«Деньги — на четвёртом месте». Андрей Яранцев о благотворительности

Совладелец и исполнительный директор Melsoft Games Андрей Яранцев в благотворительности около 10 лет. dev.by поговорил с ним о том, как выбирать проекты для помощи, не нарваться на мошенников, стоит ли айтишникам закрывать социальные дыры, которые не закрывает государство, и стыдно ли говорить, что помогаешь.

Оставить комментарий
«Деньги — на четвёртом месте». Андрей Яранцев о благотворительности

Совладелец и исполнительный директор Melsoft Games Андрей Яранцев в благотворительности около 10 лет. dev.by поговорил с ним о том, как выбирать проекты для помощи, не нарваться на мошенников, стоит ли айтишникам закрывать социальные дыры, которые не закрывает государство, и стыдно ли говорить, что помогаешь.

Нужно выстраивать связи, а не просто «дал денег — и пустота»

Какой ваш опыт в благотворительности?

Разный, в том числе негативный. Но благодаря ему я пришёл к убеждению, что разовая благотворительность работает плохо и не несёт длительного воодушевляющего эффекта. А он ведь должен быть, верно? Молчу про ситуации, когда кто-то банально обманывает и наживается на чужой беде — сплошное расстройство.

Я рефлексировал на эту тему и понял, что в благотворительности всегда надо делать:

  • что-то, к чему лежит душа; 
  • обязательно выстраивая человеческие, социальные отношения.

Уверен, причина моего негативного опыта была в том, что я пытался делать добро, в котором почти не было социального элемента. Дал денег и всё. Дальше — пустота. Поэтому я изменил тактику и сейчас стараюсь действовать иначе.

Я осознал, что проявление доброты тесно связано с ответственностью, продуманностью и учётом последствий не только для тех, кому вы помогаете, но и для помогающего. Ведь делая доброе дело, расплачиваешься не только временем, деньгами, силами, но иногда и своим здоровьем.

Пришёл к тому, что мне ближе на регулярной основе заниматься спонсорской помощью (в широком смысле), чем делать точечную и случайную благотворительность. В спонсорстве можно самому решать кому, куда, как, сколько, на каких условиях. И главное — выстраивать длительные социальные отношения.

Для меня такое подходит, а кому-то, возможно, что-то другое нравится.

А можете описать самый негативный и самый позитивный опыт? 

Негативный — даже не знаю, как описать. Было давно. Вначале узнал, что подаяния женщинам с детьми и инвалидам на улицах — практически все крышуются. Когда даёшь им деньги, подкармливаешь либо криминал, либо коррупцию. Потом эти всякие коробочки в супермаркетах — выяснилось, что и с ними нечисто. Потом смски и прочие звонки на платные номера. Узнал, что иногда доходит до адресата хорошо если половина.

Уровень информированности у нас довольно низкий на эту тему, большая часть таких «разводов» выглядят убедительно, если не копать лично. Лет 7-8 назад на краудфандинговой площадке я перевел значительную сумму на операцию ребенку, потом искал информацию, узнал, что и платформа большой процент себе забрала, и история существенно иная была. Я не против краудфандинга, наоборот. Но в текущем виде там есть возможности для некорректного поведения.

В общем, чем больше копал деталей, тем больше меня от такого подхода отворачивало.

Из тех случаев, когда я точно чувствовал, что наши социальные и благотворительные активности были важными:

  1. Каждый раз, когда приходила (и приходит) в офис Melsoft делегация ребят из школ — они очень искренние, благодарят, что мы им дали такую возможность;
  2. Когда в Минздрав смогли передать два самолета из Китая и несколько грузовиков из России с масками, другими средствами защиты и концентраторами;
  3. Когда по моей инициативе сделали курс по Scratch, просто чтобы на летних каникулах было чем занять детей сотрудников. А потом это дало толчок к изменению преподавания информатики в Беларуси и формированию scratch-сообщества.
Передача робо-конструкторов в школы. Фото: предоставлено героем. 

