она сможет поднять цены и начать генерировать прибыль.

Они берут деньги у инвесторов, которые уже вкладывались в другие компании

Непозволительно терять только свои деньги. Чтобы создать успешную миллиардную компанию в Сан-Франциско, нужно терять деньги одного из небольшого списка авторитетных инвесторов, которые уже спонсировали дорогие и убыточные калифорнийские стартапы.

Этот список не держат в секрете. Большинство из них — известные венчурные и посевные инвесторы, которые на протяжении многих лет финансировали местные стартапы и найти их можно в рейтингах вроде Списка Мидаса Forbes. Собственный перечень инвесторов Сан-Франциско есть и у CrunchBase.

Терять средства авторитетных, а не малоизвестных (хотя и состоятельных) фондов лучше по ряду причин: их репутация, готовность других инвесторов следовать примеру, возможность получить более высокую оценку. Наконец, у них есть достаточный опыт сопровождения компаний во время периодов бурного роста.

Подавляющее большинство самых дорогих частных и публичных ИТ-компаний Сан-Франциско заручается поддержкой инвесторов из этого небольшого списка, и чаще всего — ещё в начальных раундах.

Иллюстрация: Right Horizons

У них простая бизнес-модель

Обычно чтобы объяснить, чем занимаются «единороги» Сан-Франциско. не требуется глубокое знание полупроводниковой технологии или сетевой инфраструктуры. Напротив, всё описание их деятельности можно вместить в короткую фразу вроде «это приложение ищет людей, которые могут тебя подвезти» или «это сервис помогает снять квартиру в чужом городе». Каким бы странным это ни казалось на первый взгляд, для для всех них характерна понятная бизнес-модель.

Список из 32 миллиардных и почти миллиардных стартапов CrunchBase включает компании, которые имеют чётко понимаемый бренд, например, Pinterest, Slack, Dropbox, Uber, Lyft или же Airbnb. Хотя здесь присутствуют и менее известные производители ПО, в число крупнейших получателей инвестиций они не попали.

Отчасти понятность и узнаваемость для потребителя стартапов Сан-Франциско может быть связана с их решением обосноваться в самом городе. Производителям полупроводников было бы логичнее разместить штаб-квартиру в менее стеснённых пригородах.

Они знают, что их ждёт, когда закончится чёрная полоса убытков

Глядя на то, как компания из месяца в месяц безнадёжно пытается выйти на прибыль, легко разочароваться в своих начинаниях. Однако есть масса доказательств, что именно это подход может со временем привести компанию к головокружительному успеху.

Основанная в Сиэтле Amazon является ярким примером такой стратегии. Компания Джеффа Безоса, который недавно стал самым богатым человеком в мире, принесла первую прибыль только после десяти лет своего существования.

На сегодня Сан-Франциско представляется ключевой площадкой для развития компаний по этому принципу. И хотя переезжать туда необязательно, именно этот город наиболее тесно ассоциируется с масштабируемыми, убыточными и ориентированными на потребителя стартапами. По мнению Гласнер, на этот город стоит обратить внимание предпринимателям, желающим построить компанию, которая перевернёт свою отрасль и достигнет многомиллиардной оценки, даже если сначала и потеряет баснословные суммы.

подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение