«Готовы 5 лет учиться в университете, а в ИТ хотят войти за месяц». ИТ-школа и тренер отвечают на «13 жалоб»

#войтивайти
25 мая 2019, 12:41
Фото используется в иллюстративных целях
Фото используется в иллюстративных целях

Материал dev.by о жалобах на ИТ-школы вызвал резонанс не только у читателей, но и у тех, на кого жалуются. Публикуем всё те же 13 жалоб и ответы на них от IT-Academy (Образовательный центр ПВТ) и Александра Шадуро, ИT-тренера, технического директора Artooba, бывшего руководителя .NET-лаборатории EPAM.

1​

«Мне кажется, любый язык программирования надо учить с объяснения принципов самого программирования, а поверх этого уже настраивать Java, С++ и т. д. Но на курсах на это, видимо, нет времени. С тобой сразу начинают общаться на „птичьем языке“: так, это предложение мы пишем так-то, а вот тут у нас фреймы. В чём же суть, никто не удосуживается сказать. Так и должно быть, или всё-таки надо сначала давать какую-то основу — например, объяснить, что такое объектно ориентированное программирование?»​

Александр Шадуро: Практика показывает, что минимальный срок обучения языку или новой технологии — полгода. А теперь давайте посчитаем, сколько требуется времени для полного обучения — минимум год (язык + технология). Далеко не каждый может себе позволить трату такого количества времени. Поэтому качественные курсы всегда находятся в сложном положении: с одной стороны программа не должна быть слишком короткой в ущерб качеству, а с другой — не очень дорогой из-за продолжительности. А насчет «птичьего языка» — это один из самых трудных, но эффективных способов обучения методом погружения. Наиболее яркий пример —  курсы иностранных языков, где практически с первого занятия с тобой говорят на изучаемом языке.

ИТ-школа: Язык программирования, как и любое другое направление в ИТ, нужно изучать с основ. Поэтому советуем обращать внимание не на «оторванные» курсы, а на комплексные программы — с нуля до профессионального уровня (junior). В таком случае процесс обучения займет немало времени — от полугода и выше. С другой стороны, на учебу в университете многие готовы тратить пять лет. При этом получив диплом, работать по специальности не горят, а войти в абсолютно новую сферу хотят за месяц. Так не бывает.  

Комплексное обучение считаем единственно верным для тех, кто мечтает работать в ИТ. И в особенности для тех, кто переходит в индустрию из других сфер и имеет о ней смутное представление. А если у вас уже есть база (например, профильное техническое образование), но вы хотите прокачать скиллы или освоить новый язык программирования, то выбирайте курсы, где предлагают пройти входной тест или собеседование. Да, это в некотором роде стресс, но вы сможете оценить уровень своей подготовки и понять — потянете обучение или нет.

2​

«Перед тем, как пойти на курсы Java, которые преподносились как „с нуля за 15 занятий“, спросила у секретаря, что мне нужно знать изначально. Я — гуманитарий, потяну? Ответ был: это рассчитано на всех. В итоге в нашей группе пара человек были таких „нулевых“, как я, и несколько студентов технических вузов, которые знали, кажется, всё, кроме Java. Я ушла с середины курса, так как ничего не понимала».

Александр Шадуро: Здесь просто не повезло с выбором. Могу только посочувствовать. Однако такой подход в выборе опять же подтверждает тотальную доверчивость многих людей. Не ленитесь, почитайте отзывы, сходите на форумы, где обсуждают курсы. Найдите преподавателя в соцсетях (желательно в профессиональных) и взвешенно подойдите к выбору. Не верьте тому, что вам скажут девочки на телефоне. И опять же: смотрим на стоимость и сроки. Если обещают курсы с нуля за месяц или они стоят невероятно дешево, значит — вас обманывают.

ИТ-школа: Из отзыва не совсем понятно, что обещали на курсах «с нуля за 15 занятий». Подготовить до уровня junior-специалиста, который может претендовать на трудоустройство? Сразу скажем, что без знания основ — это нереально. Изучить базу — возможно. Но опять-таки многое зависит и от способностей ученика: иные слышат, что у программистов хорошие зарплаты, и бегут на курсы. Не оценив при этом собственные силы.

Наш совет: не ведитесь на курсы, на которые зачисляют всех без разбора. Минимальное входное испытание, которое многие страждущие войти в ИТ стараются избежать, выбирая сомнительные курсы, нужно, в первую очередь, не тем, кто предоставляет образовательные услуги, а вам. Ведь если не удалось выполнить входной тест, пройти собеседование с тренером или разобраться с бесплатными подготовительными курсами, как будете учиться дальше?

3​

«ИТ-курсы — это никакое не образование, это самообразование. Я, как человек старой закалки, не была к этому готова. В моем понимании, процесс обучения строится от простого к сложному: сначала мы изучаем буквы, потом учимся писать слова, словосочетания, наконец составляем предложения. А тут вам на первом занятии предъявляют весь алфавит и через пять минут говорят: всё, теперь садитесь, пишите сочинение. И те, у кого условная буква „А“ ещё не набита, начинают путаться. Два занятия — и всё, ты — безнадежно отстающий».

Александр Шадуро: Здесь все очевидно: нужно очень тщательно подходить к выбору курсов и преподавателей. Смотрим программу, читаем отзывы в интернете и только потом идем записываться. Любые курсы — это коммерческая организация. Если она может заработать: почему бы и нет? Но одни делают это добросовестно: вы нам платите — мы вас качественно обучаем. А другие просто стараются за короткий срок получить максимум прибыли. Если автор отзыва настойчиво захочет изучать, к примеру, иностранный язык и, не слушая никого, запишется в продвинутую группу, то получит именно такой результат. Но здесь обижаться нужно на себя. Кстати, почему-то студенты, обучающиеся в профильных вузах по 4-5 лет порой проигрывают слушателям со сроком обучения 3-6 месяцев. Видимо, дело не только в подходе от «простого к сложному»?

ИТ-школа: Для того, чтобы не было таких ситуаций, опять же — адекватно оценивайте собственный начальный уровень подготовки. На определенном этапе обучения без практики, постоянной самостоятельной работы и собственных набитых шишек никак не обойтись. Это тот самый случай, когда лучше наступать на грабли в образовательном центре, а не в ИТ-компании после трудоустройства.

Но до этого этапа нужно дойти и дорасти. Если изначально ваш уровень подготовки нулевой, выбирайте базовые курсы, которые «обещают» не получение профессии за короткий срок, а обучение основам. И да — даже на таких курсах учиться придется самому. Под руководством тренера, по его направлению, но исключительно самому. Никак иначе не получится.

​4

«Они нанимают практиков, а не преподавателей. Эти мальчики и девочки, вероятно, хорошо программируют или виртуозно владеют компьютерными программами. Но учить они не умеют, даже как правильно называются инструменты той программы, что преподают, не знают. Все объяснение сводится к одному: смотри как я делаю или садимся и делаем.  Но когда ты ничего не знаешь и не умеешь, то предложение — садись и делай — звучит абсурдно. Что делать-то? Но кто-то садится и делает».

Александр Шадуро: Только практик может обучить практическому программированию. Думаю, что слушателю очень повезло, если его преподаватель относился к действующим практикам. Часто слышу претензии со стороны студентов к качеству обучения в вузах именно из-за преподавателей-теоретиков. И подавляющее большинство выпускников приходит потом на курсы доучиваться. Конечно же, я убежден, что тренер должен быть не только практиком с большим опытом, но и иметь опыт преподавания. Однако такие специалисты стоят дорого и не каждая компания на рынке может себе их позволить. А насчет правильного названия инструментов, то в ИТ есть и определенный сленг, который автор отзыва возможно неправильно интерпретировал.

ИТ-школа: В ИТ каждый день происходят изменения. Тренеры-практики в данном случае и есть лучшие преподаватели — они знают, чем живет индустрия и что нужно рынку. Соответственно, будут учить вас не голой теории и тому, «как правильно называются инструменты той программы», а реально работающим вещам.

Другой момент, что тренерам тоже необходимо прокачивать свои преподавательские скиллы. Многие это делают, посещая тематические семинары и тренинги, напрямую работая со слушателями, внимательно изучая их отзывы. Чтобы не разочароваться в преподавателе, советуем не слепо записываться на курс к «мальчику» или «девочке», а хотя бы минимально узнать, у кого вы будете учиться. Сегодня не проблема выйти на связь с тренером в Facebook или LinkedIn, найти отзывы о преподавателе в интернете или узнать о его профессиональном пути в самом центре. Если от вас утаивают информацию о преподавателе или до последнего не говорят, кто будет вести курс, — это повод задуматься.   

​5

«Любое знание надо пробивать самому. Преподаватель говорит: вот тут посмотрите видео и по нему сделайте домашнее задание. Но видео я могу смотреть и без всяких курсов. Зачем платить деньги, если знания надо пробивать самому?»

ИТ-школа: Самому и никак иначе! Более того, работать тоже потом нужно самому. Но здесь такая штука: самостоятельно обучаться, без жестких дедлайнов, прямого направления и наставления, способен далеко не каждый. Да и информации по любому ИТ-направлению сегодня столько, что едва ли какой новичок в ней не запутается. Качественные курсы дадут вам систему — у вас будет не три тысячи троп, по которым нужно блуждать до тех пор, пока не выйдете на верный путь, а нормальная проторенная дорога. Иными словами — с большой долей вероятности самостоятельно на толковое видео вы выйдете не сразу, а тренер подскажет, что действительно достойно вашего внимания.  

Александр Шадуро: Когда человек приходит на курсы, он должен отдавать себе отчет, что программа достаточно сжатая и ограничена невысокой продолжительностью курса. Типовое занятие длится около трех часов и проводится в группе из 10-20 человек. Если преподаватель опытный, то он потратит это время на объяснение тех вещей, которые слушатель не найдет в книгах, на форумах или затратит на поиск подобной информации массу времени. Очевидные вещи нормальный тренер разжевывать каждый раз не будет. Именно их и оставляют для самостоятельного изучения. Наоборот — надо бежать с курсов, где тренер по-сути пересказывает книгу и не дает ничего нового.

Кроме того, задача тренера — показать, как правильно действовать, и направить вас в нужную сторону. Выстроить вам мышление программиста, а не просто научить зазубривать текст. Это как в спорте: тренер не держит за вас клюшку или не бьет по мячу. Но он может указать на ошибки, скорректировать технику и ускорить ваш прогресс.

​6

«ИТ-курсам не надо прилагать усилий, чтобы привлечь и удержать клиентов — все прутся так, что стульев не хватает. Куда ни придёшь — везде под завязку. Зачем думать о каком-то качестве? Можно делать как попало».

ИТ-школа: Интерес к ИТ-курсам сегодня высокий. Но здесь вопрос не в том, что «стульев не хватает», а что вы хотите получить, заняв место на одном из них. Если конечная цель — построение карьеры в ИТ, то вы в любом случае будете изучать отзывы, смотреть на показатели эффективности, оценивать рынок и так далее. И выбор сделаете в пользу лучшей на ваш взгляд и по итогу такого мониторинга ИТ-школы. Чтобы стулья были заняты не разово, а постоянно, прилагать усилия приходится и образовательным центрам.   

Александр Шадуро: Опять повторюсь про бизнес: курсы зарабатывают деньги. Но есть бизнес с правильной стратегией развития, и он заинтересован в длительном существовании и развитии. Поэтому он заботится о своей репутации, а она в данном случае определяется качеством обучения. Такие курсы будут стараться отрабатывать по максимуму деньги клиентов.

Однако есть и курсы-однодневки, которым плевать на репутацию, а прибыль возводится на первое место. Выезжают они на популистских обещаниях (пятилетку в три дня) и относительно невысокой стоимости. Из-за подобных курсов падает репутация по-настоящему хороших, поскольку люди склонны  обобщать. Да и негатив мы запоминаем лучше, чем позитив. У меня учиться достаточно трудно, но люди идут. С чего бы это? И, кстати, чем курсы качественней, тем больше усилий как раз и надо прилагать, чтобы привлечь аудиторию, так как стоимость обучения на них достаточно высока и может сыграть определяющую роль при выборе.

​7

«Есть ощущение, что они пришли туда покрасоваться — кто круче. И преподаватели, и ученики. Сюда приходят не за тем, чтобы учить или учиться, а за профессиональной социализацией».

Александр Шадуро: У меня был студент, который пришел на курсы, чтобы просто легально отдохнуть от бытовухи. Были те, кто приходил просто из интереса, так как у них была масса свободного времени. Но таких слушателей единицы. В основной массе — это люди взрослые, мотивированные и понимающие свою задачу.

Профессиональная социализация важна не меньше, чем ваши профессиональные навыки. Умение работать в команде, решать конфликты, ладить с коллегами — крайне важные умения, которые могут повлиять на дальнейшую карьеру любого специалиста. Поэтому не вижу ничего плохого, если тренер в дополнение к техническим компетенциям помогает группе развить и социальные.

А что касается тренеров, которые пытаются реализовать амбиции и стремятся к власти, то они достаточно быстро заканчивают свою карьеру, в том числе из-за отзывов слушателей. Сейчас практически любую информацию можно найти в открытом доступе, поэтому ищем, читаем, спрашиваем на профильных форумах, и только потом идем учиться.

ИТ-школа: Одни приходят покрасоваться, другие — учить и учиться. У каждого свои цели и потребности и выбирать курсы нужно, исходя из них. Опять же, сегодня много открытых источников, откуда можно черпать информацию. Если вы из отзыва в отзыв читаете, что преподаватель не нацелен на результат, выбирайте другого тренера.

По поводу профессиональной социализации: чем она плоха? Если курсы способствуют процессу самоопределения и вхождения в профсреду, например, путем присоединения к комьюнити, закрытым сообществам профессионалов, тематическим группам, то это плюс, а не минус.

​8

«Преподавание в какой-то мере тут подменили хедхантингом.  Это своего рода рынок. Ты, придя на курсы уже с каким-то уровнем, можешь себя продать. Либо преподаватель может найти кого-то на свой проект. Либо отказаться делать проект самому и перепродать чей-то труд. Кстати, это касается не только ИТ-курсов. На курсах поваров — то же самое. С тобой занимаются 10 часов, а потом ты идёшь на 122 часа в общепит, чтобы продемонстрировать, что ты достоин офера. Школа с тебя получает деньги, общепит — дармового работника. Идеальная схема — предоплата за возможность работать».

Александр Шадуро: Современный рынок ИТ диктует свои условия. Крайне сложно найти грамотного специалиста, который сейчас свободен. Какой выход? Растить специалистов самим. Поэтому многие компании открывают на собственной базе лаборатории или начинают сотрудничать с образовательными центрами, вузами и так далее. И ничего плохого в этом нет, так как перспективный джуниор сразу же получает работу, а компания будущего специалиста. А насчет работы «забесплатно», то чаще всего это происходит после бесплатных курсов (есть и такие). И это тоже нормально — компания вложила кучу денег в обучение и хочет присмотреться к человеку. Но такие случаи единичны. Чаще всего уже ясно, что собой представляет кандидат, и ему начинают платить стипендию.

ИТ-школа: Многие ИТ-преподаватели заинтересованы в начинающих специалистах. И это здорово. Сразу после прохождения обучения они предлагают лучшим выпускникам присоединиться к команде компании, в которой работают, или к собственному проекту. Это абсолютно нормальная практика и, на наш взгляд, отличная мотивация для новичков: прояви себя на курсах — получи работу.

Именно с поиском первого рабочего места в ИТ у многих вчерашних слушателей и возникают главные сложности, ввиду отсутствия опыта. А если у них есть шанс не тратить время на поиск, а сразу после обучения «влиться» в рабочий процесс, то это круто! В прошлом году, например, один из наших преподавателей лично помог в трудоустройстве каждому третьему выпускнику своего курса.   

​9

«Дни открытых дверей в ИТ-школах — это секта, какой-то сетевой маркетинг. Приходят ученики, которые рассказывают, как замечательна стала их жизнь после того, как они прошли эти курсы».

Александр Шадуро: А дни открытых дверей в вузах, техникумах — это не секта? Не сетевой маркетинг? Если кто-то может рассказать свою собственную историю, какие шишки он набил, как дальше сложилась его жизнь и карьера, то что в этом плохого? Однако чаще всего на днях открытых дверей этому уделяют значительно меньше внимания, а рассказывают о каком-то направлении, знакомят с его перспективами, презентуют преподавателя. Ну и проводят сессию вопросов и ответов. Такой формат позволяет потенциальному слушателю получить информацию из первых уст и познакомиться с курсом. Если же вы пришли на ДОД и вам рассказывают только сладкие «истории успеха» без какой-либо конкретики — бегите. Это мой совет.  

ИТ-школа: Наша цель проведения дней открытых дверей — бесплатно познакомить с конкретным ИТ-направлением, тренером (!) и программами, чтобы оценить спрос на них. Хотя информации в интернете полно, но, поверьте, очень многие новички до сих пор уверены, что построить карьеру в ИТ могут только разработчики. Истории успеха в данном случае показывают, что мир ИТ не ограничивается одной профессией, а построить карьеру в индустрии может любой желающий. Конечно, приложив для этого усилия.

В прошлом году мы с аншлагом провели 9 открытых мероприятий в центре. Судя по количеству заявок на них и той обратной связи, которую получили после, — это действенная форма, чтобы познакомить новичков с образовательными продуктами и сферой ИТ.  

​10

«В автошколах можно узнать процент сдачи учениками экзаменов в ГАИ. А на ИТ-курсах есть показатель эффективности?»

ИТ-школа: Самый прозрачный показатель эффективности ИТ-курсов — процент трудоустройства выпускников. Мы не скрываем эти цифры: 49% наших слушателей (из числа заинтересованных в трудоустройстве) находят работу сразу после окончания курсов, 81% — после прохождения стажировки.  

Александр Шадуро: У меня ведется статистика трудоустройства. Это лучший показатель качества моей работы для меня самого. С ней всегда можно ознакомиться и принять решение.

​11

«Образование в ИТ-школах — это одно большое тестовое задание. Контора, которая вроде бы должна тебя просто научить, рассматривает с целью дальнейшей „работизации“, от слова „раб“. Если ты показал, что что-то умеешь — тебя возьмут. Где ты этому научился — вопрос десятый».​

ИТ-школа: Если есть знания, достаточные для трудоустройства в ИТ-компанию, то для работодателя по большому счету неважно, где вы их получили. Никто не запрещает освоить все самостоятельно и пытаться найти работу. Насколько быстрым будет этот процесс — другой вопрос.

Александр Шадуро: Подавляющее большинство слушателей платит немалые деньги не только за качество обучения, но и за возможность последующего трудоустройства, опираясь на полученные знания. Мало кто приходит просто научиться «для себя». Надо понимать также, что внутри любой компании существуют определенные процессы в работе. Мое мнение — о них нужно говорить. Это значительно повышает шансы на трудоустройство сразу после курсов. Насчет «не имеет значения, где учился» — тут есть небольшое лукавство. Курсы, которые учат качественно, имеют определенную репутацию среди работодателей. А точнее тренера. Поэтому важно и где ты учился, и у кого. Просто такие вещи на собеседованиях не озвучивают, но, поверьте, проверяют кандидатов тщательно.

​12

«Поступая на курсы и платя деньги, вы не гарантируете себе, что вас будут учить. То есть учить вас будут, но вы не знаете ни как, ни с какого уровня. Возможно, и руководители этих ИТ-курсов не знают. Они просто набрали специалистов в своем домене и считают, что те смогут превратить в профи и вас».

Александр Шадуро: Хуже другая ситуация, когда возникает «эффект матрицы»: я заплатил и могу не напрягаться, так как меня обязаны научить. А потом появляются претензии на ровном месте и пишется масса негативных отзывов. Поэтому, дорогие студенты, избавляйтесь от иллюзии, что в ИТ учиться легко и просто, а деньги решают все.

ИТ-школа: Как ИТ-школам избежать таких ситуаций? Первое — разделять курсы по уровням: подготовительные, базовые, профессиональные. Второе — заранее предупреждать о необходимой подготовке и знакомить с программой обучения. Третье — проводить вступительные тестирование и собеседования. Четвертое — предоставлять возможность бесплатно посещать первое занятие по курсу и только потом решать, стоит продолжать или нет. Пятое — вводить систему рейтинга для тренеров. Каждый слушатель по окончании обучения ставит оценку преподавателю. Если уровень оказания образовательных услуг низкий — прекращать сотрудничество с тренером. Собственно, так мы действуем сами.

​13

«Почему бы им не признаться — и себе, и слушателям — что они не будут учить программированию с нуля  — что на курсы надо приходить с базой? А то какое-то лукавство получается»

Александр Шадуро: Хорошие ИТ-школы и не обещают быстрый результат, проводят бесплатные занятия для ознакомления, дни открытых дверей. Поэтому будьте реалистами и не верьте рекламным обещаниям про «в сеньоры за три месяца».

ИТ-школа: ИТ-курсов много — только в нашем центре их больше 50. Одни программы заточены на новичков, другие — на тех, у кого уже есть база. Перед тем, как принять решение в пользу того или иного курса, внимательно ознакомьтесь с программой и необходимыми требованиями. Придите в ИТ-школу и задавайте вопросы. Не стоит слепо верить рекламным завлекаловкам — в программисты за две недели и зарплата 3000 рублей на старте. Куда более реальным, если мы говорим про комплексное обучение, звучит срок в полгода-год. Да, за этот период путь с нуля до первой работы в ИТ пройти можно. При условии, конечно, что вы готовы не просто «отсиживать» занятия, а действительно учиться! Не столько в аудитории, сколько вне ее. А потом — и во время работы. Таковы требования рынка: кто перестает развиваться, остается невостребованным.   

По теме
Все материалы по теме
подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение