Здесь разработчики — элита. А «туда» их продают по рейтам в 5 раз ниже американских

63 комментария
Здесь разработчики — элита. А «туда» их продают по рейтам в 5 раз ниже американских

Ирина Цумарева, сооснователь агентства Kraftblick, написала для dev.by колонку о том, чего стоит белорусским ИТ-компаниям их элита — и можно ли повысить ставки.

Читать далее...

Среднестатистический белорус страшно завидует айтишникам: средняя зарплата в ИТ — $1800 — как бы намекает на автоматическую выдачу пропусков в дольче виту. Как-то в Facebook я увидела коммент одного владельца веб-студии, что-то вроде: «Какие могут быть проблемы у джавистов? Горой денег, которую они получают, можно заткнуть любые житейские трудности». 

Не секрет, что при этом элитными в народе считаются не технические профессии как таковые. Нет моды на инженеров-металлургов и инженеров-механиков. Инженеры в массе живут так же неважно, как и все. Флёр элитарности окружает именно программистов, потому что они идут на экспорт. Приносят валюту в страну и себе в карман.

Чего стоит ИТ компаниям их элита?

Если программисты и катаются как сыр в масле, то жизнь и судьба их компаний не такие феерические. Часовая ставка значительной части белорусских ИТ-компаний для клиентов варьируется в пределах $20-$50.

К примеру, Clutch знает 95 компаний по разработке мобильных приложений из Беларуси. У подавляющего большинства из них — 79 компаний — средняя часовая ставка $25-$49.

Много это или мало? Давайте посчитаем, сколько стоит разработчик своей фирме.

Возьмём медианную зарплату по рынку ИТ (снова данные dev.by) в $1600. Если её разделить на среднее количество рабочих часов в месяце (168), то стоимость одного часа составит $9,5. Но сюда ещё надо прибавить:

  • подоходный налог (9% для компаний, состоящих в ПВТ, и 13% для не состоящих)
  • отчисления в ФСЗН (35% от средней зарплаты по стране для ПВТ и 35% от начисленной зарплаты для всех остальных)
  • отпуск (около 8% от годовой зарплаты, плюс всё те же налоги с отпуска)

Итого выходит, что в лучшем случае час разработчика будет обходиться компании в полтора раза дороже — то есть $14. На деле, конечно, сильно больше.

При таком соотношении внешних и внутренних рейтов — 25/h к $14/h — делать проекты для клиентов и получать прибыль крайне сложно. Ведь разработчики периодически сидят на бенче, то есть простаивают и съедают деньги.

В нагрузку ИТ-компаниям идут налоги на доход, зарплаты непроизводственному персоналу (маркетологи, продавцы, HR и др.), оплата аренды. Зарплатный фонд ИТ-компаний внушителен, а клиенты приходят и уходят. Низкая маржинальность способна убить компанию, не говоря уже про рост и развитие.

Поэтому большинство компаний по разработке в нашей стране полностью или частично работают по модели аутстаффинга. Они продают своих разработчиков зарубежным компаниям. Маржа в случае аутстаффинга выходит невысокой, но и геморроя от такой модели работы гораздо меньше, чем при проектной. Аутстаффинг позволяет продать программиста как единицу и выдохнуть: теперь он себя отобьёт. Никакой ответственности за результат. Не болит голова за дедлайны, качество и временной бюджет проекта. Программиста менеджерит кто-то на стороне клиента, значит, нужно меньше менеджеров в штате.

Поиск по запросу «по дружественным рейтам» в белорусской Skype-группе IT Sales Club (412 участников). Это не единственный результат :)

Чем больше программистов в штате при такой поштучной продаже, тем лучше, так как срабатывает экономика масштаба. В зарубежных ИТ-компаниях редко встретишь 100-200 разработчиков. Не случайно работу в больших ИТ-компаниях иногда сравнивают с галерой.

Насколько всё это сообразуется с возвышенным образом программиста, который рисует у себя в голове белорусский народ? Время и мозги белорусского программиста покупают подешевле, а продают подороже. Как вещи из Турции.

Плохо это или хорошо? Это достижение капитализма. Хорошо то, что выживает в конкурентной борьбе. Что бы это ни было.

Что с этим делать?

Для примера сравним часовые ставки американских компаний по разработке. Для этого введём в Google гео-запрос типа «software development company nyc».

Часовая ставка Tivix по данным Clutch.co

С неравенством самим по себе можно ничего не делать, это вопрос гордости. Некоторые руководители ИТ-компаний хотели бы законсервировать мир как он есть, чтобы модель аутстаффинга работала и дальше. Ложе жёсткое, это правда, кости хрустят, но ведь привычно.

Проблема в том, что в затылок белорусской сервисной разработке дышат украинские и российские, а также гораздо более дешёвые индийские и филиппинские девшопы. Рынок аутсорса перегревается, и остаётся демпинговать и плакать.

Альтернатива — повышать ставку, однако за красивые глаза ценник не поднимешь. Назревает потребность перемен:

  • Повышать ценность продаваемых рук
  • Увеличивать привлекательность компании и усиливать бренд

Здесь существует win-win решение и для программиста, и для компании. Чтобы разработчик стал более ценным для клиентов, его из услуги надо превратить в solution. Для этого разработчику будет полезно качать смежные области — бизнес-анализ, управление проектами, ведение переговоров и т.д. То есть не просто кодить по вдохновению, а пытаться решать бизнес-проблему заказчика.

Чем больше у разработчика кроссдисциплинарных знаний, тем более качественный результат он может предоставить на выходе и тем выгоднее он становится своему работодателю: нужно меньше подпорок в виде толпы менеджеров и тестировщиков.

Вместе с тем резюме разработчика пополняется новыми скилами. Его стоимость на рынке труда возрастает.

P. S. Привлекательность ИТ-компании зависит и от того, как она несёт себя миру. Вот есть статья как раз об этом: как получать больше лидов и увеличить ставку, продвигая решения, а не руки девелоперов.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

В Беларуси задержали шеф-редактора интернет-проектов российского «Ельцин Центра»
В Беларуси задержали шеф-редактора интернет-проектов российского «Ельцин Центра»
В Беларуси задержали шеф-редактора интернет-проектов российского «Ельцин Центра»
1 комментарий
На студента БГУИР завели уголовное дело. Он уехал
На студента БГУИР завели уголовное дело. Он уехал
На студента БГУИР завели уголовное дело. Он уехал
В Минске задержали 25+ студентов БГУИР. Один — в больнице со сломанной лодыжкой
В Минске задержали 25+ студентов БГУИР. Один — в больнице со сломанной лодыжкой
В Минске задержали 25+ студентов БГУИР. Один — в больнице со сломанной лодыжкой
1 комментарий
Чемоданова: работник госпредприятия «сливал» данные силовиков
Чемоданова: работник госпредприятия «сливал» данные силовиков
Чемоданова: работник госпредприятия «сливал» данные силовиков
7 комментариев

Обсуждение

13

Есть и другие варианты для нас.) Развивать свои продукты.
И радует что все время появляются продуктовые компании.
На самом деле не нужно думать о масштабах google маленькая компания на 5-10 человек с продуктом под конкретную нишу это уже очень замечательно.
Желаю нашим специалистом больше думать в продуктовом направлении и искать ниши в которых можно что-то сделать. Я уверен что если потратить на анализ пару лет активного труда, то все возможно.

6

Верно говорите. Когда писала колонку, то в качестве альтернативы добавила третьим пунктом разработку своих продуктов. Но потом подумала и удалила его (тема отдельной статьи).

Свои продукты - это хорошо, но перейти из сервисной модели в продуктовую "с куста" еще сложнее, чем поднять часовую ставку.

Пока компания будет пару лет активно анализировать и тестировать идеи, ей нужно не загнуться за это время. Тут было бы правильным слезать с сервисной иглы постепенно. Сначала, например, выделять какой-то % часов разработчиков на свои продукты, не забивая при этом на клиентские проекты. И потом уже стремиться увеличивать % времени на продукты в зависимости от роста получаемого дохода.

2

Как выделять разработчиков на продукты, если маленькая маржа, бенчи? Есть примеры успешных продуктовых трансформаций галер?
Сами верно заметили: аутсорс - это путь наименьшего сопротивления, вот только реалии начинают давить, отсюда и плач ярославны

4

Я на самом деле не имел ввиду трансформации аутсорсинговых компаний в продуктовые. Хотел сказать что у нас много отличных людей которые способны создать что-то новое(продукт). Я думаю беда в том что пока недостаточно сформировано бизнес мышление, как на западе. Очень много людей думают больше в контексте найти хорошую работу а не создать свой бизнес. Думаю это пережитки советской системы, где выбора и не было. Но сейчас все постепенно меняется, новое поколение уже может создавать продукт и более такой что будет востребован глобально. Примеры уже есть.

1

>Очень много людей думают больше в контексте найти хорошую работу а не создать свой бизнес.

И правильно думают. Образ предпринимателя в западном мире слишком возвеличен. При этом быть предпринимателем не каждому дано. Тут нужны определенные черты характера: креативность, готовность рисковать, способность выносить поражения, стрессоустойчивать. Все это можно в себе воспитать, не будучи предпринимателем от природы, но это все равно что идти против течения. У меня во многом так, поэтому и говорю, что сложно :)

С другой стороны, если все начнут создавать свои бизнесы, кто будет в этих бизнесах работать? Пропорция предприниматели / наемные работники не должна быть один к одному.

Хотя ваша мысль верная. У нас в стране критически мало инициативных людей, по разным причинам. Прослойку предпринимателей нужно растить.

Anonymous
Anonymous
-1

Вы так пишите, как-будто низкий рейт это что-то однозначно плохое (и не такой уж низкий, выше, чем в Индии при равной квалификации разработчика).
1) Позволяет получать заказы на высококонкурентном и глобальном рынке.
2) Достигается не за счёт снижения зарплат, а налоговыми льготами и низкими ценами на жильё, товары и услуги в РБ.

10

Сам по себе низкий рейт не является плохим. Вряд ли рейты можно вписать в категории добра и зла :) Все это абстракция. Плохо то, что низкий рейт убивает возможности компании к росту. А именно:

- возможность расширять спектр услуг за счет привлечения крутых спецов

- возможность разрабатывать собственные продукты параллельно с клиентскими проектами

- возможность открывать офисы в странах заказчиков

- возможность тестировать новые каналы маркетинга и продаж (конференции, роуд шоу, онлайн активности, etc.)

- возможность обучать и повышать квалификацию сотрудников

Да много разных возможностей - на все это нужны деньги.

4

сцісла ўвесь артыкул, каму лянота чытаць - хочаце быць элітаю, "Чтобы разработчик стал более ценным для клиентов, его из услуги надо превратить в solution."

5

Спасибо за TL;DR )

1

Иллюстрация зачетная! :)

А вообще все сильно упрощено в примерах и расчетах.
Всем давно известны десятки ноу-хау и win-win решений по извлечению прибыли из заказчика даже при рейтах 20$/h.
Так что "на эти пол процента и живем" как раз про ИТ :)

5

Рада, что понравилась иллюстрация :) А приведите здесь парочку ноу-хау по извлечению прибыли из заказчика при рейтах 20$/h. Уверена, что не одна я хочу знать )

Anonymous
Anonymous
-4

"Часовая ставка значительной части белорусских ИТ-компаний для клиентов варьируется в пределах $20-$50."
...
" При таком соотношении внешних и внутренних рейтов — 25/h к $14/h — делать проекты для клиентов и получать прибыль крайне сложно."

А откуда вы взялт 25$? Здесь же должно быть первое число 35$ ((50 + 20) / 2 = 35), не? Простите, но тут как бе прибыль в два раза больше получается, 50% времени бенч может быть и все равно профит. Типичный беларусский подход - пополам. Рассуждения win-win, рынок она тут оценивает. Гоу эвей со своим "щит бриксом" и ездой по ушам, без тебя разберемся

2

Пожалуйста, не "тыкайте".

По опыту знаю, что когда у компании указана часовая ставка $20-$50, ее реальная ставка ближе к $20, чем к $50. Среднее арифметическое считать тут неверно.

8

Ира, да мы поняли уже, что Kraftblick - нищая контора со ставкой $20, всё уже, можно дальше не спорить

6

А при чем здесь Kraftblick? У нас нет ни одного разработчика и мы себя IT компанией не называем. Про нас - не на dev.by.

Anonymous
Anonymous
8

Вы взяли среднюю зарплату, но почему-то ставку "ближе к нижней границе", а почему не к верхней границе или зарплату к нижей границе?

-1

Ставку "ближе к нижней границе" я взяла эмпирически, т.е. из опыта общения с приличным количеством компаний-разработчиков. Если в вашей компании ставка ближе к верхней, это здорово. Вы стабильны.

Anonymous
Anonymous
3

Я так и не понял - это нытьё или нет?
То, что автор взяла нижний рейт и посчитала от него все и пожаловалась на низкую маржу намекает на то, что нытьё. То что надо всем быть умными и красивыми - что нет. Как быть?

-1

Скорее всего да, просто нытье - заказчики не хотят платить много за восточную Европу, а гребцы не хотят за меньше 20$ в час работать - вот и плачут на минимальную маржу. Делайте свои продукты, господа, хватит разводить бесчисленное количество галер/бодишопов.
Ну и одновременно пытается доказать местным программистам, что они ни хрена не элита (кто вообще придумал так называть?), чтобы понизить зарплатные ожидание и повысить ту самую маржу.

9

Это не нытье хотя бы потому, что я не владелец софт дев компании. Мне незачем жаловаться на низкую маржу, я зарплату разработчикам не плачу.

Вот у директоров айтишных проблем выше крыши - прежде всего, с моделью бизнеса, которая в нынешнем виде ведет в никуда. А сотрудники в этом время могут думать, что контора выжимает из них последние соки. И печенье фиговое, и спорт перестали оплачивать. В то время, как их компания может уже одной ногой дно щупать (а может, и нет - за всех не говорю).

7

Видимо сотрудникам надо пожалеть бедное руководство аутсорса (которое обычно их называет ресурсами) :-)

10

Теперь аутсорсеры начали косить под наших предпринимателей, которые все время ноют. Если все так нерентабельно, чего ж тогда такое огромное количество вакансий на дев.бае и еще больше на jobs.tut.by? Офисы вон строят новые, неужто в кредиты и на последние деньги, заработанные в жирные годы? И чего ж тогда мелкие конторки живут и развиваются, ведь у них нет бренда. Чушь это все. Все что я понял по статье, так это то, что у нас конкретно недоплачивают. Спасибо автору

4

Кстати, сегодня вышел хороший пост в фейсбуке про внешние рейты IT компаний. Почитайте https://www.facebook.com/semenov.nikita.andreevich/posts/2122078967820121

Олег Гутников
Олег Гутников Senior PHP Developer в 1PT
4

Часовая ставка для разработчика в США 150-199$ ? Вы серьезно?
Получается в среднем 175$. Т.е. 175 * 168 * 12 = 352800$ в год.
Это примерно в три с половиной раза выше, чем средний годовой доход по сфере в Калифорнии. Bullshit.

Олег Гутников
Олег Гутников Senior PHP Developer в 1PT
8

При детальном изучении понял, что это ставка за разработчика, а не компенсация сотруднику. Видимо налоги в США конские, или у них маржа 350%.

Олег Линкин
Олег Линкин Программиста в ТКП-Софт
0

Это не ставка разраба, а ставка конторы, которая занимается разработкой, как я понимаю.

2

По факту такой гребец домой принесет в лучшем случае 35$ за час после налогов минус costs of living и оп-а! получается как и тут :\

Олег Линкин
Олег Линкин Программиста в ТКП-Софт
2

"Чем больше у разработчика кроссдисциплинарных знаний, тем более качественный результат он может предоставить на выходе и тем выгоднее он становится своему работодателю: нужно меньше подпорок в виде толпы менеджеров и тестировщиков.Вместе с тем резюме разработчика пополняется новыми скилами. Его стоимость на рынке труда возрастает."
Внимание вопросы:
1) Значит, разработчик у нас будет и менеджером и тестировщиком, а еще по совместительству уборщиком, админом, и писать на всех языках сразу. Правильно - специализация - удел насекомых
2) Как это скажется на з/п сотрудника, а не на прибыли компании? Врядли стануст платить сильно больше рынка. Так что из 200 баксов снаружи за час разраба до самого разраба будет доходить 20-30 - врядли больше.

2

>1) Значит, разработчик у нас будет и менеджером и тестировщиком, а еще по совместительству уборщиком, админом, и писать на всех языках сразу.

Разберем по порядку.

- "писать на всех языках сразу" - лучше этого не делать. Только понизите свою ставку, потому что не бывает дорогих дилетантов широкого профиля. Выгоднее выбрать одно или несколько направлений и в них прокачиваться. Например, blockchain developer.

- "тестировщиком" - зачем? По возможности работайте чисто сразу, чтобы за вами нужно было меньше подгребать. Небольшие косяки за вами почистят и менее квалифицированные люди.

- "менеджером" - а вот тут вам только польза, если будете уметь общаться с заказчиком и оптимизировать процесс разработки. Не нужно делать за менеджера его работу, достаточно понимать основы в случае чего "подстраховать". Тогда чаще будете видеть результат от своей работы, станет меньше сорванных дедлайнов, уменьшите количество разногласий с заказчиком, когда менеджер что-то недопонял. В итоге сократите шансы исхода "пилили проект год, надо все переделывать".

- "по совместительству уборщиком" - ну...если вам это нравится. Я бы не пошла работать в компанию, где мне предлагают и разрабатывать прилаги, и убирать офис.

> 2) Как это скажется на з/п сотрудника, а не на прибыли компании?

Чем незаменимее сотрудник, тем тяжелее отказаться от его услуг. И тем ценее он в глазах конкурентов компании. Поэтому компании максимально стараются не завязываться на личностях. Но вам ничего не мешает завязывать многое на себе :)

3

> - "писать на всех языках сразу" - лучше этого не делать. Только понизите свою ставку, потому что не бывает дорогих дилетантов широкого профиля. Выгоднее выбрать одно или несколько направлений и в них прокачиваться. Например, blockchain developer.

Лучше делать, изучение других языков/платформ/инструментов раскрое глаза на проблемы каждого из них, включая основного. И позволит выбирать инструменты для каждой проблемы в отдельности, а не представлять всё гвоздями, когда в руках молоток. А то, вижу, к советам умерить аппетиты еще советуете деградировать. Blockchain developer :))

2

> к советам умерить аппетиты еще советуете деградировать. Blockchain developer :))

Тут я действительно не разбираюсь. Не знаю, насколько разработка для blockchain интересна программистам с точки зрения профессионального роста.

Могу сказать только, что запрос blockchain developers долгое время очень динамично рос. Хотя спрос в этой теме нестабильный: он падает-поднимается пропорционально скачкам в курсах криптовалют.

4

150$ - 190$ /h - это ставка консультанта, которого привлекают на краткий срок для решения каких то проблем (либо не решения) и таких людей не так уж много. Обычные ребята работают по другой ставке, достаточно посмотреть зп по вакансиям там (не так уж и сладко как кажется учитывая стоимость жизни).

Anonymous
Anonymous
2

Быть обычным человеком - просто и не интересно

Anonymous
Anonymous
13

Кроме того, при высоком рейте будут выжимать по максимуму.

Anonymous
Anonymous
-2

немножко рекламы.

Если вы/ты: проактивный, необычный человек (да, без "удела насекомых"), с разговорным инглишем, опытом 3+, прочитал статью, умножил "медианную зарплату по рынку ИТ (dev.by ccылка)" на 1.7, добавил приставку "от", живешь в Минске или Бресте, пиши(те) в ЛС

5

То я буду работать на удаленке, в сша или ес :)

Anonymous
Anonymous
0

это вопрос или ответ?:) ну будешь, будет круто:)

Anonymous
Anonymous
1

явно мясо из епама минусует:)

Anonymous
Anonymous
2

бот. слишком быстро для мяса

0

сиськи уже были?

2

Ирина, вы поставили проблему "низкой маржинальности", условно говоря. И предложили методы решения
1)повышать экспертизу
2) повышать привлекательность бренда.

Эти методы не решат проблему низкой маржинальности, но они решат другую проблему: у компании есть шанс вообще в трубу не вылететь. Точно также если разработчик, не будет качать свои скилы, то он рано или поздно уйдет в утиль. В целом это хорошо, жить становится лучше, жить становится веселее.

0

Эти методы нужны для того, чтобы помочь компании поднять часовую ставку, обеспечить поток клиентов и увеличить кэш флоу.

Уже как эти методы правильно использовать, чтобы из огня да в полымя не влететь, ведь прокачка экспертизы и бренд менеджмент сами требуют немалых ресурсов - тема другой статьи.

3

Не помогут они поднять ставку, так как остальные будут делать тоже самое. Но вот не вылететь с рынка они помогут. И если даже рейты возратстут, их довольно быстро сьедят зарплаты, расходы на обучение персонала(которые тоже не маленькие).

2

Ну и пусть делают то же самое. Экспертиза - это "голубой океан". Здесь всем места хватит, потому что каждая компания может углубиться во что-то свое, исходя из опыта и навыков.

Что касается развития бренда, маркетинга и продаж, то тут снова каждый поступает по-своему. Есть десятки разных каналов и способов, как себя преподносить через них.

А самое главное то, что во всем этом нужна системность: тестировать - замерять эффективность - модифицировать - снова тестировать. Как в марафоне: стартанет толпа, добегут единицы.

8

"А самое главное то, что во всем этом нужна системность: тестировать - замерять эффективность - модифицировать - снова тестировать. "
Вот, эта вся движуха и сьест повышение рейтов и оставит всю туже низкую маржинальность .

6

Эта движуха съест повышение рейтов в краткосрочной перспективе. Главное по миру не пойти раньше времени, а такое бывает, когда снимаешь с себя последние штаны на развитие бренды.

Инвестиции в себя/в компанию именно так и работают: сеем сегодня, чтобы через время (не завтра!) пожать урожай.

Anonymous
Anonymous
-4

еще один мамкин эксперт

4

Я извиняюсь. Вы дурак?

Anonymous
Anonymous
0

какая нафиг "низкая маржинальность" и рассуждения на тему "повышение привлекательности, замер эффективности"? Ни цифр , ни плана, ни статистики. Спрашиваешь "почему в расчетах средняя зп взята, а рейт ближе к минимуму, а не средний" - "ну это по моему опыту так" - по какому в ж опыту? Зачем тогда эти цифры в статье если все по твоему опыту? ты пишешь статью о том что у тебя маленький оброк с рабов и как все плохо, а по факту жесткий нагибон 300%+
И тут еще коммент "Ирина у вас тут проблема низкой маржинальности описана". Поджопника обоим и метлой отсюда, гуманитаро

6

Ясно, значит просто не понимаешь где находишься. Парень это dev.by. а не morningstar. Ты заблудился.

Anonymous
Anonymous
5

это ты путаешь айтишный ресурс с онлайнером

agentcooper
agentcooper PM в SK hynix memory solutions Eastern Europe
2

В статье неправильно практически всё. Начиная с формулировки проблем.

-2

Статья и комментарии Ирины толковые

Anonymous
Anonymous
0

да, можно поучится лапшу навешивать

Александр Флахбарт
Александр Флахбарт программист в BELHARD
3

Я одного не понимаю, зачем писатьпро что-то, в чем абсолютно не разбираешься? При чем потом это признавать в комментариях. Нет ни малейшего понимания механизмов ценообразования на услуги разработчиков и вообще о рынке труда ни там, ни здесь. Зачем девбаю такие колумнисты, да ещё и на главной?

Детский сад какой-то.

Anonymous
Anonymous
-1

Напомнило первую статью известного на дев бай человека https://dev.by/lenta/main/kak-umirayut-kompanii-po-razrabotke-po#comments .
Что-то есть в этих статьях общее ...

Александр Флахбарт
Александр Флахбарт программист в BELHARD
8

Здесь вроде не перевод, не? )

Anonymous
Anonymous
6

"Что с этим делать?" (с)
По вашему мнению, это выбор варианта?
Вовсе нет, это не супермаркет с одинаковыми продуктами в разной упаковке. Каждый раз, выбор - это много этапов и в них действий, для всех сторон. Больше важна Репутация, чем ценник 30$.
Хороший заказчик за 30$, лучше чем плохой за 90$. Хороший разработчик за 90$, лучше чем плохой за 30$.
Репутация во многом формирует стоимость. Именно это стоит знать нашим компаниям, свою ценность. И вполне можно в диалоге начитать с 30$. По итогу цена будет иной.

Anonymous
Anonymous
1

IPO Epam, зачем он был? Акции нельзя продать иначе? Как связаны ценность услуги и Гудвил компании? Уверены, что сейчас у них цена 30$?

1

> вполне можно в диалоге начитать с 30$. По итогу цена будет иной.

Только если ниже. Начинать переговоры с заказчиком с заниженной цены - слабая позиция. Не поднимите потом.

На первом разговоре лучше вопрос стоимости вообще не поднимать. Говорить только про потребности заказчика и как их можно решить с максимальной выгодой для него.

Если потенциальный заказчик отбирает вендора по цене, это тяжёлый кадр. Будет стараться сбить цену все время, не занижая ожиданий.

Геннадий Колтун
Геннадий Колтун директор в ib.by
-1

Видите, как вам в комментариях разного понаписывали. Огромное недопонимание из-за того, что мы не определились с терминами. На самом деле люди в одни и те же слова вкладывают совершенно разные смыслы. Поэтому и возникают такие нелепые споры и такая бредовая критика.

Например, стоило сперва обсудить "граничные условия", допуски и требования. Например, дискутируемый пункт касательно 168 нормочасов в месяц. Продать заказчику услуги разработчика на проектной основе в таком формате достаточно сложно. У меня, например, обычно получается 120-150 часов, если по-честному. Соответственно, это уже совсем другая расценка нормочаса.

И таких моментов много. Но тут, как я понял по комментам, не очень много директоров компаний на 5-10-15 человек...

1

1. Спасибо Дев баю и автору за статью. По-моему, распространение информации про рейты для широкой публики очень важно. Без иронии. Это способствует более равновесной цене труда для программистов. Жаль что не довели до конца сравнение с американскими работниками - их налоги, арендная плата и т.п., чтобы коллеги в Беларуси видели more wholistic picture.
2. Я бы порекомендовал воздержаться от заключений, вроде "компании имеют малую маржу". Информация из открытых источников о прибыли крупных белорусских аутсорсинговых компании свидетельствует об их уровне дохода, а не разница в почасовых рейтах.

Геннадий Колтун
Геннадий Колтун директор в ib.by
1

"2. Я бы порекомендовал воздержаться от заключений, вроде "компании имеют малую маржу". Информация из открытых источников о прибыли крупных белорусских аутсорсинговых компании свидетельствует об их уровне дохода, а не разница в почасовых рейтах."

А что скажете про малые аутсорсинговые компании? Например, на 10 человек?

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже