Юрликбез айтишника. Основы ведения учёта для ИП, подача деклараций, ФСЗН

106 комментариев
Юрликбез айтишника. Основы ведения учёта для ИП, подача деклараций, ФСЗН

Область учёта и отчётности — ответственный и важный вопрос, с которым часто обращаются к профессиональным бухгалтерским фирмам, но при наличии желания и возможности этим кропотливым делом ИП может заняться и самостоятельно. Подробнее об этом — в продолжении совместного проекта dev.by и юридической компанией Revera «Юрликбез айтишника».

Читать далее

Рисунок: Varia, специально для dev.by.

Обязанности ИП в сфере учёта зависят от следующих условий:

  1. вида деятельности и, соответственно, применяемой системы налогообложения;
  2. наличия либо отсутствия наёмных работников.​

              С кем вам придётся вести коммуникацию

Обязательства ИП в сфере контроля и законодательства об обращениях граждан

В этой сфере все ИП (независимо от вида деятельности) обязаны выполнить следующие условия.   

1. Приобрести, зарегистрировать в налоговом органе по месту постановки на учёт и вести книгу учёта проверок.

ИП обязан оформить книгу учёта проверок не позднее одного месяца со дня постановки ИП на налоговый учёт. Приобрести книгу учёта проверок можно у юридических лиц (ИП), осуществляющих их реализацию на основании заключенных договоров с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».

После приобретения книги нужно заполнить её сведениями о себе, пронумеровать, прошнуровать книгу, скрепить её своей подписью и печатью (если она есть). После этого книга учёта проверок должна быть представлена в налоговый орган по месту постановки ИП на учёт для регистрации. Регистрацию книги производится бесплатно.

2. Получить и вести книгу замечаний и предложений.

Книга замечаний и предложений выдается РУП «Издательство «Белбланкавыд». Для получения необходимы:

  • оригинал и копия платёжного документа, подтверждающего оплату стоимости книги (сейчас она стоит 40 тысяч рублей; при оплате через систему ЕРИП представление платёжного документа не требуется);
  • оригинал и копия документа, удостоверяющего личность;
  • сведения об адресе места нахождения книги.

Обязательства ИП в сфере налоговой и финансовой отчётности

Они зависят от вида деятельности и, соответственно, применяемой системы налогообложения.

Вариант 1. Учёт и отчётность ИП-плательщиков единого налога

Ведение учёта. Такие ИП обязаны вести учёт валовой выручки, используя книгу учёта валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг) и учёта товаров, ввозимых на территорию Беларуси из государств-членов Таможенного союза.

Форма книги и порядок ведения в ней учёта установлены Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42.

Представление деклараций и уплата налога. Налоговая декларация по единому налогу представляется не позднее первого числа месяца, в котором планируется осуществление деятельности.

Уплата производится ежемесячно до 1-го числа отчётного месяца. В случае превышения выручки сорокакратной суммы единого налога придётся доплатить. Доплата налога осуществляется до 1-го числа второго месяца, следующего за месяцем, в котором образовалось превышение.

ИП вправе представлять декларации как в виде электронного документа, так и на бумажном носителе (на выбор).

Вариант 2. Учёт и отчетность ИП, применяющими упрощённую систему налогообложения (УСН)

Ведение учета. В рамках УСН ИП можно вести учёт двумя способами:

  • в книге учёта доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (КУДИР при УСН);
  • вести учёт доходов и расходов на общих основаниях (будет рассмотрено ниже в разделе учёт и отчетность ИП, применяющих общий порядок налогообложения).

Форма и порядок ведения КУДИР при УСН установлены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 19.04.2007 № 55/60/59/38.

Представление деклараций и уплата налогов. Виды налоговых деклараций, подлежащих представлению в налоговый орган, и сроки их представления зависят от применяемой ИП системы налогообложения (УСН с НДС либо УСН без НДС). Напомним, что выбор порядка налогообложения для ИП (в рамках УСН) в 2016 году не зависит от объёмов валовой выручки. ИП самостоятельно вправе определить, какая система для них предпочтительнее.

УСН без НДС. Отчетным периодом для ИП, применяющих УСН без НДС, является календарный квартал. ИП обязаны представлять декларации по налогу при УСН не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом. А уплата налога должна производиться не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом.

УСН с НДС. В ситуации применения УСН с НДС периодичность уплаты налогов зависит от выбора ИП. Например, ИП, применяющие УСН с уплатой НДС, в качестве отчётного периода вправе избрать календарный месяц либо квартал. Выбрав календарный месяц в качестве отчетного периода по НДС, ИП автоматически выбирают календарный месяц в качестве отчетного и по налогу при УСН.

Декларации по налогу при УСН и НДС нужно предоставить не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом (месяц либо квартал), а заплатить налоги — не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом.

Вариант 3. Учёт и отчётность ИП, применяющими общий порядок налогообложения

Ведение учёта. ИП, применяющие общий порядок налогообложения, обязаны вести книгу учёта доходов и расходов по форме, установленной Приложением 9 к «Инструкции о порядке ведения учёта доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально)», утверждённой постановлением Министерства по налогам и сборам Беларуси от 24.12.2014 № 42.

Заметим, что книга учёта доходов и расходов для ИП, применяющих общий порядок налогообложения, и КУДИР — это разные документы, которые лишь созвучны по названию.

Кроме этого, в зависимости от конкретного вида деятельности (будь то создание программного обеспечения или ремонт офисной техники) ИП обязаны вести книгу учёта основных средств, книгу учёта нематериальных активов, книгу учёта отдельных предметов в составе средств в обороте, книгу учёта сырья и материалов, книгу учёта товаров (готовой продукции).

В ситуации, когда ИП является плательщиком НДС (критерий приведён ниже), дополнительно ведётся книга учёта сумм НДС по форме, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Беларуси от 24.12.2014 № 42.

Представление деклараций и уплата налогов. ИП, применяющие общий порядок налогообложения, являются плательщиками подоходного налога, а в случае, если сумма выручки за три последовательных календарных месяца превысит в совокупности 40 000 евро по курсу Нацбанка, на последнее число последнего из таких месяцев (без учёта налогов, уплачиваемых из выручки), ещё и плательщиками НДС.

Предоставить декларации по подоходному налогу нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год), а заплатить налог — не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Предоставлять декларации по НДС можно ежемесячно или ежеквартально (на выбор ИП) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом, а платить — не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом.

Учёт и отчётность ИП в зависимости от осуществляемой деятельности и применяемой системы налогообложения​
 

 

Осуществление видов деятельности, по которым подлежит уплате единый налог

УСН без НДС

УСН с НДС

Общая система налогообложения

Учёт

Книга учёта валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг) и учёта товаров,
 ввозимых на территорию Беларуси из государств-членов Таможенного союза.

Книга учёта доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.

 

Книга учёта доходов и расходов. В зависимости от осуществляемой деятельности также книга учёта основных средств, книга учёта нематериальных активов, книга учёта отдельных предметов в составе средств в обороте, книга учёта сырья и материалов, книга учёта товаров (готовой продукции).

Книга учета сумм НДС — для ИП, плательщиков НДС.

Представление деклараций

Не позднее 1-го числа месяца, в котором планируется осуществление деятельности.

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом.

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом (месяц либо квартал).

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом (квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год).

НДС — аналогично варианту УСН с НДС

Уплата налогов

Ежемесячно до 1-го числа отчетного месяца

Не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом.

Не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчётным периодом (месяц либо квартал).

Не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчётным периодом.

НДС — аналогично варианту УСН с НДС.

 

Обязательства ИП перед ФСЗН

Государственное социальное страхование — это система пенсий, пособий и других выплат гражданам Беларуси за счёт средств бюджета Фонда социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты (далее — ФСЗН).

Обязательное государственное социальное страхование включает два блока взносов.
 

Взносы на пенсионное страхование

Взносы на социальное страхование

на случай:

  • достижения пенсионного возраста;
  • инвалидности;
  • потери кормильца.

на случай:

  • временной нетрудоспособности;
  • беременности и родов;
  • рождения ребенка;
  • ухода за ребёнком в возрасте до 3 лет;
  • предоставления 1 свободного от работы дня лицу, воспитывающего ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
  • смерти застрахованного лица или члена его семьи.


ИП как плательщик обязательных страховых взносов в ФСЗН (далее – взносы) может выступать в двух статусах:

  1. ИП как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы;
  2. ИП-работодатель.

ИП — лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы

Граждане Беларуси, иностранные граждане и лица без гражданства, зарегистрированные в качестве ИП на территории Беларуси, подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Стать на учёт можно в городских, районных и областных отделах, Минском городском управлении ФСЗН (далее — органы ФСЗН) по месту жительства в течение 10 рабочих дней с даты внесения записи о госрегистрации в ЕГР.

Для постановки на учёт не нужно представлять в органы ФСЗН заявление и другие документы ИП, которые прошли госрегистрацию, так как она осуществляется автоматически на основании информационной карты ИП, полученной органом ФСЗН от регистрирующего органа.

Орган ФСЗН ставит ИП на учёт в день поступления от регистрирующего органа информационной карты. При этом:

  • присваивается учётный номер плательщика в органе ФСЗН;
  • выдаётся извещение о постановке плательщика на учёт;
  • формируется учётное дело плательщика.

Датой постановки на учёт считается день внесения записи о госрегистрации ИП в ЕГР.

Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о госрегистрации ЕГР выдаёт документ, подтверждающий постановку на учёт в органах ФСЗН.

Отчётный период — календарный год.

Размер взносов равен 35% и состоит из:

  • взносов по социальному страхованию — 6%;
  • взносов по пенсионному страхованию — 29%.

Объект — определяемый ИП самостоятельно доход, но не менее суммы размеров установленной законодательством и проиндексированной минимальной заработной платы (МЗП).

Пример

Взносы за отчётный период с 01.01.2015 по 31.12.2015 должны быть уплачены не позднее 1 марта 2016 года.

  • Размер МЗП с 01.01.2015 по 30.06.2015 — 2 100 100 рублей;
  • Размер МЗП с 01.07.2015 по 30.09.2015 — 2 180 126 рублей с учётом индексации;
  • Размер МЗП с 01.10.2015 по 31.12.2015 — 2 180 058 рублей (с учётом индексации).

Таким образом, сумма МЗП за 2015 год составляет 25 681 152 рублей. Соответственно, минимальная сумма взносов в ФСЗН составляет 8 988 403 белорусских рублей.

По общему правилу, уплата страховых взносов — это обязанность ИП.

Добровольный порядок уплаты обязательных страховых взносов установлен для ИП, которые одновременно:

  1. состоят в трудовых, а также связанных с ними отношениях, основанных на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм;
  2. являются собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняют функции руководителей этих юридических лиц;
  3. являются получателями пенсий;
  4. имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  5. получают профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование в дневной форме обучения.

При желании вышеуказанные категории, будучи ИП, также могут участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию. Для этого необходимо подать в органы Фонда соответствующее заявление.

Срок уплаты взносов — ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчётным годом.

Привлечение ИП физических лиц на основе трудовых или гражданско-правовых договоров

Если ИП привлекает наёмных работников, их объём обязанностей возрастает.

В таком случае они должны исполнять обязанности налоговых агентов, уплачивать взносы в отношении привлекаемых работников в Белгосстрах, ФСЗН, исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства о труде.

ИП — налоговые агенты

При выплате заработной платы ИП обязаны удерживать подоходный налог по ставке 13% и перечислять его в бюджет не позднее дня выплаты заработной платы.

ИП — страхователи от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

ИП приобретает обязанности перед Белгосстрахом в случае:

  • заключения трудового договора;
  • заключения гражданско-правового договора, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности в местах, предоставленных ИП.

При заключении указанных выше договоров необходимо в письменном виде уведомить обособленное подразделение Белгосстраха по месту регистрации ИП с приложением копий заключенных договоров.

Объект для начисления взносов — все виды выплат, начисленных в пользу застрахованных лиц по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию.

Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утверждён постановлением Совмина Беларуси от 25.01.1999 № 115.

Базовый страховой тариф — 0,6%.

Порядок уплаты взносов в Белгосстрах — не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором начислены выплаты в пользу застрахованных лиц, на которые в соответствии с законодательством начисляются страховые взносы.

ИП — плательщик обязательных страховых взносов в ФСЗН как работодатель

Для занятия предпринимательской деятельностью в качестве ИП гражданин вправе привлекать не более трёх физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

ИП как работодатель предоставляет работу

По трудовым договорам.

По гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности.


Постановка на учёт ИП-работодателя, предоставляющего работу гражданам, осуществляется в течение 10 дней со дня заключения указанных договоров по месту жительства ИП.

Перечень документов, необходимых для постановки на учёт в органах ФСЗН:

  1. заявление о постановке на учёт;
  2. документ, удостоверяющий личность;
  3. трудовые и (или) гражданско-правовые договоры.

Размер взносов в ФСЗН равен 34% и состоит из:

  • взносов по социальному страхованию — 6%;
  • взносов по пенсионному страхованию — 28 %.


Взносы в ФСЗН, исчисляемые работодателем, состоят из двух частей:

  1. часть взносов уплачивается в ФСЗН за счёт работодателя-ИП и включается в состав его расходов;
     
  2. вторая часть обязательных страховых взносов удерживается работодателем-ИП из выплат, причитающихся работнику, и перечисляется в ФСЗН на том основании, что работающие граждане признаются плательщиками обязательных страховых взносов в части уплаты взносов на пенсионное страхование в размере 1%, но обязанность по их перечислению лежит на нанимателе.

Срок уплаты: не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц. В случаях, когда день выплаты заработной платы за истекший месяц установлен позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, уплата производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим.

Объект для начисления взносов: выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан.

Включаются в объект для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН также вознаграждения по гражданско-правовым договорам. Исключение составляют выплаты, предусмотренные специальным перечнем.

Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, утверждён постановлением Совмина Беларуси от 25.01.1999 № 115.

Сумма выплат, включаемых в объект для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН, не должна превышать пятикратную величину средней заработной платы работников (далее — 5-кратная величина) за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы


При исчислении обязательных страховых взносов установлена льгота для:

  • работников резидентов ПВТ (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) и ИП - резидентов ПВТ;
     
  • работников нерезидентов ПВТ, непосредственно участвующих в реализации зарегистрированных бизнес-проектов в сфере новых и высоких технологий, в пределах численности расчета, предоставляемого в Администрацию ПВТ при регистрации бизнес-проекта.  

Суть льготы состоит в том, что обязательные страховые взносы не начисляются на часть дохода (выплат) указанных работников, превышающую однократный размер средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который должны быть уплачены обязательные страховые взносы.


Работники резидентов ПВТ и резиденты ПВТ-ИП вправе не использовать указанную льготу.


Краткое сравнение​
 

Критерии

ИП-лицо, самостоятельно уплачивающее взносы

ИП-работодатель

Общий размер вносов в ФСЗН

35%

34%

Дата постановки на учёт

День внесения записи о государственной регистрации в ЕГР.

В течение 10 дней со дня заключения договоров с работниками.

Объект

Самостоятельно определяемый доход, но не менее суммы размеров проиндексированной минимальной заработной платы за год.

Выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан, но не более пятикратной величины средней заработной платы за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, и не менее чем на сумму проиндексированной минимальной заработной платы.

Срок уплаты

Ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.

Не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.

К слову

Юридические лица обязаны уплачивать обязательные страховые взносы в ФСЗН, в том числе за ИП, являющихся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняющих функции руководителей этих юридических лиц. Объектом для начисления указанных взносов являются выплаты в пользу данных физических лиц, причитающиеся им за выполнение функций руководителя. Условие об обязательной уплате минимальной суммы обязательных страховых взносов в этом случае также должно соблюдаться.


Также в проекте «Юрликбез айтишника» читайте:

Информация в статье действительна на день публикации, 1.03.2016.
Данные будут обновляться по мере изменений в законодательстве.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Онлайн-платформу «Голос» хотят заблокировать
Онлайн-платформу «Голос» хотят заблокировать
Онлайн-платформу «Голос» хотят заблокировать
Цепкало не вернётся в Беларусь до смены власти
Цепкало не вернётся в Беларусь до смены власти
Цепкало не вернётся в Беларусь до смены власти
3 комментария
В Беларуси 68,6 тысячи случаев заболевания коронавирусом
В Беларуси 68,6 тысячи случаев заболевания коронавирусом
В Беларуси 68,6 тысячи случаев заболевания коронавирусом
Отпустило: большинство уже не боится остаться без работы и хорошей зарплаты
Отпустило: большинство уже не боится остаться без работы и хорошей зарплаты
Отпустило: большинство уже не боится остаться без работы и хорошей зарплаты
Больше 50% белорусских айтишников не боятся остаться без работы или устраивающей зарплаты. Лишь меньше 10% ИТ-специалистов опасаются увольнения. Таковы результаты кризисного опроса dev.by по итогам июня. Итоги майского опроса про настроения и перспективы — здесь.
6 комментариев

Обсуждение

1

Я правильно понял что все эти "книги" должны быть в бумажном виде? Или есть способ избавиться от бумаги?

1

В 2011, когда я открывал ИП, мне в налоговой сказали что хранить можно в электронном виде. Но при проверке придется распечатать и принести бумажную копию в нужном формате. Может что-то поменялось конечно.

1

По идее если есть ЭЦП, то должно быть достаточно электронных документов, а вот как на практике хотелось бы знать

0

Мне осенью говорили, что доходы/расходы можно вести в электронном виде (УСН с НДС), а декларации подавать в электронном виде. Когда я сказал, что по закону имею право подать в бумажном виде, ответили, что могу и на бумаге, но ЭЦП купить должен, иначе придётся долго выяснять отношения с начальством, потом бояться проверок и т.д. Так их прессуют свыше.

1

Ваша цитата:
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кроме этого, в зависимости от конкретного вида деятельности (будь то создание программного обеспечения или ремонт офисной техники) ИП обязаны вести книгу учёта основных средств, книгу учёта нематериальных активов, книгу учёта отдельных предметов в составе средств в обороте, книгу учёта сырья и материалов, книгу учёта товаров (готовой продукции).
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мне вот интересно какие же книги при создании программного обеспечения нужны?

0

Рискну предположить, что Книгу учета нематериальных активов, и может Книгу учета готовой продукции. Хотя может я и ошибаюсь.

1

Вы ошибаетесь

0

С радостью узнаю правильный ответ!)))

-1

У меня ОКЭД 72220, из книг - книга учёта доходов и расходов, книга учёта жалоб и предложений. Вроде бы это стандартные обязательные книги для всех.

Anonymous
Anonymous Java Software Developer в SCAND
0

Еще книга учета проверок.
И да, книга учета доходов и расходов ведется в электронном виде (я печатаю потом по закрытии года), остальные две лежат где-то далеко-далеко в шкафу :)

-1

Да, забыл, тоже где-то в шкафу лежит =) Кстати, есть ли какие-либо сроки как часто обязаны быть эти проверки?
Напиши пожалуйста, как её можно вести в электронном виде и сколько раз налоговики проверяли её, были ли какие-либо типовые ошибки.

Anonymous
Anonymous Java Software Developer в SCAND
0

Так форма есть в том же "Консультанте" - берешь файл Excel и просто заполняешь. Тут проблем никаких нет.
Проверок у меня еще не было.

1

Я обычно покупаю книгу у http://www.hta.by/, она сама считает и декларацию создаёт. Единственное, сейчас делают только .XLSM, я прошу кого-нить пересохранить в нормальный старый .XLS

0

Спасибо удобно, не подскажите где достать такую же только для ОСН ? У автора на сайте только книги для УСН и Единого Налога

0

Не уточнял, у меня УСН. Впрочем, если экстраполировать рост курса на уменьшение предела применения УСН, то ОСН уже вопрос времени и степени любви к родным осинам -- при 16% от прибыли при отсутствии затрат налоги в Чехии уже не выглядят такими уж и большими.

0

Ну если в Чехии те же 16%, то в чем смысл? Здесь все родственники и социальные связи, плюс языковая среда. Дельта в +\- 5% не думаю что является главным критерием переезда. Могу понять когда переезжают по убеждениям или потому что там выше уровень жизни\медицины\образования. Но разница 5% даже от 5к $, это всего лишь 250уе. Тут явно не выиграешь в деньгах.

-1

Как-то меня никто не поправил, что с этого года поменялся ОКЭД и теперь для разработки ПО применяется 62010 "Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области" вместо 72220.
А ведь скоро платить налоги за первый квартал... Не понятно только, в таких случаях тем кто ещё со старым ОКЭД был зарегистрирован, нужно перерегистрироваться или просто писать старый код и должна ли налоговая была их уведомить (а то они только своим предложением подписаться газету спамят в оставленную им почту)

0

Ничего перерегистрировать не надо, просто в декларации за 1-й квартал указываете новый код. Для Гугл Адсенс код 63110 . Почитайте справочник ОКЭД-2011 на сайте стат комитета, найдете там новые коды , которые действуют с 1 января. До этого действовал ОКЭД-2006

1

"Взносы не уплачивается только за периоды приостановления деятельности."
Абсолютная не правда, нет понятия "приостановления деятельности", не уплачиваются только если подали на ликвиликвидацию, но если передумали и снова начали осуществлять деятельность - налоги за период простоя придтся платить.

В целом хотелось бы статью как правильно самому вести этот бух учет, потому как это актуально для тех кто работает один.

1

Если память не подводит, то вроде бы можно написать в налоговой заявление об остановке деятельности, чтобы не ликвидировать ИП. И они не трогают этот период. Есть даже пример, когда один знакомый так делал. Естественно если в этом периоде "схватят за руку", то будет не очень приятно.

-1

Откуда вы вырвали эту фразу? Не вижу её в статье.
ФСЗН у ИП платится каждый месяц, пока существует ИП. Если он при этом ещё работник какой-то фирмы, то фирма платит ФСЗН. Но он всё равно платится.
Налоги как ни крути платятся как процент от поступивших на рассчётный счёт средств. Если не было деятельности, то налог платить тупо не из чего, потому что процент от нуля - ноль. Стоит уведомить налоговую о том, что у вас не было прибыли (не деятельности, деятельности я может и 3 месяца впахивал на один акт, но перечисление было одно и с него надо будет по факту получения заплатить налог), просто чтобы вас лишний раз не шмонали проверки.

Anonymous
Anonymous Java Software Developer в SCAND
0

Я в таких случаях просто отношу в налоговую пустой отчет. Хоть это и не обязательно. Главное не проспать момент, что бы не получилось больше года без деятельности. В этом случае налоговая получает карты в руки, так как имеет право ходотайствовать в исполком о прекращении вашей регистрации, и может уговорить вас на что-нибудь ненужное, например подключение к удаленному декларированию :)

0

Мы говорим о ФСЗН а не о налоге - это разные вещи. ФСЗН платится не зависимо от того есть доход или нет

0

Обязательные страховые взносы не уплачиваются ИП за периоды приостановления ими своей деятельности в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 18.10.2013 № 919 "Об утверждении Положения о порядке приостановления деятельности индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, физических лиц, осуществляющих предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет" ИП вправе приостановить соответствующую деятельность в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет на основании письменного заявления о приостановлении деятельности.
Соответственно, приостановление деятельности ИП возможно, однако только со специальной целью - в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет.

0

это частный случай, в статье это просто не пояснили, просто по причине что хочу отдохнуть и не заниматься деятельностью приостановку сделать невозможно

1

А где в статье хоть что-то про айтишников? За информацию спасибо, но я ожидал статью в более доступных для пониманиях формулировках.

Например: как открыть ИП - последовательность действий. Как и когда платить налоги - последовательность действий.

Иван Климчук
Иван Климчук Senior Software Developer в 1PT
1

Про это уже были статьи и не только здесь. Но можешь завтра ко мне подойти, я расскажу :)

1

Можно ли реальный пример заполнения КУДИР при УСН для случая, когда чисто получаешь/продаешь валюту из -за границы.
А то я туда что-то пишу. А правильно или нет - даже не знаю.

1

например :
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
@Разница между курсом Нац.Банка РБ и курсом продажи валюты 2474.40*(18308-18290) ( внереализационные доходы)@
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
дата операции = дата биржевого свидетельства( обязательная продажа) или дата платежки при свободной продаже валюты банку (дата и номер видны в писке по бел. рублям или в валютной выписке). запись делаете в РАЗДЕЛ I
"УЧЕТ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ),
ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ И ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ДОХОДОВ" ЧАСТЬ I
УЧЕТ ВАЛОВОЙ ВЫРУЧКИ. Сумму проставляете в колонке Внереализационные доходы

3

Копипаста какая-то. Может, этим юристам тоже каких доков IT тематики накопипастить. Или исходиков каких.

Иван Климчук
Иван Климчук Senior Software Developer в 1PT
1

Хотелось бы подробнее узнать по части "являются собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняют функции руководителей этих юридических лиц;". Выполняют функции руководителя - это когда я допустим был ИП, но учредил еще и ООО и там директор? Или как Управляющий (контракт с мной-ИП)? Либо есть еще варианты?

0

Это распространяется на сделки , допустим , между вашим ИП и фирмой где вы являетесь учредителем, директором или другим лицом которое может принимать решения влияющие на результат хоз.деятельности. Еще один вариант, когда вы имеете сделки с фирмой или Ип где рулят ваши близкие родственники.

2

Здесь имеется в виду следующая ситуация: Вы являетесь участником ООО и одновременно выполняете функцию руководителя либо:
а) по трудовому договору (в таком случае Вы - работник- директор компании);
б) по гражданско-правовому договору (с ИП-управляющим).
Только такие две опции в отношении физического лица могут иметь место.

Иван Климчук
Иван Климчук Senior Software Developer в 1PT
0

Спасибо. Я знал про эти два пункта, но формулировка в статье сбила с толку.

1

Каждый должен делать то, что у него получается лучше. Программист - программировать, бухгалтер - вести бухгалтерский учет. Когда программист начнет вести бухгалтерский учет в ущерб своей деятельности, то настанет, как писал А.П. Чехов, разруха. Тем более бухгалтера с носа берут не много, совсем не много.

Anonymous
Anonymous Java Software Developer в SCAND
0

Прошу прощения, но вести документацию при УСН и аутсорсинге может даже школьник. Там делов то - сделать запись в КУДИР (она ведется в электронном виде) и раз в квартал сдать декларацию - она считается элементарно, но если вас все же уговорили установить систему электронного декларирования - она сама еще и считает. Вот и все. Покажите мне программиста, который не справится с парой математических действий.

0

Рад за вас, вы молодец)

Anonymous
Anonymous Java Software Developer в SCAND
0

Ваш ответ не совсем уместен. Скажу другими словами - в документообороте для ИП при УСН нет ничего сложного. Многие начинающие ИП (знаю по знакомым) жутко этого боятся, думая что там темный лес и они никогда в этом не разберутся. Но это не так. Не нужно вводить людей в заблуждение.
Иначе получается странная картина - человек, обычно хорошо знающий несколько языков программирования, не может разобраться в простейшей схеме, которая к тому же довольно четко определена.

0

Странная реакция на похвалу. Знаю о бухучете наверное больше, чем вы. Однако согласен с вашим мнением в части ИП при УСН. Но даже в этом случае все бывает, подчеркиваю - бывает, не так понятно и прозрачно, как вы описываете. А в случае ВЭДа добавляется еще парочка вопросов, решение которых порой приводит даже к не стопроцентной уверенности законности действий. А еще бывает даже инспектор не может дать верный ответ. А на днях на семинаре с начальникам управлений городской налоговой эти же начальники сами запутались и отмахнулась со словами " пишите официальный запрос, будем разбираться"! Ценю ваш ответ за то, что он быть может придаст уверенность свежеиспеченным и не очень ИП взяться за ведение своего учета, так как нет ничего невозможного. Хорошего вам дня!

Anonymous
Anonymous Java Software Developer в SCAND
0

Видимо я неправильно понял ваш ответ. Прошу прощения за резкость.

0

Все норм. Ничего страшного)

0

C подключением))

0

не совсем понял)

0

Велкам ту айти, таможня))

0

Вася, я же не таможня!))

0

А черт вас там разберет))

0

Я с бухучета)))

-1

Думаю, у начинающих ИП возникают вопросы, что именно заносить в КУДиР и каким образом. А именно, что относится к выручке, а что к внереализационным доходам. Так выручкой я считаю продажу валюты на бирже (теперь банку), а внереализационными доходами - положительную разницу при продаже валюты, проценты по счету. Поправьте, если что-то не так.

Anonymous
Anonymous Java Software Developer в SCAND
0

Вот вы спросили, и я засомневался :) Как мне объясняли бухгалтера (во множественном числе) - выручка будет та цифра, которая значится в колонке "byr" в выписке по транзитному счету, на день прихода денег. То есть пришла, допустим, 1000 USD - рядом будет написано что-то типа 21000000 руб. Вот это и будет выручка.
Что касается переоценки валюты, если она лежит больше суток на счету - то эта переоценка имеет значение только для валюты на текущих счетах, не на транзитном.
А вот что касается разницы между курсом НБ на момент прихода валюты и фактическим курсом продажи (обязательная + свободная) - хотелось бы услышать независимые мнения. По моим данным это не учитывается.

1

За последние семь лет, что я ИПшествую, показания у налоговой несколько раз менялись. Т.е. были официальные разъяснения и про разницу между днём продажи и днём прихода и про разницу только в день продажи с курсом НБ; единственное, в чём они сходятся -- отрицательная разница при УСН не учитывается. Я лично на всякий случай продаю всё в тот же день, когда делаю распределение, забираю на след. день и покупаю обратно уже как физлицо. Банк (или биржа) обычно выставляет курс чуть меньше НБ, поэтому обычно получается несколько тыр быр минуса, которые не учитываются или пара десятков тыр быр плюса, с которых и уплачивается налог. В тяжкую же годину финансовых катаклизмов можно просто временно не принимать платежи до прояснения обстановки. Как-то так.

Anonymous
Anonymous Java Software Developer в SCAND
0

Ну вот и я продаю все в день распределения от греха подальше.

-2

Извиняюсь, что ввел в заблуждения по поводу выручки. Вы правы. Но по внереализационному доходу, возникающиему при продаже валюты, я познакомился со статьи http://docs.assistent.by/pages/viewpage.action?pageId=34471967 . Также внереализационный доход - это процент по счету ИП. В моем случае при остатке на счете суммы в конце месяца начисляются проценты. Это конечно мелочь, но все равно доход.

-1

Система электронного декларирования - та ещё головная боль даже для программистов. Во первых оно работает из рук вон плохо, а веб-версия работает только из IE и то глючит и у меня гарантированно валилась осенью при корректном заполнении. Десктопная версия не смогла импортировать заполненный в веб-верии документ, пришлось набивать вручную заново.
Во вторых она работает только под виндой (спрашивается, нафига там Java под капотом), что вынуждает держать очередную нафиг-не-нужную-ос хотя бы в виртуалке.

Anonymous
Anonymous Java Software Developer в SCAND
2

Java там под капотом хотя бы потому, что система подозрительно напоминает Eclipse IDE :)
Но, надо сказать, минимальная виртуалка с семеркой и этой системой лежит себе тихонько и никого не трогает.
У системы есть гораздо более серьезная проблема - ее система защиты конфликтует с системой защиты клиент-банка Приорбанка. Они используют одну и ту же систему защиты, но разных версий. Со всеми вытекающими. Так что приходится иметь две виртуалки :)
Но зато их проще бэкапить.

0

Она лежит тихонько только после долгих плясок с бубнами и прибаутками. Когда начисто установленный софт не обновляется, не тянет справочники и вообще ведёт себя как ведро - это жесть. И да, большинство не привыкло виртуалить каждую программу просто из-за рукожопости авторов оной. И всё это не отменяет необходимости покупки винды ради только этого костыля (например у меня нет клиент-банка, с рассчётного счёта на БПК всё перечисляется постоянно действующим платёжным поручением - дёшево и сердито).
На сколько я в курсе, проблемы с ЭЦП не только Приора.
Если бы веб-версия была написана не рукожопами, не было бы плясок с развёртыванием ПО на десктопе, не было бы проблем например в случае смерти жёсткого диска, не было бы привязки к одному ПК (который не всегда под рукой), скорее всего проще бы решались вопросы с ЭЦП.
А давно две виртуалки проще бекапить, чем одну?

Anonymous
Anonymous Java Software Developer в SCAND
0

Ну не знаю, у меня как-то все более-менее нормализовалось за часа полтора плясок :) тьфу-тьфу, пока работает. В процессе установки ругался, конечно, но я сразу знал про конфликты с клиент-банком, поэтому устанавливал на чистый образ. А качество для этой системы не приоритет - а зачем, если и так клиенты будут? Не захотят - заставим :)
А по поводу бэкапа - вообще без разницы, бэкапить один файл (фолдер) или два. Это гораздо проще, чем настраивать бэкап в самой винде.

-1

Ага, у меня первый раз тоже как-то повезло (хотя и качал все справочники вручную), а спустя пару лет начисто переустанавливать вдруг ой как весело оказалось. Столько новых эмоций, впечатлений...
Качество для этой системы, как запиленной на деньги налогоплательщиков должно ориентироваться на этих самых налогоплательщиков, иначе это банальный распил.
По поводу бэкапа разница в 10-20 Гб. Во первых места жалко, во вторых хрустеть каждый раз винтом ради изменений в пару платёжек (100кб не наберётся) - это оверхед и не рационально.
А ещё в VB есть некоторые приколы с пробросом USB

0

КСТАТИ , по теме налогообложения :
В связи с опубликованием письма МНС от 1 февраля 2016 г. № 2-3-16/233, у разработчиков мобильных приложений ( игр) для мобильных платформ Android, iOS (Google Play, App Store) возник резонный вопрос: Как трактовать показ рекламы через такие приложения? Можно ли продолжать применять УСН? Смотрите в моем блоге https://www.facebook.com/buhcpa/posts/1732193123667578:0

10

А если работаешь как физ-лицо и просто раз в год заполняешь налоговую декларацию. Так можно работать по закону ?

0

если у вас есть трудовой договор - все в порядке. Если вы регулярно получаете доход и не состоите в трудовых отношениях с тем кто платит- это незаконная предпринимательская деятельность.

1

Допустим: я физ-лицо и зарегистрировался в Admob (реклама Google в мобильных приложениях) принял соглашение от Google (просто нажал крестик на сайте). Это соглашение и будет "трудовым договором" ?

0

нет , ведь там не написано, что после вашего согласия договором оферты вы становитесь сотрудником этой компании . поэтому это не трудовой договор )))

0

Так а если я стану ИП, то для моего случая все будет ок ?

1

Как легально получать прибыль от продаж софта в различных сторах (один вариант монетизации) и как легально получать прибыль от рекламы. Какой код по ОКЭД надо регистрировать, нужен ли валютный р/с и как вести всё это хозяйство.

1

да

0

Открываете ИП, счета в банках ... и все

0

Валютный счет нужен. Код деятельности 63110

-1

Это по новому (с этого года) реестру код?

-1

Ссылка в мордокнигу протухла, информация недоступна

1

Какая предусмотрена ответственность за неведение учета? за ведение но с ошибками?

0

1. Нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения бухгалтерского учета (учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и отчетности -
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.
(в ред. Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 64-З)
ст. 12.1, Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З (ред. от 15.07.2015) "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях"

0

Т.е. можно не парится не вести учето годами. и потом, если придут, заплатить до 200 баксов при текцщем курсе? К чему эта статья тогда?

0

нет , вас оштрафуют и вы все равно обязаны будете предоставить книгу :)

0

ну, после штрафа можно уже и сделать. нанять буха, который все оформит. Не понимаю зачем этим самому заниматься. Книги учета меняются, законодательство меняется, это все надо отслеживать и учитывать. Раньше надо было учитывать курсовые разницы, сейчас не надо, проще забить на все, главное налоги платить. И спать спокойно.

0

А что, если случится так, что налоги платили не полностью?

0

Во время инетбанкингов. посчитать налоги проще чем заполнить книгу учета.

0

я с вами не согласен. Учет выручки ( особенно по Вэд) зависит не только от даты поступления выручки на валютный счет, но и от того какой датой подписан акт. Так же необходимо помнить про положительные разницы между курсом продажи валюты и курсом НБ на день продажи. Очень много примеров, когда люди по незнанию относят сумму не к тому периоду потому что не ведут книгу УСН. А ЭТО УЖЕ ТОЖЕ НАРУШЕНИЕ.

0

вы писали "ну, после штрафа можно уже и сделать. нанять буха, который все оформит. Не понимаю зачем этим самому заниматься. Книги учета меняются, законодательство меняется, это все надо отслеживать и учитывать. Раньше надо было учитывать курсовые разницы, сейчас не надо, проще забить на все, главное налоги платить. И спать спокойно."

--------------------------------------ответ-----------------------------------
из опыта: обычно это происходит так- восстановить учет в спокойном режиме без спешки стоит Nбакинских ТУГРИКОВ , потом когда налоговая штрафует, она дает ограниченное время на восстановление книги и "бедный" во все отношениях IT-к бегает и по быстрому ищет кто ему восстановит (хорошо если найдет толкового спеца) )))... но стоит это уже 2х 3х к обычной стоимости .... в худшем варианте - делает все сам.. с ошибками... и опять поучает штраф.... и т.д

-1

Если все перечисления через рассчётный счёт, то ОЧЕНЬ сложно таким образом выстрелить себе в ногу.

1

не буду с вами спорить :) ... Удачи вам!

-1

А жаль.
У вас есть акт, к нему есть перечисление на Р/С (по хорошему на рублёвый счёт, сразу в BYR, чтобы не было проблем с разностью курсов), которое полностью соответствует акту и в выписке банка даже светится, какая сумма, какого числа и за какой акт перечислена. Всё аккуратно подшивается в папочку с прочими документами ИП. Если в такой в принципе честной и прозрачной схеме есть подводные камни - очень бы хотелось о них узнать.

0

если все в белках ( все клиенты из РБ)- там все просто , главное правильно определить в какой месяц включить выручку. Смотрите , поступили вам деньги в сентябре, акт подписан октябрем... выручка для целей налогообложения будет отражаться в 4 квартале. Хорошо если путаница в пределах года, а вот если деньги поступили в декабре 2015, акт январем 2016 - выручка должна проходить в 1 кв 2016- многие по незнанию включают в том месяце в котором деньги поступили на счет ( в случае отсутствия акта)

-1

Приняли выполненную работу (т.е. отдал программу заказчику) => подписали акт => отправили деньги на перечисление, ведь платёжка на перечисление даже подписывается, к какому акту и от какого числа. Не должно быть наоборот - это уже заказчик косячит тогда тоже. Если по хорошему, то вообще в течение дня всё, даже даты совпадают. Ну и перечисления желательно делать где-то 10-17 числа (заодно сразу платить налоги, коммуналки и не попадаешь на 31 декабря, 1 мая, 3 июля, 8 марта и прочие граничные праздники).
ИМХО выручка включается в налоги тогда, когда получена. Как я могу включить выручку которую ещё не получил? А если не включил выручку, которую реально получил - ну это ж логично, что это косяк.

0

:) no comments

0

Вы реально так работаете?))

-1

Стараюсь. А что не так?

0

Акты выполненных работ подписываете датой поступления денежных средств на счет?

-1

Если подписывать акт утром и сразу отправлять данные на перечисление, то платёжка в обед вполне успевает зачислиться, на следующие сутки через постоянно-действующее платёжное поручение деньги автоматом переводятся на БПК.
Максимум день разницы, но никак не месяц/год/тысячелетие.
На худой конец в выписке банка всё равно есть текст
> СОГЛАСНО ДОГ. [номер] ОТ [дата договора], АКТ [номер акта] ОТ [дата акта], БЕЗ НДС.
Я не понимаю, как у людей что-то расходится на годы.

0

Ну а в Google Adsense дата поступления денег на счет ведь и есть дата подписания акта. Так?

Anonymous
Anonymous инженер-программист в Филиал БГУ ЦИРК
0

А вот тут с вами не согласны и выручку предлагают считать по оплате (за исключением предоплаты). https://buhgalter.by/topic/48048/2/

Anonymous
Anonymous инженер-программист в Филиал БГУ ЦИРК
2

И с вами согласны бухгалтера. https://buhgalter.by/topic/48048/2/
и buh.by/mes.asp?t=345704&b=1

Anonymous
Anonymous инженер-программист в Филиал БГУ ЦИРК
0

Только что отписал своему налоговому инспектору(старшему между прочем) он подтвердил мои слова - включать выручку в налоговый квартал надо по дату оплаты а не акта (правда я описал ситуацию постоплаты, возможно по предоплате по другому)

0

все правильно , по оплате после акта. А если сначала оплата , а потом акт-обратная ситуация.

0

форум бухгалтеров - это не всегда правильные ответы . Там есть такие же неучи как в вашей IT отрасли. Как по вашему можно определить дату акта, если кроме даты поступления выручки нет никакой инфы? Некоторые кулибины делают односторонние акты- но это не верно.

0

Гугль ит

2

Я вообще ничего не понял хотя ип на УСН. Где вы эти акты берете? Мне гугл и спа партнерки никаких актов не дают. Сколько базовых мне готовить на откуп?

0

у людей не только гугл :) А по гуглу актов нет - все ок . Налоговая давала разъяснение, что в таком случае достаточно данных по поступлению денег на валютный счет.

0

налоговая - это не единственный орган, который может задать вопросы. Как объяснить поступление денег в валютном контроле банка?

2

Спасибо, очень полезная статья. не все понятно, но будем разбираться.

Anonymous
Anonymous Cleaning manager в TikGames
-2

Чушь какая-то. Нафига это? Пусть юристы занимаются этим. А мы будем кодить.

0

Хорошая и полезная.

-1

Тут написано что ИП подаёт документы в налоговый орган по месту постановки на учёт. Только написано как-то явно не для людей. По факту ИП регистрируется по месту постоянной прописки физ.лица. И в случае изменения постоянной прописки точно так же нужно подать документы для перерегистрации в налоговой и ФСЗН, причём в ограниченные сроки! Полная процедура выглядит сейчас так
1) Топаем в военкомат с военным билетом для постановки на воинский учёт
2) Топаем в ЖКХ с домовой книгой и домовладельцем, там берём реквизиты для оплаты в банке
3) Топаем в банк, платим за ЖКХ
4) Возвращаемся в ЖКХ, отдаём квитанцию, дожидаемся документов
5) Топаем в паспортный стол с бумагами из ЖКХ (или если у вас есть лишняя неделя - они сами передадут)
6) Топаем в исполнительный орган (РайИсполКом например) с штампом о прописке в паспорте, документами ИП и фото, там получаем реквизиты для оплаты.
7) Опять топаем в банк, оплачиваем
8) Возвращаемся в РИК с квитанцией, паспортом и документами ИП, пишем заявление на перерегистрацию, отдаём его и фото.
РИК сам передаёт информацию в местные налоговую, ФСЗН и ГосСтрах

-1

Как поменять код деятельности. Был 72220, но он до 31 декабря 2015, какой теперь?

1

Писали выше, 62010

0

На одном из сайтов в комментариях нововведений в НК 2016 я прочитал "Правом для индивидуальных предпринимателей является и ведение учета в книге учета доходов и расходов.". Это значит, что КУДиР для ИП с УСН в 2016 году - явление опциональное и его можно не вести?

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже