«Готовы 5 лет учиться в университете, а в ИТ хотят войти за месяц». ИТ-школа и тренер отвечают на «13 жалоб»

3 комментария
«Готовы 5 лет учиться в университете, а в ИТ хотят войти за месяц». ИТ-школа и тренер отвечают на «13 жалоб»
Фото используется в иллюстративных целях
Фото используется в иллюстративных целях

Материал dev.by о жалобах на ИТ-школы вызвал резонанс не только у читателей, но и у тех, на кого жалуются. Публикуем всё те же 13 жалоб и ответы на них от IT-Academy (Образовательный центр ПВТ) и Александра Шадуро, ИT-тренера, технического директора Artooba, бывшего руководителя .NET-лаборатории EPAM.

1​

«Мне кажется, любый язык программирования надо учить с объяснения принципов самого программирования, а поверх этого уже настраивать Java, С++ и т. д. Но на курсах на это, видимо, нет времени. С тобой сразу начинают общаться на „птичьем языке“: так, это предложение мы пишем так-то, а вот тут у нас фреймы. В чём же суть, никто не удосуживается сказать. Так и должно быть, или всё-таки надо сначала давать какую-то основу — например, объяснить, что такое объектно ориентированное программирование?»​

Александр Шадуро: Практика показывает, что минимальный срок обучения языку или новой технологии — полгода. А теперь давайте посчитаем, сколько требуется времени для полного обучения — минимум год (язык + технология). Далеко не каждый может себе позволить трату такого количества времени. Поэтому качественные курсы всегда находятся в сложном положении: с одной стороны программа не должна быть слишком короткой в ущерб качеству, а с другой — не очень дорогой из-за продолжительности. А насчет «птичьего языка» — это один из самых трудных, но эффективных способов обучения методом погружения. Наиболее яркий пример —  курсы иностранных языков, где практически с первого занятия с тобой говорят на изучаемом языке.

ИТ-школа: Язык программирования, как и любое другое направление в ИТ, нужно изучать с основ. Поэтому советуем обращать внимание не на «оторванные» курсы, а на комплексные программы — с нуля до профессионального уровня (junior). В таком случае процесс обучения займет немало времени — от полугода и выше. С другой стороны, на учебу в университете многие готовы тратить пять лет. При этом получив диплом, работать по специальности не горят, а войти в абсолютно новую сферу хотят за месяц. Так не бывает.  

Комплексное обучение считаем единственно верным для тех, кто мечтает работать в ИТ. И в особенности для тех, кто переходит в индустрию из других сфер и имеет о ней смутное представление. А если у вас уже есть база (например, профильное техническое образование), но вы хотите прокачать скиллы или освоить новый язык программирования, то выбирайте курсы, где предлагают пройти входной тест или собеседование. Да, это в некотором роде стресс, но вы сможете оценить уровень своей подготовки и понять — потянете обучение или нет.

2​

«Перед тем, как пойти на курсы Java, которые преподносились как „с нуля за 15 занятий“, спросила у секретаря, что мне нужно знать изначально. Я — гуманитарий, потяну? Ответ был: это рассчитано на всех. В итоге в нашей группе пара человек были таких „нулевых“, как я, и несколько студентов технических вузов, которые знали, кажется, всё, кроме Java. Я ушла с середины курса, так как ничего не понимала».

Александр Шадуро: Здесь просто не повезло с выбором. Могу только посочувствовать. Однако такой подход в выборе опять же подтверждает тотальную доверчивость многих людей. Не ленитесь, почитайте отзывы, сходите на форумы, где обсуждают курсы. Найдите преподавателя в соцсетях (желательно в профессиональных) и взвешенно подойдите к выбору. Не верьте тому, что вам скажут девочки на телефоне. И опять же: смотрим на стоимость и сроки. Если обещают курсы с нуля за месяц или они стоят невероятно дешево, значит — вас обманывают.

ИТ-школа: Из отзыва не совсем понятно, что обещали на курсах «с нуля за 15 занятий». Подготовить до уровня junior-специалиста, который может претендовать на трудоустройство? Сразу скажем, что без знания основ — это нереально. Изучить базу — возможно. Но опять-таки многое зависит и от способностей ученика: иные слышат, что у программистов хорошие зарплаты, и бегут на курсы. Не оценив при этом собственные силы.

Наш совет: не ведитесь на курсы, на которые зачисляют всех без разбора. Минимальное входное испытание, которое многие страждущие войти в ИТ стараются избежать, выбирая сомнительные курсы, нужно, в первую очередь, не тем, кто предоставляет образовательные услуги, а вам. Ведь если не удалось выполнить входной тест, пройти собеседование с тренером или разобраться с бесплатными подготовительными курсами, как будете учиться дальше?

3​

«ИТ-курсы — это никакое не образование, это самообразование. Я, как человек старой закалки, не была к этому готова. В моем понимании, процесс обучения строится от простого к сложному: сначала мы изучаем буквы, потом учимся писать слова, словосочетания, наконец составляем предложения. А тут вам на первом занятии предъявляют весь алфавит и через пять минут говорят: всё, теперь садитесь, пишите сочинение. И те, у кого условная буква „А“ ещё не набита, начинают путаться. Два занятия — и всё, ты — безнадежно отстающий».

Александр Шадуро: Здесь все очевидно: нужно очень тщательно подходить к выбору курсов и преподавателей. Смотрим программу, читаем отзывы в интернете и только потом идем записываться. Любые курсы — это коммерческая организация. Если она может заработать: почему бы и нет? Но одни делают это добросовестно: вы нам платите — мы вас качественно обучаем. А другие просто стараются за короткий срок получить максимум прибыли. Если автор отзыва настойчиво захочет изучать, к примеру, иностранный язык и, не слушая никого, запишется в продвинутую группу, то получит именно такой результат. Но здесь обижаться нужно на себя. Кстати, почему-то студенты, обучающиеся в профильных вузах по 4-5 лет порой проигрывают слушателям со сроком обучения 3-6 месяцев. Видимо, дело не только в подходе от «простого к сложному»?

ИТ-школа: Для того, чтобы не было таких ситуаций, опять же — адекватно оценивайте собственный начальный уровень подготовки. На определенном этапе обучения без практики, постоянной самостоятельной работы и собственных набитых шишек никак не обойтись. Это тот самый случай, когда лучше наступать на грабли в образовательном центре, а не в ИТ-компании после трудоустройства.

Но до этого этапа нужно дойти и дорасти. Если изначально ваш уровень подготовки нулевой, выбирайте базовые курсы, которые «обещают» не получение профессии за короткий срок, а обучение основам. И да — даже на таких курсах учиться придется самому. Под руководством тренера, по его направлению, но исключительно самому. Никак иначе не получится.

​4

«Они нанимают практиков, а не преподавателей. Эти мальчики и девочки, вероятно, хорошо программируют или виртуозно владеют компьютерными программами. Но учить они не умеют, даже как правильно называются инструменты той программы, что преподают, не знают. Все объяснение сводится к одному: смотри как я делаю или садимся и делаем.  Но когда ты ничего не знаешь и не умеешь, то предложение — садись и делай — звучит абсурдно. Что делать-то? Но кто-то садится и делает».

Александр Шадуро: Только практик может обучить практическому программированию. Думаю, что слушателю очень повезло, если его преподаватель относился к действующим практикам. Часто слышу претензии со стороны студентов к качеству обучения в вузах именно из-за преподавателей-теоретиков. И подавляющее большинство выпускников приходит потом на курсы доучиваться. Конечно же, я убежден, что тренер должен быть не только практиком с большим опытом, но и иметь опыт преподавания. Однако такие специалисты стоят дорого и не каждая компания на рынке может себе их позволить. А насчет правильного названия инструментов, то в ИТ есть и определенный сленг, который автор отзыва возможно неправильно интерпретировал.

ИТ-школа: В ИТ каждый день происходят изменения. Тренеры-практики в данном случае и есть лучшие преподаватели — они знают, чем живет индустрия и что нужно рынку. Соответственно, будут учить вас не голой теории и тому, «как правильно называются инструменты той программы», а реально работающим вещам.

Другой момент, что тренерам тоже необходимо прокачивать свои преподавательские скиллы. Многие это делают, посещая тематические семинары и тренинги, напрямую работая со слушателями, внимательно изучая их отзывы. Чтобы не разочароваться в преподавателе, советуем не слепо записываться на курс к «мальчику» или «девочке», а хотя бы минимально узнать, у кого вы будете учиться. Сегодня не проблема выйти на связь с тренером в Facebook или LinkedIn, найти отзывы о преподавателе в интернете или узнать о его профессиональном пути в самом центре. Если от вас утаивают информацию о преподавателе или до последнего не говорят, кто будет вести курс, — это повод задуматься.   

​5

«Любое знание надо пробивать самому. Преподаватель говорит: вот тут посмотрите видео и по нему сделайте домашнее задание. Но видео я могу смотреть и без всяких курсов. Зачем платить деньги, если знания надо пробивать самому?»

ИТ-школа: Самому и никак иначе! Более того, работать тоже потом нужно самому. Но здесь такая штука: самостоятельно обучаться, без жестких дедлайнов, прямого направления и наставления, способен далеко не каждый. Да и информации по любому ИТ-направлению сегодня столько, что едва ли какой новичок в ней не запутается. Качественные курсы дадут вам систему — у вас будет не три тысячи троп, по которым нужно блуждать до тех пор, пока не выйдете на верный путь, а нормальная проторенная дорога. Иными словами — с большой долей вероятности самостоятельно на толковое видео вы выйдете не сразу, а тренер подскажет, что действительно достойно вашего внимания.  

Александр Шадуро: Когда человек приходит на курсы, он должен отдавать себе отчет, что программа достаточно сжатая и ограничена невысокой продолжительностью курса. Типовое занятие длится около трех часов и проводится в группе из 10-20 человек. Если преподаватель опытный, то он потратит это время на объяснение тех вещей, которые слушатель не найдет в книгах, на форумах или затратит на поиск подобной информации массу времени. Очевидные вещи нормальный тренер разжевывать каждый раз не будет. Именно их и оставляют для самостоятельного изучения. Наоборот — надо бежать с курсов, где тренер по-сути пересказывает книгу и не дает ничего нового.

Кроме того, задача тренера — показать, как правильно действовать, и направить вас в нужную сторону. Выстроить вам мышление программиста, а не просто научить зазубривать текст. Это как в спорте: тренер не держит за вас клюшку или не бьет по мячу. Но он может указать на ошибки, скорректировать технику и ускорить ваш прогресс.

​6

«ИТ-курсам не надо прилагать усилий, чтобы привлечь и удержать клиентов — все прутся так, что стульев не хватает. Куда ни придёшь — везде под завязку. Зачем думать о каком-то качестве? Можно делать как попало».

ИТ-школа: Интерес к ИТ-курсам сегодня высокий. Но здесь вопрос не в том, что «стульев не хватает», а что вы хотите получить, заняв место на одном из них. Если конечная цель — построение карьеры в ИТ, то вы в любом случае будете изучать отзывы, смотреть на показатели эффективности, оценивать рынок и так далее. И выбор сделаете в пользу лучшей на ваш взгляд и по итогу такого мониторинга ИТ-школы. Чтобы стулья были заняты не разово, а постоянно, прилагать усилия приходится и образовательным центрам.   

Александр Шадуро: Опять повторюсь про бизнес: курсы зарабатывают деньги. Но есть бизнес с правильной стратегией развития, и он заинтересован в длительном существовании и развитии. Поэтому он заботится о своей репутации, а она в данном случае определяется качеством обучения. Такие курсы будут стараться отрабатывать по максимуму деньги клиентов.

Однако есть и курсы-однодневки, которым плевать на репутацию, а прибыль возводится на первое место. Выезжают они на популистских обещаниях (пятилетку в три дня) и относительно невысокой стоимости. Из-за подобных курсов падает репутация по-настоящему хороших, поскольку люди склонны  обобщать. Да и негатив мы запоминаем лучше, чем позитив. У меня учиться достаточно трудно, но люди идут. С чего бы это? И, кстати, чем курсы качественней, тем больше усилий как раз и надо прилагать, чтобы привлечь аудиторию, так как стоимость обучения на них достаточно высока и может сыграть определяющую роль при выборе.

​7

«Есть ощущение, что они пришли туда покрасоваться — кто круче. И преподаватели, и ученики. Сюда приходят не за тем, чтобы учить или учиться, а за профессиональной социализацией».

Александр Шадуро: У меня был студент, который пришел на курсы, чтобы просто легально отдохнуть от бытовухи. Были те, кто приходил просто из интереса, так как у них была масса свободного времени. Но таких слушателей единицы. В основной массе — это люди взрослые, мотивированные и понимающие свою задачу.

Профессиональная социализация важна не меньше, чем ваши профессиональные навыки. Умение работать в команде, решать конфликты, ладить с коллегами — крайне важные умения, которые могут повлиять на дальнейшую карьеру любого специалиста. Поэтому не вижу ничего плохого, если тренер в дополнение к техническим компетенциям помогает группе развить и социальные.

А что касается тренеров, которые пытаются реализовать амбиции и стремятся к власти, то они достаточно быстро заканчивают свою карьеру, в том числе из-за отзывов слушателей. Сейчас практически любую информацию можно найти в открытом доступе, поэтому ищем, читаем, спрашиваем на профильных форумах, и только потом идем учиться.

ИТ-школа: Одни приходят покрасоваться, другие — учить и учиться. У каждого свои цели и потребности и выбирать курсы нужно, исходя из них. Опять же, сегодня много открытых источников, откуда можно черпать информацию. Если вы из отзыва в отзыв читаете, что преподаватель не нацелен на результат, выбирайте другого тренера.

По поводу профессиональной социализации: чем она плоха? Если курсы способствуют процессу самоопределения и вхождения в профсреду, например, путем присоединения к комьюнити, закрытым сообществам профессионалов, тематическим группам, то это плюс, а не минус.

​8

«Преподавание в какой-то мере тут подменили хедхантингом.  Это своего рода рынок. Ты, придя на курсы уже с каким-то уровнем, можешь себя продать. Либо преподаватель может найти кого-то на свой проект. Либо отказаться делать проект самому и перепродать чей-то труд. Кстати, это касается не только ИТ-курсов. На курсах поваров — то же самое. С тобой занимаются 10 часов, а потом ты идёшь на 122 часа в общепит, чтобы продемонстрировать, что ты достоин офера. Школа с тебя получает деньги, общепит — дармового работника. Идеальная схема — предоплата за возможность работать».

Александр Шадуро: Современный рынок ИТ диктует свои условия. Крайне сложно найти грамотного специалиста, который сейчас свободен. Какой выход? Растить специалистов самим. Поэтому многие компании открывают на собственной базе лаборатории или начинают сотрудничать с образовательными центрами, вузами и так далее. И ничего плохого в этом нет, так как перспективный джуниор сразу же получает работу, а компания будущего специалиста. А насчет работы «забесплатно», то чаще всего это происходит после бесплатных курсов (есть и такие). И это тоже нормально — компания вложила кучу денег в обучение и хочет присмотреться к человеку. Но такие случаи единичны. Чаще всего уже ясно, что собой представляет кандидат, и ему начинают платить стипендию.

ИТ-школа: Многие ИТ-преподаватели заинтересованы в начинающих специалистах. И это здорово. Сразу после прохождения обучения они предлагают лучшим выпускникам присоединиться к команде компании, в которой работают, или к собственному проекту. Это абсолютно нормальная практика и, на наш взгляд, отличная мотивация для новичков: прояви себя на курсах — получи работу.

Именно с поиском первого рабочего места в ИТ у многих вчерашних слушателей и возникают главные сложности, ввиду отсутствия опыта. А если у них есть шанс не тратить время на поиск, а сразу после обучения «влиться» в рабочий процесс, то это круто! В прошлом году, например, один из наших преподавателей лично помог в трудоустройстве каждому третьему выпускнику своего курса.   

​9

«Дни открытых дверей в ИТ-школах — это секта, какой-то сетевой маркетинг. Приходят ученики, которые рассказывают, как замечательна стала их жизнь после того, как они прошли эти курсы».

Александр Шадуро: А дни открытых дверей в вузах, техникумах — это не секта? Не сетевой маркетинг? Если кто-то может рассказать свою собственную историю, какие шишки он набил, как дальше сложилась его жизнь и карьера, то что в этом плохого? Однако чаще всего на днях открытых дверей этому уделяют значительно меньше внимания, а рассказывают о каком-то направлении, знакомят с его перспективами, презентуют преподавателя. Ну и проводят сессию вопросов и ответов. Такой формат позволяет потенциальному слушателю получить информацию из первых уст и познакомиться с курсом. Если же вы пришли на ДОД и вам рассказывают только сладкие «истории успеха» без какой-либо конкретики — бегите. Это мой совет.  

ИТ-школа: Наша цель проведения дней открытых дверей — бесплатно познакомить с конкретным ИТ-направлением, тренером (!) и программами, чтобы оценить спрос на них. Хотя информации в интернете полно, но, поверьте, очень многие новички до сих пор уверены, что построить карьеру в ИТ могут только разработчики. Истории успеха в данном случае показывают, что мир ИТ не ограничивается одной профессией, а построить карьеру в индустрии может любой желающий. Конечно, приложив для этого усилия.

В прошлом году мы с аншлагом провели 9 открытых мероприятий в центре. Судя по количеству заявок на них и той обратной связи, которую получили после, — это действенная форма, чтобы познакомить новичков с образовательными продуктами и сферой ИТ.  

​10

«В автошколах можно узнать процент сдачи учениками экзаменов в ГАИ. А на ИТ-курсах есть показатель эффективности?»

ИТ-школа: Самый прозрачный показатель эффективности ИТ-курсов — процент трудоустройства выпускников. Мы не скрываем эти цифры: 49% наших слушателей (из числа заинтересованных в трудоустройстве) находят работу сразу после окончания курсов, 81% — после прохождения стажировки.  

Александр Шадуро: У меня ведется статистика трудоустройства. Это лучший показатель качества моей работы для меня самого. С ней всегда можно ознакомиться и принять решение.

​11

«Образование в ИТ-школах — это одно большое тестовое задание. Контора, которая вроде бы должна тебя просто научить, рассматривает с целью дальнейшей „работизации“, от слова „раб“. Если ты показал, что что-то умеешь — тебя возьмут. Где ты этому научился — вопрос десятый».​

ИТ-школа: Если есть знания, достаточные для трудоустройства в ИТ-компанию, то для работодателя по большому счету неважно, где вы их получили. Никто не запрещает освоить все самостоятельно и пытаться найти работу. Насколько быстрым будет этот процесс — другой вопрос.

Александр Шадуро: Подавляющее большинство слушателей платит немалые деньги не только за качество обучения, но и за возможность последующего трудоустройства, опираясь на полученные знания. Мало кто приходит просто научиться «для себя». Надо понимать также, что внутри любой компании существуют определенные процессы в работе. Мое мнение — о них нужно говорить. Это значительно повышает шансы на трудоустройство сразу после курсов. Насчет «не имеет значения, где учился» — тут есть небольшое лукавство. Курсы, которые учат качественно, имеют определенную репутацию среди работодателей. А точнее тренера. Поэтому важно и где ты учился, и у кого. Просто такие вещи на собеседованиях не озвучивают, но, поверьте, проверяют кандидатов тщательно.

​12

«Поступая на курсы и платя деньги, вы не гарантируете себе, что вас будут учить. То есть учить вас будут, но вы не знаете ни как, ни с какого уровня. Возможно, и руководители этих ИТ-курсов не знают. Они просто набрали специалистов в своем домене и считают, что те смогут превратить в профи и вас».

Александр Шадуро: Хуже другая ситуация, когда возникает «эффект матрицы»: я заплатил и могу не напрягаться, так как меня обязаны научить. А потом появляются претензии на ровном месте и пишется масса негативных отзывов. Поэтому, дорогие студенты, избавляйтесь от иллюзии, что в ИТ учиться легко и просто, а деньги решают все.

ИТ-школа: Как ИТ-школам избежать таких ситуаций? Первое — разделять курсы по уровням: подготовительные, базовые, профессиональные. Второе — заранее предупреждать о необходимой подготовке и знакомить с программой обучения. Третье — проводить вступительные тестирование и собеседования. Четвертое — предоставлять возможность бесплатно посещать первое занятие по курсу и только потом решать, стоит продолжать или нет. Пятое — вводить систему рейтинга для тренеров. Каждый слушатель по окончании обучения ставит оценку преподавателю. Если уровень оказания образовательных услуг низкий — прекращать сотрудничество с тренером. Собственно, так мы действуем сами.

​13

«Почему бы им не признаться — и себе, и слушателям — что они не будут учить программированию с нуля  — что на курсы надо приходить с базой? А то какое-то лукавство получается»

Александр Шадуро: Хорошие ИТ-школы и не обещают быстрый результат, проводят бесплатные занятия для ознакомления, дни открытых дверей. Поэтому будьте реалистами и не верьте рекламным обещаниям про «в сеньоры за три месяца».

ИТ-школа: ИТ-курсов много — только в нашем центре их больше 50. Одни программы заточены на новичков, другие — на тех, у кого уже есть база. Перед тем, как принять решение в пользу того или иного курса, внимательно ознакомьтесь с программой и необходимыми требованиями. Придите в ИТ-школу и задавайте вопросы. Не стоит слепо верить рекламным завлекаловкам — в программисты за две недели и зарплата 3000 рублей на старте. Куда более реальным, если мы говорим про комплексное обучение, звучит срок в полгода-год. Да, за этот период путь с нуля до первой работы в ИТ пройти можно. При условии, конечно, что вы готовы не просто «отсиживать» занятия, а действительно учиться! Не столько в аудитории, сколько вне ее. А потом — и во время работы. Таковы требования рынка: кто перестает развиваться, остается невостребованным.   

По теме
Все материалы по теме

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

14 быстрых курсов по разработке приложений для Android
14 быстрых курсов по разработке приложений для Android
14 быстрых курсов по разработке приложений для Android
DigitalDefynd собрал курсы, которые помогут новичкам (и не только) освоить Android-разработку.
В Wargaming Forge стартует новый сезон обучения
В Wargaming Forge стартует новый сезон обучения
В Wargaming Forge стартует новый сезон обучения
50% скидка на курс по машинному обучению
50% скидка на курс по машинному обучению
50% скидка на курс по машинному обучению
8 сентября стартует онлайн-курс для тех, кто хочет прокачаться в машинном обучении.
2 комментария
Белорусская «Знай-бай» — в топ-5 лучших образовательных платформ в СНГ
Белорусская «Знай-бай» — в топ-5 лучших образовательных платформ в СНГ
Белорусская «Знай-бай» — в топ-5 лучших образовательных платформ в СНГ

Обсуждение

2

// С другой стороны, на учебу в университете многие готовы тратить пять лет. При этом получив диплом, работать по специальности не горят, а войти в абсолютно новую сферу хотят за месяц. Так не бывает.

Как боженька смолвил.
Стать хирургом с нуля за месяц почему-то никто не горит желанием, а вот в IT лезут. Хотя оперирование, по большому счету, проще простого: разрезал здесь, зашил там - простейшие действия. Только вот надо знать где и как резать, чему и обучают 6 лет в универе и 4 в ординатуре.

0

Почему вам понравился этот абсурдный комент?
Да, я вообще за день хочу войти "в новую сферу" а не за месяц. Да я готов тратить пять лет. Любой адекватный человек в состоянии разделить хочу и могу. Проблема только в том, что обещают мне зазывалы с курсов. Если мне сказали что за 3 недели я смогу вайти вАйТи, я жду, что за 3 недели я туда войду. Мне же не сказали сразу, что для этого я должен был уже минимум год потратить на самообучение, а в идеале, уже отработать джуном хотя бы полгода. Почему на курсы массово приходят "не те" люди. Да только потому, что ИТ-школы, на волне хайпа, обещают золотые горы и скрывают "подводные камни".

Наверное, для вас это станет божественным откровением, но идти в хирурги никто не горит желанием потому, что в нашем царстве-государстве - это бесперспективное занятие.

Артём Быстров
Артём Быстров Пилот межзвёздного пространства в Космолёт
1

Пошёл на курсы RS School по JS, через 2 месяца уже нашёл первую работу, где успешно прошёл испытательный срок даже с увеличением первоначально оговоренной зп и отработал там год, после этого через год перешёл в контору уже за нормальную ит-зарплату
Да, приходилось ночами изучать, работать почти что 24/7 так что голова пухла. Но я такой, цель есть - добьюсь.
В противовес мой знакомый, общались, он тоже загорелся этими курсами. Итог - уже год на курсах, по второму разу и всё никак, вместо решения тестовых задачек - он лучше в бассейн. Думать - тоже вредно.

Так что все разные. Кому-то просто хочется хайпа, а сам... ну туповатый по жизни... но виноваты все кругом конечно. Особенно курсы и их руководители-негодники. А самому чтобы учиться - неа.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже