Стартапы, квесты, дубы и тайники с деньгами. Рецепт абсолютного счастья от минского айтишника

Партнёрский материал
21 ноября 2019, 14:55
Что такое партнёрский материал?

«Я тот редкий человек, который не понимает, что такое работа. Просто я занимаюсь любимым делом», — скромно замечает Евгений Шапошников. В его жизни намешано прилично: он пишет необычные блокчейн-стартапы, организует квесты, закапывает денежные тайники по всей Беларуси, выращивает дубы из желудей, привезенных из путешествий по миру, и держит дома не кота, а аксолотля, — но при этом его ни разу не мутит и он по-настоящему счастлив.

Попросили автора этого «бленда» перечислить составляющие вечной молодости (без биохакинга) и абсолютного счастья (без похмелья).    

Ингредиент № 1. Дух предпринимательства

Я программист по образованию (заканчивал БГУИР), но просто писать код мне было неинтересно. В 1990-е строил первые военные компьютерные сети в штабе ВВС, автоматизировал белорусскую торговлю, заменяя кнопочные кассы «Ока» на современные терминалы, открыл первый в Беларуси продовольственный интернет-магазин — baton.by, который два года был монополистом рынка, поставлял компьютерные комплектующие из Чехии. Это продолжалось до 2001 года, пока не появилась игра — «Схватка». 

Ингредиент № 2. Квесты как страсть и немножко бизнес  

Игру придумал минчанин Иван Маслюков. Сейчас он занимается кинопроизводством и делегировал мне полномочия по управлению сетью экстремальных городских квестов. Сначала играли только в Минске, на данный момент в Encounter (Маслюков не зарегистрировал слово «Схватка» в качестве товарного знака, и брендом завладел интернет-провайдер «Белинфонет») вовлечены 300 городов из 25 стран. 

Приключенческие городские квесты с ночными поездками и заброшенными зданиями — это чисто белорусское изобретение. Сначала мы хотели продвигаться на рынке Европы и Америки, но оказалось, что в квесты играют только жители СНГ или выходцы из него. Привлекать в квесты иностранцев крайне сложно: гремучая смесь из риска, интеллекта и физических нагрузок пришлась им не по вкусу.  

Когда игра стала популярной, мы наняли штат программистов для разработки движка. Движок автоматизирует весь процесс организации квеста: через него можно регистрировать команду, получать задания и подсказки, загружать фотки, смотреть статистику. Он написан 15 лет назад, но до сих пор это самый мощный квест-движок в мире — на нём мы без проблем запустили самый крупный квест в истории России на 2 миллиона участников. 

Кстати, в наши квесты играет много айтишников: одни придумывают интересные задания и ищут антуражные локации по всей стране, другие на основе плат Arduino создают игровые артефакты. 

Любопытно наблюдать, как быстро развиваются технологии. Для первых квестов в Минске мы получали задания на пейджер. Игрок, у которого был первый, «белселовский», мобильный телефон, считался ключевым игроком команды, потому что только он мог позвонить в штаб и продиктовать кодовое слово. Сейчас технологии в квестах стремительно прогрессируют. Часть сюжетов переносят в виртуальную реальность, а игроки постоянно взаимодействуют с различными электронными артефактами. 

Хорошая тема — корпоративные квесты. Геймификация — классный инструмент для продвижения почти любого продукта.

В Минске квесты пока интересны только айтишникам. Например, месяц назад я делал квест для EPAM, чуть раньше для Godel Technologies и Wargaming. Интересный факт: «епамовское»  здание в ПВТ раньше было заброшено (это был недостроенный советский институт), и мы несколько лет бегали по нему с фонариками, играя в «Схватку». 

В последнее время я с головой ушёл в детские образовательные квесты: они учат не только необходимым в быту навыкам, но и основным жизненным ценностям. К сожалению, пока они рассчитаны только на американских детей и к нам уже обращаются потенциальные инвесторы из Кремниевой долины. Мы изобрели мобильную квест-комнату, которую можно доставлять на дом в коробке. Родители сами устанавливают все электронные артефакты и раскладывают реквизит.  

В Беларуси же я создал инстаграм-квест на английском для туристов. Место действия — центр Минска. Любой желающий может начать квест в любой момент, он доступен 24 часа в сутки. После первого задания игрок получает уникальный хэштег, с помощью которого он переходит ко второму испытанию и так далее. Это квест-экскурсия. Цель — не только получить удовольствие от игры, но и познакомиться с городом и белорусской культурой. В квесте уже успели поучаствовать люди из самых разных мест: из Венесуэлы, Австралии, Китая. Сейчас хочу сделать аналогичный бесплатный квест для белорусских детей. 

Ингредиент № 3. Тайники с деньгами (или как заставить 50 тысяч минчан стать кладоискателями)

Однажды мне захотелось создать массовый продукт, который был бы понятен всем. Сам я с детства очень люблю искать клады, поэтому спрятал около сотни капсул с деньгами в Минске и пригороде. В каждой «минской» капсуле лежало 10-20 долларов в эквиваленте, в некоторых капсулах за городом — до 50 долларов. Мой друг-разработчик написал приложение для игры, которое за всё время установили около 50 тысяч пользователей. Участники получали push-уведомления о новых и найденных кладах. 

Поиск такого тайника — это хороший способ выйти из дома и прогуляться по родному городу. Чтобы капсулу найти, надо провести на улице несколько часов в постоянном движении. Некоторые проезжали на велосипеде 50-100 км в день. Это был и спорт, и азарт, и небольшой доход, если повезёт. Интересно, что найденную капсулу с деньгами часто возвращали на место для других игроков: процесс поиска клада был важнее вознаграждения. 

Только через полгода я подумал о том, что квест можно монетизировать. Тогда у нас появились платные подсказки. За доллар игрок мог узнать расстояние от центра или первую букву улицы, где спрятан клад. Выгодней было покупать сразу несколько подсказок, чтобу получить более полную информацию о месте. При этом у игроков, играющих бесплатно, тоже оставались все шансы найти тайник. Подсказки окупили примерно 20% от стоимости каждого клада. Но потом начался ужас! Люди, которые приобрели подсказки, но ничего не нашли, начали ставить приложению нули и единицы и обвинять меня в мошенничестве. В конце концов я убрал подсказки и сделал игру полностью бесплатной.  

Около 10 капсул в Минске и за городом так и остались ненайденными. Думаю, в земле они пролежат лет 200-300. 

Ингредиент № 4. Дубы из желудей

Всё началось с дуба профессора Боткина. Я гулял по ботаническому саду в Питере и наткнулся на дерево, посаженное знаменитым учёным. Несколько желудей упали с него на плёнку, которой рабочие накрыли колодец. И мне стало так жалко, что вот лежат эти бедные жёлуди, у которых из-за человека нет ни единого шанса стать деревом. Я собрал их и высадил у себя на даче. Это было лет семь назад — теперь они уже выросли в двухметровые деревья.  

В белорусской мифологии дуб — это древо мира. Древние сажали его, когда в семье рождался мальчик. Дуб — культовое дерево, и я решил распространять идею дубоводства. Из каждой посещенной страны привожу жёлуди разного вида. Рядом со своей дачей я создал международную дубовую аллею. Там есть экземпляры из США и Португалии, Турции, Италии и Голландии. Есть даже дети дуба, который растёт на закрытой территории княжеского замка Лихтенштейна. В этом году я посадил несколько сотен дубов в специальных лесных зонах. Они уже взошли, и когда-нибудь на этих местах появятся новые дубовые рощи.

Всем советую вырастить несколько дубов из желудей — даже если все ваши проекты в жизни с треском провалятся, этот будет стабильно расти и радовать окружающих на протяжении 500 лет.  

Ингредиенты № 5 и 6. Фонтан идей и кроссфит

Дубоводство подтолкнуло меня к разработке приложений на экологическую тематику. Я начал со стартапа на блокчейне — «Персональный дуб». Его цель — виртуально привязать дерево к каждому пользователю. В приложении «Мой лес» пользователь добавляет все посаженные собственноручно деревья или платит символическую сумму, чтобы дерево посадили за него. Третье экологическое приложение, которое мы разрабатываем, — WalkForOak. Пользователю предлагается пройти миллион шагов раньше всех, кто начал этот челлендж в один день с ним,  и мы посадим для него персональное дерево, которому будут присвоены персональные данные пользователя, записанные в блокчейне. 

В разработке приложений помогает мой друг — Android-программист. Я вечно подкидываю ему идеи. Но что-то делаю и сам. Например, чтобы создать приложение «Автокарма», мне пришлось выучить всё программирование под Android с нуля. В приложении за хорошее поведение на дороге пользователи получали бонусные баллы, которые могли потратить на абстрактные «божественные»  подарки: свободное парковочное место во дворе вечером, годовую защиту от аварий или поломок на дороге. Самое удивительное, что «карма» работала! Люди писали: неизвестно почему, но «купленное» парковочное место во дворе действительно появлялось чаще обычного!         

Я увлекаюсь кроссфитом. Плюс моя ежедневная цель — проходить 20 000 шагов. Во время ходьбы в голове возникает куча идей, только успевай всё фиксировать в заметках. За последние несколько лет я почти приблизился к этой цели: в 2018 году в среднем за день я проходил 18 000 шагов. Сейчас загорелся идеей вставить в детский квест крутую анимацию, чтобы дети разговаривали с анимированными персонажами. Поэтому последние два дня учу с нуля Unity, и за это время я прошёл всего 180 шагов, и это ужасно.

Ингредиент № 7. Уфологические экспедиции

Большая часть моей жизни — это научная уфология и исследовательские экспедиции. Есть уфологи, которые увлеченно обсуждают в сети атаку рептилоидов с Нубиру, а есть энтузиасты-учёные, которые ездят по стране проверяют все факты, которые люди называют «чудом». Мы 15 лет занимаемся последним и за это время развенчали уже с десяток легенд и «загадочных» историй. Например, белёсыми призраками озера Ильгиния оказались вихри густого утреннего тумана. Круги и спирали на снегу в посёлке в Брестской области рисовали не пришельцы, а школьники, освоившие определенную методику. Белорусской чупакаброй в большинстве случаев оказывался обычный хорёк (мы брали на анализ шерсть). Многие церковные чудеса, вроде обновленных икон, люди часто придумывали сами, чтобы выжить в голодные послевоенные годы от даров паломников. Огненным полтергейстом оказалась девочка, в совершенстве владеющая цыганским гипнозом. 

Многие наши отчёты и рассказы вдохновляют голливудских режиссеров, которые с завидной регулярностью просят разрешение воспользоваться идеями из наших сюжетов.

Недавно нам написали из Netflix: продюсер документального сериала Haunted снимает очередной сезон и нужны свежие идеи для фильмов. Будет круто, если белорусские события станут частью мирового кинематографа.   

В процессе поиска объяснений чудес мы записываем много интересных историй, которые деревенские жители передают из поколения в поколение. Недавно мы нашли два из трёх известных в Беларуси культовых валуна, у которых наши предки просили дождь, выполняя замысловатый обряд. Сейчас ищем в полесских болотах Хаптуса — большого чёрного ящера, с которым регулярно встречаются местные грибники, и упоминания о котором мы нашли в архивах.  Кстати, о ящерах.

Ингредиент № 8. Домашний питомец — аксолотль Ю

350 миллионов лет назад все мы выглядели вот так:

Это аксолотль — та самая рептилия из учебника биологии, которая, спасаясь от докучливой жены, вышла из вод мирового океана на сушу и со временем эволюционировала в млекопитающих. Этот эксперимент можно повторить и «проапгрейдить» аквариумного аксолотля до сухопутной ящерицы. Правда, в этом случае продолжительность его жизни уменьшится в четыре раза. 

Сегодня любой может завести такую копию своего пра-пра-пра….пра-пра-дедушки. Я вот не смог не воспользоваться такой возможностью.

Мы все стали людьми, а не остались аксолотлями, потому что не сидели на одном месте, а постоянно искали приключения и выходили из зоны комфорта. Чем больше занятий, тем больше опыта и информации, новых знакомств и шансов найти свой путь в жизни, которая слишком коротка. Нет времени на медленные танцы! Если вы всегда при любимом деле, с вами не случится никакого выгорания и точно будет, что вспомнить на пенсии.


Минск — несомненно город успешных сочетаний. А жизни его людей — любопытные бленды из необычного и вкусного. Каждое такое сочетание — особенное. Главное — не бояться пробовать, чтобы найти своё.   


Что такое партнёрский материал?
подписка на главные новости 
недели != спам
# ит-новости
# анонсы событий
# вакансии
Обсуждение