Животный магнетизм: о зверях с обложек O’Reilly

4 комментария
Животный магнетизм: о зверях с обложек O’Reilly
ПародияИзображения животных с обложек книг издательства «О’Рейли» давно уже стали знаком качества этого бренда. Эти книги невозможно не узнать с первого взгляда – чего порой нельзя сказать о самих милых зверьках. Почему на книгах о языках программирования изображены животные, да еще такие странные? Как это связано с содержанием книг? Пусть и не на самом видном месте, но на сайте издательства есть ответы на эти вопросы, и здесь мы приводим краткое содержание двух разъяснительных статей.

Мотивация

Для начала предоставим слово Эди Фриман, креативному директору издательства, – именно она придумала новый стиль обложек в конце восьмидесятых. Разумеется, ее тоже постоянно донимают просьбами раскрыть секрет обложек-шарад. «Такие вопросы мне приходили даже от авторов – некоторые из них были явно разочарованы, поскольку, по их мнению, читатели могли счесть автора жирным, как бегемот, или таким же глупым, как голубоногая олуша. Я еще никому не говорила, чем руководствуюсь при выборе, но могу заверить всех заинтересованных лиц, что выбор всегда обоснован». По словам Эди Фриман, в некоторых случаях она все-таки прислушивается к мнению авторов и читателей, а порой узнает от них что-то полезное. Так, читатели всегда указывают на ошибки в изображениях или подписях к ним, да и авторы порой бывают очень настойчивы, продвигая свою идею. «Один из авторов отчаянно хотел увидеть на обложке своей книги хлопкового долгоносика. Он прислал мне целую гору сведений о хлопковых долгоносиках, скрупулезно описав, почему именно этот жучок лучше всего иллюстрирует тему книги. В итоге долгоносик действительно оказался на обложке той книги, Oracle Web Applications». Впрочем, обратная связь не мешает «О’Рейли» порой идти на довольно рискованные шаги в плане дизайна. Так, многие читатели, страдающие арахнофобией, в письмах жалуются на то, что не могут взять в руки книгу, на обложке которой изображен паук. Примерно та же ситуация и со змеями – с другой стороны, это говорит о мастерстве, с которым прорисован каждый из причудливых персонажей книжной серии.

Как все начиналось

Эди Фриман вспоминает: «Когда сотрудники O’Reilly впервые обратились ко мне, чтобы я придумала им новый дизайн книжных обложек, я была полностью погружена в мир операционной системы VAX/VMS компании DEC. Я краем уха слышала о UNIX, но слабо представляла, что это такое. Мне еще ни разу не доводилось беседовать с UNIX-программистом или редактировать документ в программе vi. Слова вроде vi, sed и awk, uucp, lex, yacc, curses, казались мне словечками из фантастической игры «Подземелья и драконы». И в моем представлении программист для UNIX чем-то напоминал фаната этой игры». Подыскивая изображения для обложек, Эди просматривала Дуврские изобразительные архивы. Это серия книг (а теперь – и CD-дисков), где собраны коллекции ксилографий и офортов, свободные от ограничений, связанных с авторскими правами. Именно там Эди увидела пару лемуров (тонких лори) и тут же воскликнула: «Да это же Сед и Оук!». Тим О’Рейли, по достоинству оценил безумную идею и счел, что такое оформление обложек поможет книгам выделиться среди аналогичных изданий, – и сегодня животные с книг О’Рейли известны по всему миру. Первые животные на обложках «О’Рейли» – это тонкие лори на «Sed & awk», западноафриканский лемур потто на «Managing Projects with make» и долгопят на «Learning the vi Editor». Кстати, именно долгопят таращится на вас с домашней страницы сайта O’Reilly.

O’ReillyO’ReillyO’Reilly

Как это делается сегодня

C тех пор, как были отсканированы эти первые картинки, многое изменилось. Всё больше животных с обложек сейчас рисуется вручную. На отрисовку одного животного для О’Рейли уходит от 8 до 20 часов тонкой ручной работы. И по причинам, которые, наверное, никто не может объяснить, нарисованные вручную изображения животных на книгах, посвященных высоким технологиям, пользуются бешеным успехом. Одна из самых плодовитых художниц издательства – Лори Лиджин. Официально она работает редактором в кембриджском филиале издательства «О’Рейли», штат Массачусетс, но, кроме того, занимается фрилансом. Она выдумывает и изготавливает собственные ювелирные украшения, играет на скрипке и мандолине, а также посещает ряд художественных курсов. «Оглядываясь назад, я думаю, что нужно было сразу поступать в художественный вуз», – размышляет Лори, – «Мое зоологическое образование пригодилось мне, в основном, чтобы рассказывать забавные истории о коровах и курах». Стаж Лори в «О’Рейли» составляет уже около семнадцати лет, и на работу ее взяли в отдел общефирменных продаж – она признается, что «по-настоящему этой работой так и не занималась». Вместо этого она стала первым настоящим продукт-менеджером «О’Рейли», работая информационным посредником между редакторами и отделом маркетинга и продаж. «Ощущение было такое», – вспоминает Лори, – «как будто я работаю книжным авиадиспетчером». После того как Лори убедилась, что ей больше нравится делать книги, а не продавать их, она перешла на редакторскую должность, которую занимает и сегодня. Как-то раз она возилась с любительскими набросками и подумала, не нарисовать ли льва для обложки книги «AOL in a Nutshell». C этой картинки она начала профессиональный путь в совершенно новой для себя области.

Зарождение идеи

При написании и редактировании книги дизайнеры «О’Рейли» обычно приходят к Лори уже с ясной идеей о том, какое животное они хотели бы видеть на обложке. Дизайнер заказывает эскизы, на которых зверь должен находиться в строго определенной позе, чтобы лучше отражать тему книги. Иногда Лори сама предлагает животное, которое могло бы украсить обложку. Однажды редактор никак не могла определиться, и Лори предложила изобразить на книге «Managing IMAP» гиеновидных собак. Лори показалось, что пятнистая шкура этих собак напоминает карту (англ. map). Кроме того, именно Лори предложила поместить голубоногую олушу на книге «Zero Administration for Windows». Приступая к работе над каждым заказом, Лори изучает многочисленные источники и делает черновики (следует отметить, что Лори регулярно ходит в Музей Пибоди Гарвардского университета и в Смитсоновский Музей естественной истории на зоологические выставки). Иногда Лори достаточно просто воспроизвести гравюру из дуврского собрания. В других случаях приходится обращаться к нескольким источникам, так как на отдельных рисунках животное либо не показано целиком, либо зверь изображен в не совсем уместной позе. Даже после того, как дизайнер выберет конкретный эскиз, Лори иногда приходится его несколько раз перерисовать. Когда эскиз одобрен, Лори делает более аккуратную картинку, которая становится моделью для окончательной доработки. Такой подробный эскиз часто появляется в каталогах «О’Рейли» с оригинал-макетами. Поскольку подобные каталоги обычно выходят значительно раньше, чем сами книги, иллюстрация на готовой книге выглядит, как правило, немного иначе, чем в каталоге.

Обратная графика

Далее Лори переносит картинки на так называемую «доску для процарапывания» – плотный лист картона, покрытый белым воском. Сначала Лори выводит тушью на воске силуэт животного. Потом она начинает выписывать зверя более тщательно, аккуратно процарапывая линии на слое туши – для этого используется специальный нож. Благодаря такой технике анималистические картинки «О’Рейли» становятся очень похожи на оригинальные гравюры из дуврского собрания. Обычно Лори первым делом рисует глаза животного – на взгляд Лори, это важнейшая часть любой картинки. Вслед за глазами на воск наносится весь остальной рисунок. Например, Лори особенно долго работала над пумой с обложки «Java Foundation Classes», добиваясь того, чтобы кошка особенно пристально смотрела на читателя. Сложнее всего Лори даются узоры меха, перьев и чешуи, такие, как полоски на пушистой тигриной шубе при оформлении серии по Java. «Вот где помогает биологическое образование»! - признается она. O’Reilly Первый этап работы заканчивается, когда все основные линии лягут на воск. Потом Лори создает на картинке светлые и темные участки, а далее принимается за детали. Если она ошибется, то всегда может вновь нанести тушь и опять ее соскоблить, но значительных изменений с такой техникой уже не внести. Лори говорит, что с самого начала старается как можно точнее представить себе, что именно она собирается рисовать, и потому ошибки у нее случаются редко. На заключительном этапе Лори убирает лишнюю тушь и пыль ластиком, а потом создает цифровой скан с высоким разрешением. Остается только радоваться, что в эпоху, когда сама печатная книга стремительно превращается в анахронизм, O’Reilly не жалеют времени и сил на то, чтобы радовать, удивлять, а то и обескураживать своих преданных читателей. Кроме того, изображения редких животных на книгах нужны не только для забавы. Они постоянно напоминают нам о том, что мир природы полон чудес, которые так легко растерять в погоне за техническим и экономическим прогрессом. Многие из этих животных находятся на грани исчезновения, и обложка книги – это единственный шанс для них, чтобы мы вообще узнали об их существовании.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

JetBrains выпустил отчёт о состоянии Java в 2020 году
JetBrains выпустил отчёт о состоянии Java в 2020 году
JetBrains выпустил отчёт о состоянии Java в 2020 году
Гейтс, Джобс, Маск, Грэм: появился ресурс с рекомендациями книг от знаменитостей
Гейтс, Джобс, Маск, Грэм: появился ресурс с рекомендациями книг от знаменитостей
Гейтс, Джобс, Маск, Грэм: появился ресурс с рекомендациями книг от знаменитостей
15 самых высокооплачиваемых языков программирования для фрилансеров
15 самых высокооплачиваемых языков программирования для фрилансеров
15 самых высокооплачиваемых языков программирования для фрилансеров
TIOBE: C++ назван самым быстрорастущим языком в сентябре
TIOBE: C++ назван самым быстрорастущим языком в сентябре
TIOBE: C++ назван самым быстрорастущим языком в сентябре
1 комментарий

Обсуждение

-1

просто + качественно = "Эти книги невозможно не узнать с первого взгляда..."

-1
Александр Черноокий
Александр Черноокий developer в Targetprocess
1

А я когда читаю великого Флэнагана, вспоминаю великого Дюрера:
http://www.skydive.ru/uploads/posts/2012-07/1342006629_muzeum-10.jpg

Сергей Крюков
Сергей Крюков Developer в Banuba
0

Надеюсь, на смену тёплому и ламповому прорисовыванию всего на воске в будущем придёт не менее кропотливый и детальный пиксел-арт :)

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже