«А потом человек говорит, что нужно всё пересогласовывать с его мамой». PM из «Яндекса» — про локализацию продуктов в Беларуси, Казахстане и Узбекистане

7 комментариев

Менеджер проектов в минском «Яндексе» Игорь Поюта отвечает за качество и локализацию продуктов в Беларуси, Казахстане и Узбекистане. Dev.by расспросил его о том, как управляться с десятками текущих проектов, узнал об особенностях запуска «фич» и новых продуктов на локальных рынках.

Расскажите подробнее, чем занимается подразделение по локализации продуктов «Яндекс»?

Отвечает за их адаптацию к локальному законодательству, перевод, а также UX с учётом пользовательских привычек. Простой пример — курсы валют и цены: самые популярные у пользователей сервисы «Яндекс» в Беларуси показывают стоимость товара или услуги в белорусских рублях. Или, например, вы вводите «превышение скорости на 20 км/ч» — и сразу получаете число в базовых единицах. При этом в России машина выдаёт российские штрафы, в Беларуси — белорусские.

Вашей вотчиной является также «качество сервисов». А планку кто задаёт — местный офис или «большой» «Яндекс»?

В «Яндексе» всё  устроено так, что решения принимаются сообща, исходя из сопоставления таких понятий, как «необходимость для пользователя»,  «затраты» и «выгода».

«Большое видится на расстоянии», тем не менее, не всё очевидно издалека. Мы понимаем, локальную специфику и транслируем информацию наверх — в итоге продукты в «локале» отвечают потребностям местных пользователей. К примеру, при разработке велодорожек в «Картах» учитывалось, что в Беларуси ПДД обязывают велосипедистов ездить по тротуарам, если нет велодорожки.

Сколько проектов сейчас находится у вас в работе?

Я контролирую несколько десятков проектов: порядка 10 из них в активной фазе, и ещё столько же — пока не состоялись, о них ещё рано говорить.

Всё это, как правило, локально специфичные вещи: некоторые «улучшайзеры», которые появляются для белорусов в том же «Поиске», в «Новостях» и «Картинках». Естественно, прежде, чем вводить их, мы анализируем на входе большое количество информации, запускаем кучу тестов, проводим эксперименты, чтобы валидировать свою гипотезу.

Как часто «Яндекс» запускает упомянутые вами «улучшайзеры»?

У нас порядка 70 активных сервисов, и в каждом из них очень много «фичей», которые ежедневно совершенствуются, адаптируются. Поэтому у нас что ни день — новый запуск. Рядовой пользователь в основном ходит по одним и тем же «веткам», поэтому не сразу замечает новшества. Но в целом релизов очень много — ты и сам с трудом успеваешь за ними следить.

Как устроен проект масштабирования проектов на разные страны?

Всё просто: сама технология по умолчанию адаптирована для всех. Раскатка «фич» и запуск продуктов завязаны исключительно на сбор данных, локализацию, а также урегулирование юридических вопросов: если «пакет» сформирован заранее — она идёт по умолчанию.

И какой временной промежуток она может занимать?

Я бы сказал, в среднем от одного дня до полугода. Когда-то в «Яндекс.Новостях» в Казахстане не было рубрик, но потом мы за несколько дней разделили контент по категориям, — и всё завелось и запустилось с пол-оборота, хотя под капотом было большое количество технологий.

Масштабируемость «меток транспорта» в Беларуси зависела от договорённостей с локальными партнёрами: «Яндекс» какое-то время искал точки соприкосновения с «Минтрансом» и другими организациями, вёл переговоры.

«Яндекс.Музыка» в том же Казахстане запускалась в течение нескольких месяцев. Сначала нужно было проделать работу по добавлению локального контента: мы определили список артистов — и ходили к каждому их них, общались с правообладателями, улаживали юридические вопросы, договаривались с авторами о том, чтобы добавить их песни в «Яндекс.Музыку».

И это оказалось не так просто: к кому-то приходилось сходить не раз, и не два; а с кем-то ты вроде бы даже договорился, вы ударили по рукам — а потом человек не выходит на связь или говорит, что «всё нужно пересогласовать» с его мамой. Такая особенность рынка — от этого никуда не деться.

И кстати, работа по добавлению локального контента в «Яндекс.Музыку» ещё не завершена. Наши ребята до сих пор встречаются и договариваются с артистами и другими правообладателями.

Есть «фичи», созданные только для Беларуси и ни для кого больше?

Как правило, все «фичи» запускаются синхронно и на весь «Яндекс». А затем, если мы замечаем, что пользователь не стал от этого счастливее, мы от них отказываемся.

Но есть и исключительные вещи, которые делаются для одной страны. Так, например, по инициативе нашего country-менеджера в «Яндекс. Картинки» была добавлена большая библиотека мест Беларуси — мы собрали коллекцию фотографий достопримечательностей и сделали геопривязку к каждой из них, чтобы можно было выстраивать маршруты для путешествий. Сейчас в сервисе более 5 тысяч карточек.

Что самое сложное в вашей работе?

Наверное, понять, чего ждёт от сервиса пользователь, и донести до команды, которая работает над проектом.

Работая над «Яндекс.Погодой», мы пришли к выводу, что любая перемена температуры в 5 градусов вызывает прирост пользователей. Люди чаще заходят на погодные сервисы в период дождей или песчаных бурь. В Казахстане, как мы выяснили, есть своя особенность, связанная с гористой местностью: в какой-то точке температура одна, а чуть ниже, буквально в 3 км от неё — уже другая. «Яндекс.Погода» это учитывает.

В Беларуси мы предложили дополнить сервис «Картой пыльцы» — и насколько мне известно, он зашёл на «ура»: мы видим по своим данным, что эта тема близка соотечественникам. В то же время в Казахстане такая карта пользуется меньшим спросом.

Руководитель белорусского офиса Алексей Сикорский признавался в интервью Dev.by, что в «Яндекс» всегда поощряется инициатива: человек может прийти с идеей и возглавить команду. Как часто из таких «заходов» появляются новые продукты?

В «Яндексе» действительно поощряется инициатива в любом ее проявлении. Если ты можешь обосновать свою идею — в цифрах, первых исследованиях, — и вовлекать в эту работу коллег, «Яндекс» даст зелёный цвет. Именно так рождаются «фичи», так появился «Дзен». Люди пришли с идеей и обоснованием, они готовы были работать — и руководство пошло им навстречу, выделило ресурсы: «Окей, давайте попробуем!»

Чтобы запустить «фичу», следует идти к руководству «большого» «Яндекса» или к локальным командам?

Лучше всего — к своему руководителю. Однако если хочу привнести что-то в «Новости» и знаю руководителя «Новостей», я пойду к ней, скажу: «Привет! Есть такая идея…». Она может ответить: «Слушай, мы пробовали — тестировали два года назад. Но давай попробуем сейчас, может быть, что-то изменилось…».

Как часто «фича» вырастает в новый продукт?

Я бы сказал, стабильно раз в год. Так, например, появилась «Яндекс. Музыка»: сначала это был эксперимент, затем ребята попытались сделать музыкальный сервис — и он очень скоро оправдал все связанные с ним ожидания. А со временем «Яндекс.Музыка» выделилась в отдельный бизнес.

Появились ли у вас за время работы в компании свои лайфхаки, как эффективно построить взаимодействие с разными командами?

Взаимодействовать с таким количеством команд и в самом деле непросто: часто у каждой из них своя философия и продуктовые ожидания, как и методологии ведения проектов — у кого Scrum, у кого — Kanban, а ты должен понять, как подстроиться под каждую и синхронно с ребятами работать. Но в «Яндекс» есть глобальное видение,  которого все придерживаются. И это, пожалуй, и есть тот самый лайфхак, только не мой собственный, а компании.

Вы ведёте работу с партнёрами дистанционно?

Нет, только 30% моего времени приходятся на переписку в мессенджерах и в почте. Я уверен, что ничто не заменит общения: зачастую простое рукопожатие решает больше, чем переписки и письменные обоснования. Поэтому у меня много командировок.

Читайте также

5 грехов разработчиков, которые стали менеджерами
5 грехов разработчиков, которые стали менеджерами

5 грехов разработчиков, которые стали менеджерами

Вжиться в новую роль менеджеру, который перешёл из рядов разработчиков, может быть непросто. Они искренне хотят как лучше, но при этом часто переносят старые привычки и методы в уже иную ситуацию, где они могут не только портить отношения в коллективе, но и подрывать процесс разработки. Dice Insights собрал 5 распространённых ошибок новоиспечённых менеджеров-экс-разработчиков.
2 комментария
Яндекс сбоит (обновлено)
Яндекс сбоит (обновлено)

Яндекс сбоит (обновлено)

«Яндекс» отображает один день из жизни минского транспорта на интерактивной карте
«Яндекс» отображает один день из жизни минского транспорта на интерактивной карте

«Яндекс» отображает один день из жизни минского транспорта на интерактивной карте

2 комментария
«Яндекс» запустит электрокаршеринг в Европе
«Яндекс» запустит электрокаршеринг в Европе

«Яндекс» запустит электрокаршеринг в Европе

Обсуждение

3

Теперь любая статья на dev.by от компании должна начинаться так:

«DISCLAIMER: Данная статья является хвалебной. В случае производственной необходимости вы будете уволены день в день без выплаты выходного пособия».

3

И вначале повестования должен быть список книг которые освоил участник с динамически рейтингом "джун э-эксперт-магистр- дубаков"

1

Мой любимый сервис- яндекс.погода. Очень красивый. Правда врет периодически но зато красиво врет)))

0

А ніхто не задаў пытаньня, чаму ва Ўкраіне гэты Яндэкс і блізка бачыць ня хочуць. Раю беларусам таксама не карыстацца.

1

Наверное, потому что ни одну российскую компанию там сейчас не приветствуют. Не совсем понятно, что здесь можно обсуждать в рамках формата ресурса Dev.by

-1

Откройте Яндекс карты и посмотрите, чей Крым. А теперь откройте с российским IP-шником.

0

Давайте не надо. Эти темы очень быстро скатываются в неадекват. Так что дорогому другу и товарищу В. Занько и сочувствующим предлагаю не раскручивать тут вентилятор при всём уважении