«Этика и успех взаимно дополняют друг друга»

В чем разница между КСО (корпоративная социальная ответственность) и благотворительностью компании? Нужно ли разделять эти понятия?

Мне сложно рассуждать про КСО, потому что я всегда был в ИТ-компаниях, а они практически все КСО, по умолчанию. Почему? Мало кто знает, но в ПВТ у всех компаний в бизнес-плане заложена соцнагрузка. Там люди целые планы пишут и в администрации их защищают.

Если говорить про благотворительность в бизнесе, на мое мировоззрение сильно повлияли:

  1. Книга Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» — там показан распад общества, которое поставило социальное впереди бизнеса. Позиция главного героя — здоровый эгоизм и чисто бизнесовый подход ко всему, генерация прибыли;
  2. Интервью Далай-Ламы. В одном из них он сказал: «Только оставаясь нравственными в бизнесе или управлении вашей компанией, вы преуспеете. Это часть человеческого бытия. Неважно, верующий вы или нет, этика — помимо успеха в бизнесе — поддерживает мир в вашем уме и физическое благосостояние. Этика и успех не противоречат, а взаимно дополняют друг друга».

Мне кажется, правильный подход должен быть где-то посередине между 100% эгоизмом, «nothing personal just business» и нравственным отношением.

Как компании ищут, кому помочь?

Буду говорить про регулярную спонсорскую помощь. Когда ваш бизнес уже выстроен, стабильно работает и приносит прибыль, наступает момент, когда полезно определиться кому вам хочется и нравится помогать. Если вы делаете игры про военную историю — логично сфокусировать помощь на военно-исторических музеях и коллекциях. Если бизнес позволяет зарабатывать на женском здоровье — выбрать международные гуманитарные организации и сотрудничать с ними.

Кто-то может упрекнуть меня в прагматичности такого подхода, когда есть идейная связь между бизнесом и направлением благотворительности. Но поверьте моему опыту, единственный верный ответ, когда вас спрашивают «зачем ты это делаешь?» — будет «потому что мне это нравится, мне по кайфу!» Все другие могут привести к тому, что вам придётся оправдываться за добрые дела.

Предпочитаете помогать напрямую или работать через организации-посредники?

В обычное время мы сами делаем свою социалку/спонсорство — работаем с детьми школьного возраста. Приглашаем целые классы к нам в офис, рассказываем и показываем, как делаем игры. Объясняем, что делать свои продукты — это круто. Сейчас есть масса инструментов, чтобы делать анимации, программировать уже в начальной школе. Поддерживаем школьные хакатоны и образовательные мероприятия, которые связаны с играми, программированием, робототехникой.

В борьбе с Сovid-19 помогали и напрямую, и через фонды. Но это, скажем так, внеплановое мероприятие гуманитарного характера.

Всегда стараемся работать напрямую — нам проще без посредников, опять-таки для нас важно выстраивать человеческие отношения с теми, кому помогаем.

«Люди — существа социальные, не могут не помогать»

Деньги или услуги? 

Самый ценный вклад в ситуации с Сovid-19 — не деньги, а скилл решения проблем. В ситуации, когда страны-соседи закрыли границы и возник огромный ажиотаж на СИЗы, медтехнику — мы смогли сориентироваться и помочь своими связями, что-то оперативно закупить за рубежом, где-то поддержать отечественного производителя.

На втором месте по важности — моральная поддержка медиков, чтобы показать, что их работа важна людям, что они не одни.

Третье — натуральная помощь. Расходники, оборудование, бесплатная еда — то, что закупили и передали в больницы по запросу от них.

И только на четвертом месте — деньги.

Отгрузка масок в Китае. Melsoft Games передала их в Минздрав. Фото: предоставлено героем.

Что движет ИТ-компаниями, которые жертвуют на благотворительность в Беларуси, учитывая, что тут нет налоговых бонусов?

ИТ-компании — это в первую очередь люди. А люди — существа социальные. Помогают, потому что не могут не помогать. Если можешь — помоги сегодня. Возможно, завтра помогут тебе.

Нужно ли в Беларуси вводить налоговые послабление за благотворительность? 

У меня нет мнения на этот счёт.

Какая модель устойчивей: помогать безвозмездно, как у нас или как в Штатах, где благотворительность — условный договор между частным бизнесом и государством: компании латают дыры, которое не успело залатать государство, а взамен им аннулируют часть налоговых обязательств.

Не думаю, что подход «как в Штатах» сильно помог в ситуации с Covid-19.

У вас есть пост в Фейсбуке, где Минздрав благодарит Melsoft за помощь. Под постом пишут, что многие ИТ-компании тоже хотели помочь министерству, но из-за бюрократических проволочек кинули это дело. Что именно тормозило работу?

Те, кто говорят про бюрократические проволочки, наверное, сами не особо старались что-то сделать и просто нашли оправдание бездействию. Да, у нас были первые пару дней непонятки с порядком оказания спонсорской помощи, особенно с иностранной. Но потом мы быстро всё порешали (благо, у нас уже был похожий опыт с Минобром, когда мы передавали робо-конструкторы школам).

Мы думали, что будут проблемы с растаможкой и сертификацией товаров медицинского назначения — ничего подобного. Минздрав максимально забрал все эти вопросы на себя.

Короче говоря, за два-три месяца (март–май 2020) практически ежедневного взаимодействия с различными структурами Минздрава, нигде мы не встречались с бюрократией. Китайские партнеры чуть ли не перед загрузкой респираторов в самолет меняли всю документацию (сертификаты, накладные), отгружали не всю партию, а половину. А на белорусской стороне ни разу не возникло никаких проволочек.

Не говорю, что всё было идеально. Шероховатости всегда случаются, когда надо напрячься и оперативно решить массу вопросов.

Было бы здорово, если б у нас было больше лоббистов, людей которые могут разговаривать и на языке госструктур, и на языке бизнеса. Надо строить больше таких связок. 

Мне очень нравится идея социальных хакатонов, на которые приходят чиновники и госслужащие с интересными задачами, а ребята айтишники пытаются их решить. Вот это классный эволюционный путь.

Андрей Яранцев

«Айтишники могут дать пример. Дальше — должно работать государство»

Можно ли рассказывать о благотворительности? Есть мнение, что «хорошие дела любят тишину», иначе это пиар. Что думаете об этом?

Многое зависит от культуры в обществе. Сейчас в Беларуси, если делаешь доброе дело и оказываешь кому-то финансовую поддержку, обязательно кто-то да выдаст комментарий. 

Как в том анекдоте, когда перед девочкой поставили большую тарелку пельменей, а она говорит: «Представляю, сколько вы себе забрали, если мне столько положили».

Понятно, это не причина не заниматься благотворительностью. Но чтобы исключить даже домыслы насчёт пиара на горячей теме, лучше коммуникацию выстраивать с большой осторожностью.

У наших соседей, в Украине и России, некоммерческие организации существуют благодаря пожертвованиям олигархов и меценатов. В Беларуси эту функцию последние годы (поправьте, если ошибаюсь) выполняют айтишники. Какова роль ИТ-компаний в развитии социального сектора?

Ну я не стал бы ставить в одном предложении олигархов и белорусских айтишников. Это довольно разные мировоззрения.

Айтишников у нас довольно много, но тут будет уместно вспомнить анекдот про молодого солдата, которого спрашивают: «Если на тебя идут несколько врагов, что ты будешь делать?» — «Я возьму автомат и буду стрелять». — «Молодец, а если на тебя идут танки?» — «Я возьму гранатомет и буду защищаться». — «Молодец, а если самолеты летят, и танки идут, и ещё враги наступают?» Он говорит: «Я не понял, я что, один воюю в нашей армии?»

Другими словами, айтишники не обязаны закрывать дыры в развитии социального сектора. Да, до какого-то момента они могут это сделать. Скажем, могут подать (и подают) пример, построив хорошую частную школу, университет, клинику и т. д. Но дальше должно работать государство и (если не готово брать пример) давать возможность отстроить какую-то альтернативу, параллельно с существующей социальной системой. Всё остальное сделает «невидимая рука рынка».

«Талака в нас прошита генетически»

Помощь медикам объединила очень разных людей, разные компании. В чём причина такого единения? Сохранится ли этот запал?

Причин, почему это произошло, несколько:

  1. Такую возможность дали. Кажется, такое произошло впервые за всю историю. Министр здравоохранения, после того как открыли благотворительный расчётный счёт Минздраву, сказал (не совсем идеально по форме, но хорошо по сути): «Хотите помочь, пожалуйста — вот вам возможность»;
  2. Народ невозможно обмануть. Беларусы такие же люди, как и везде, болеют теми же болезнями, что в Италии, Китае, США. На уровне коллективного-массового было однозначное понимание, что надо как-то объединяться и помогать — кто чем может. Талака в нас прошита генетически.
  3. Каждый из нас сталкивается с медучреждениями Беларуси и знает об их проблемах. У каждого в семье есть знакомый медик (и не один). У нас много классных специалистов, врачей, медперсонала — тех, кто работают с полной самоотдачей. Было абсолютно понятно, что они примут удар на себя и будут бороться за наши жизни и жизни наших близких. Как можно было им не помочь и не поддержать?

Уверен, запал никуда не исчез и уже не исчезнет. Главное, чтобы не произошло каких-то негативных изменений законодательства, которые усложнят и так довольно ограниченные механизмы оказания благотворительной помощи.

Почему «ограниченные»? 

Если кратко: помогающая сторона обязательно столкнётся с жёсткой зарегулированностью. Особенно если речь об иностранной помощи — она обязана идти через управделами Администрации президента.

Всем, кто помогает, нужно кроме самой помощи заплатить налоги и взносы в бюджет. А уж если вы собрались зарегистрировать НКО, чтобы помогать людям, то вам и вовсе потребуются стальные нервы и огромная юридическая стойкость. Это тема для отдельной статьи.  

Что для вас «хорошая благотворительность»?  

Та, что своевременна (дорога ложка к обеду), нетоксична, позволяет выстраивать долгосрочные человеческие отношения, видеть результат и ощущать себя частью чего-то большего.

Думаю, скоро нас ожидает бум приложений и сервисов, которые будут давать возможность делать добро и оставаться на связи с единомышленниками, теми, кто тебе помогал и кому помогал ты.

В мире, который переживает эмоциональный кризис, где уровень стресса, тревожности и депрессии высок как никогда, людям надо давать цель в жизни. Занятие локальной благотворительностью отлично для этого подходит.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Ограничен доступ к сайту BYSOL и интернет-ресурсам благотворительных фондов
Ограничен доступ к сайту BYSOL и интернет-ресурсам благотворительных фондов
Ограничен доступ к сайту BYSOL и интернет-ресурсам благотворительных фондов
ИТ-компания отменила корпоратив и поможет финансово пострадавшим
ИТ-компания отменила корпоратив и поможет финансово пострадавшим
ИТ-компания отменила корпоратив и поможет финансово пострадавшим
3 комментария
3 примера, как компании помогают друг другу в кризис и без него
3 примера, как компании помогают друг другу в кризис и без него
3 примера, как компании помогают друг другу в кризис и без него
SK hynix передала врачам Минска защитную одежду
SK hynix передала врачам Минска защитную одежду
SK hynix передала врачам Минска защитную одежду

Обсуждение

Комментариев пока нет.
Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже