Юрликбез айтишника. Как зарегистрировать ИП и юрлицо

18 декабря 2015, 13:25

Времена, когда программиста интересовал один лишь код, давно минули. Всё чаще мастера айтишного цеха задумываются над открытием собственного бизнеса, а многие фрилансеры уже давно предпочли «выйти из сумрака». Внемля многочисленным просьбам и бурной реакции на отдельные наши публикации с правовым уклоном, dev.by в партнёрстве с юридической компанией Revera начинает проект «Юрликбез айтишника», в котором в чёткой и ясной форме с конкретными примерами мы познакомим вас с основными алгоритмами открытия и ведения бизнеса в Беларуси, взаимодействия с государством, партнёрами, клиентами, коллегами и многим другим. Свои вопросы и пожелания вы всегда можете оставить в комментариях к публикациям.

В первой части нашего сериала мы рассмотрим процесс регистрации индивидуального предпринимателя (ИП) и юридического лица.

Читать далее        

Рисунок: Varia, специально для dev.by.

Индивидуальный предприниматель

О главной пользе регистрации фрилансера в качестве ИП ещё на заре становления dev.by написал автор популярной статьи «Фрилансер, выйти из сумрака!». С высоты шести прошедших лет его «манифест» звучит в чём-то даже пророчески:

«Я могу жить спокойно (что я очень ценю). Я плачу все налоги, и если я всё буду делать правильно, ко мне не возникнет никаких вопросов. Чего не скажешь о фрилансере, которые использует нелегальные схемы. Ребята, не обольщайтесь —  банки ведут логи всех транзакций и хранят их довольно продолжительное время, и если в них присутствует ваша личная информация — к вам могут придти с вопросами. Да, сейчас налоговые органы не связываются с теми, кто получает небольшие суммы. Но завтра планка критерия «небольшая сумма» снизится в несколько раз и усердные чиновники спросят с вас и за вчера и позавчера».

В качестве ИП может быть зарегистрирован гражданин Беларуси или иностранец, имеющий вид на жительство в Беларуси. Такие лица могут заниматься предпринимательской деятельности с момента госрегистрации.

Преимущества деятельности в качестве ИП Недостатки деятельности в качестве ИП
  • минимальные расходы, связанные с вхождением в бизнес;
  • упрощенный порядок госрегистрации и осуществления предпринимательской деятельности;
  • упрощенная система налогообложения и ведения бухгалтерского учета;
  • единоличное владение и распоряжение доходами.
  • личная ответственность за результаты предпринимательской деятельности;
  • ответственность по долгам перед кредиторами личным имуществом;
  • ИП вправе привлекать к предпринимательской деятельности путем заключения трудового или гражданско-правового договора только 3 физических лиц (родственников и не родственников);
  • с 2016 года планируются ограничения для ИП по применению упрощенной системы налогообложения (по видам деятельности, предельному размеру валовой выручки).

Алгоритм регистрации ИП

Шаг 1. Выбрать вид (направление) деятельности.

Шаг 2. Определить, куда подавать документы для регистрации: зависит от места жительства будущего ИП.

Например, если гражданин зарегистрирован на территории Минска (вне зависимости от района), регистрирующим органом будет Мингорисполком. А вот если на территории Ленинского района Могилёва, то за регистрацией ИП нужно обращаться в Администрацию Ленинского района Могилёва.

Шаг 3. Заполнить и лично подать в регистрирующий орган следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации (образец);
  • свою фотографию (размером 3х4 или 4х5 см);
  • оригинал или копию платёжного документа, подтверждающего уплату госпошлины (0,5 базовой величины — 90 000 бел.руб.).

Шаг 4. Получить свидетельство о госрегистрации в качестве ИП (выдаётся регистрирующим органом не позднее следующего рабочего дня от дня подачи документов для регистрации).

Шаг 5. Получить извещение о постановке на учёт в госорганах (налоговая, ФСЗН, Белгосстрах, Белстат): через 5 рабочих дней от даты регистрации. Постановка на учёт осуществляется регистрирующим органом самостоятельно. Со стороны ИП никаких действий не требуется.

Шаг 6. Сделать печать.

Это не обязательно, но факт наличия печати снижает риск подделки документов, вызывает доверие со стороны контрагентов. Если ИП захочет сделать печать, ему нужно обратиться к изготовителю печатей: написать заявление, приложить к нему копию свидетельства о госрегистрации, оплатить услуги изготовителя. Печать, как правило, изготавливается в день обращения.

Шаг 7. Открыть счёт в банке.

ИП заключает с банком договор текущего (расчётного) банковского счета и предоставляет следующие документы:

  • заявление на открытие счёта (форма предоставляется банком);
  • копию свидетельства о госрегистрации ИП;
  • карточку с образцом подписи и оттиска печати (форма предоставляется банком).

Счёт открывается в день обращения и в белорусских рублях. При необходимости можно открыть счета и в иностранной валюте.

Шаг 8. Перейти на упрощённую систему налогообложения (УСН), если это экономически выгодно для ИП.

Для перехода нужно подать в налоговую инспекцию по месту постановки на учёт уведомление о переходе на УСН (не позднее 20 рабочих дней со дня государственной регистрации ИП).

Рисунок: Varia, специально для dev.by.

Юридическое лицо

Юридическое лицо может быть зарегистрировано как унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, закрытое акционерное общество, открытое акционерное общество.

Общество с ограниченной ответственностью привлекательно своим удобством и гибкостью. Дополнительный аргумент в пользу ООО: с 26 января 2016 года оно может иметь одного участника (ранее — минимум двух).

Алгоритм регистрации юрлица (на примере создания ООО)

Условно процедуру регистрации ООО можно разделить на три этапа.

1. Подготовительный этап.

1.1. Принять решения о создании в форме протокола собрания учредителей, в котором: отражается намерение создать ООО; определяется порядок осуществления деятельности по созданию ООО; указываются права и обязанности учредителей; распределяются обязанности учредителей по подготовке к регистрации ООО; определяется размер и порядок формирования уставного фонда ООО.

1.2. Согласовать наименование.

Согласовать наименование можно в регистрирующем органе (например, в Мингорисполкоме, Миноблисполкоме) или с помощью веб-портала ЕГР. Для согласования наименования необходимо заполнить и подать заявление (образец).

1.3. Определить местонахождение: помещение, которое будет использоваться в качестве юрадреса ООО. Рекомендуем получить от будущего арендодателя гарантийное письмо о предоставлении помещения (образец).

1.4. Подготовить устав.

Устав, должен определять:

  • наименование и место нахождения ООО;
  • цели деятельности;
  • размер уставного фонда;
  • права и обязанности участников;
  • структуру, порядок формирования, компетенцию органов ООО;
  • порядок управления деятельностью ООО;
  • порядок принятия органами управления решений;
  • условия и порядок распределения прибыли и убытков;
  • перечень представительств и филиалов;
  • ответственность ООО, его участников;
  • порядок утверждения бухгалтерской отчётности;
  • порядок и объем предоставления участникам информации об ООО.

1.5. Провести учредительное собрание, на котором утвердить устав, сформировать органы управления ООО и оформить его протоколом учредительного собрания.

2. Регистрационный этап.

2.1. Определить регистрирующий орган.

Регистрирующий орган определяется по предполагаемому юрадресу создаваемого ООО. Регистрацию проводят облисполкомы, горисполкомы областных центров.

Облисполкомы и горисполкомы могут делегировать часть своих полномочий по регистрации нижестоящим органам.

Информацию о делегировании таких полномочий можно найти на сайте соответствующего исполкома, например, здесь.

2.2. Заполнить заявление о госрегистрации, включая «Лист А» — на учредителя-физическое лицо и «Лист Б» — на учредителя-юридическое лицо.

Документы заполняются заранее, но подписываются только в присутствии регистратора. Допускается не более 5 дописок и исправлений в заявление.

2.3. Оплатить госпошлину: 3 базовые величины (540 000 бел. руб.). Реквизиты для оплаты размещаются на сайте соответствующего регистрирующего органа.

2.4. Сформировать пакет документов.

Представляются следующие документы:

  • заявление (образец);
  • устав в 2 бумажных экземплярах;
  • электронная копия устава (в формате .doc или .rtf) на диске или флеш-накопителе;
  • оригинал или копия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины.

Если учредителями выступают иностранные субъекты, то дополнительно представляются:

  • в отношении иностранной организации: легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения (не старше 1 года) и легализованная доверенность на имя представителя (если от имени иностранной организации действует не ее руководитель);
  • в отношении иностранного физического лица: копия паспорта с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется).

Регорган не вправе требовать предоставления иных документов.

2.5. Обратиться за госрегистрацией.

Документы для госрегистрации могут быть представлены в регистрирующий орган путём:

  • личного обращения (если учредителей менее 4, то необходимо личное присутствие всех учредителей (их представителей), если 4 и более, то документы может предоставить один из учредителей при наличии такого полномочия в протоколе учредительного собрания)
  • веб-портала ЕГР (необходимо наличие электронной цифровой подписи).

2.6. Получить свидетельство о госрегистрации (выдается регистрирующим органом не позднее следующего рабочего дня от дня подачи документов для регистрации).

2.7. Получить извещение о постановке на учёт в госорганах (налоговая, ФСЗН, Белгосстрах, Белстат): через 5 рабочих дней от даты регистрации. Постановка на учёт осуществляется регистрирующим органом самостоятельно.

3. Пострегистрационный этап.

3.1. Сделать печать ООО.

Необходимо обратиться к изготовителю печатей (можно сразу после реализации п. 2.5.): заполнить заявление, предоставить копию страниц устава (титульной – со штампом регистрирующего органа, страницы с адресом и страницы со списком учредителей), оплатить услуги изготовителя. Печать, как правило, изготавливается в день обращения.

3.2. Оформить отношения с руководителем и главным бухгалтером.

Исполнять обязанности руководителя может физлицо на основании трудового договора (контракта), юрлицо (управляющая организация) или ИП (управляющий) на основании договора оказания услуг.

Функции главбуха может исполнять физлицо на основании трудового договора (контракта) или бухгалтерская организация (ИП-бухгалтер на основании договора оказания услуг). В некоторых случаях и при наличии соответствующего образования функции главного бухгалтера может исполнять руководитель ООО.

3.3. Открыть расчётный счёт в банке.

Руководитель ООО заключает с банком договор текущего (расчётного) банковского счёта и представляет в банк следующие документы:

  • заявление на открытие текущего (расчётного) счёта (форма предоставляется банком);
  • копию устава, имеющего штамп, свидетельствующий о проведении госрегистрации;
  • карточку с образцами подписей должностных лиц ООО, имеющих право подписи документов для проведения расчётов, и оттиска печати (форма предоставляется банком).

Другие документы для открытия текущих (расчётных) счетов в банк не представляются. Счета могут открываться в белорусских рублях и в иностранной валюте.

3.4. Перейти на упрощённую систему налогообложения (УСН), если это экономически выгодно для ООО. Для перехода необходимо подать в налоговую инспекцию по месту постановки на учёт уведомление. Срок на подачу уведомления: не позднее 20 рабочих дней со дня государственной регистрации ООО.




Информация в статье действительна на день публикации, 18.12.2015.
Данные будут обновляться по мере изменений в законодательстве.

подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение