«Зачем? Почему бесплатно?». Как папа-айтишник хотел учить программированию в минской школе, а ему не разрешили

35 комментариев
«Зачем? Почему бесплатно?». Как папа-айтишник хотел учить программированию в минской школе, а ему не разрешили

Сергей Градович 12 лет работает в ИТ: программист — лид — PM. Недавно он обратился в школу, где учится его 11-летний сын (не называем номер по просьбе собеседника), и предложил бесплатно проводить клуб программирования Code Club. У Сергея есть опыт преподавания в частной ИТ-академии для взрослых, но в коммерческом образовании он разочаровался. Что из этого вышло — в материале dev.by. 

Сергей, что такое Code Club?

Впервые я узнал о Code Club от Алёны Мельченко, исследователя и менеджера образовательных проектов, на одной из конференций. История такая: у Raspberry Pi (создаёт компьютеры размером со спичечный коробок) есть благотворительная организация Raspberry Pi Foundation, она продвигает тренд мини-компьютеров в образовании. Code Club для детей 9-13 лет — её инициатива. Волонтёры со всего мира помогают детям знакомиться с миром программирования, а площадка предоставляет для этого учебные материалы. Первичные инструкции есть на сайте, а когда найдёшь площадку для занятий и зарегистрируешь свой Code Club — получишь ещё больше информации.

Как вы искали площадку для занятий?

Авторы программ советуют выбирать для занятий публичные места — школы, гимназии, а не компьютерные клубы в подвалах. Я сразу подумал про школу, в которой учится сын, она находится недалеко от дома, мне было бы удобно туда приходить раз-два в неделю.

Директор школы была в отпуске, удалось встретиться не с первого раза, но, когда мы наконец увиделись и поговорили, моё предложение вызвало у неё недоумение: «Зачем? Почему бесплатно?».

Чем вызвано недоверие директора?

Возможно, она привыкла, что к ней приходят с конкретными коммерческими предложениями, где всё просто и понятно, а тут я хочу вести бесплатно — странно это.

Когда директор узнала, что для моих занятий нужен компьютерный класс, стала говорить, что так не получится, никто мне его не доверит, нужно присутствие учителя информатики, а для него это дополнительная нагрузка, он не согласится. В общем, паранойя с этими компьютерами.

А без компьютерного класса нельзя обойтись?

Я предложил вариант, чтобы дети приходили со своими планшетами. Но здесь есть нюанс: те, у кого они есть, скорее всего что-то уже знают или пробовали. Им, возможно, эти занятия не нужны. Но даже в таком формате она не готова была предоставить аудиторию. 

Чем школа в итоге «официально» объяснила отказ?

Тем, что у меня нет программы, утверждённой Министерством образования. Директор посоветовала сходить сперва в отдел по образованию администрации Первомайского района. Какая программа? Какой отдел? Это ведь просто клуб, у меня есть инструкции, они переведены на русский язык, дети могут по ним программировать, я буду им  помогать. Но ответ был таким: «Утвердите программу, а потом возвращайтесь». 

А у Code Club есть готовая программа, чтобы скачать, распечатать, принести в Минобр — и утвердить?

Поскольку это клуб, а не учреждение образования, обязательной программы нет (чтобы не разводить бюрократию). Можно провести один урок, рассказав, например, про интерфейсы, а можно два или десять. На уроке детям раздают распечатки с детализированными пошаговыми инструкциями: открой вкладку, возьми объект, напиши код. Там нет ответов на все вопросы, но инструкция настолько исчерпывающая, что позволяет ребёнку самому разобраться. Похоже на Lego: есть блоки и шаги, выполнив которые, получаешь красивый готовый проект — игру,  интерактивную открытку. 

В любом случае, чтобы что-то утвердить — нужно сначала перевести. На сегодня в Code Club нет ни одного готового проекта на русском языке. Нужны волонтёры, которые будут переводить программы на понятный нашим детям язык. А где взять волонтёров? Объём большой, одному человеку не справиться. 

Вы сами переводили?

Я самостоятельно перевёл несколько уроков. Такие как ChatBot (робот-автоответчик), BrainGame (тренажер таблицы умножения). Участвовал в переводах проектов BoatRace (создание игры с управлением лодкой мышью), PaintBox (создание своего графического редактора). Переводил небольшие статьи-«рецепты», которые переиспользуются во многих проектах для помощи ученикам с интерфейсом Scratch.

Однако они не могут быть объединены в одну программу, пока не будут закончены все части, и пока координаторы Code Club не одобрят такой перевод. Нельзя нажать одну кнопку и получить готовую программу, с которой можно идти в школу.

Сколько времени занимает перевод?

На перевод одного урока у меня уходило до четырёх часов. Ты не просто переводишь текст — но ещё и готовишь фотографии, воссоздаёшь проект с локализованным интерфейсом всех переменных, блоков. 

Учителя могут переводить сами?

Учителя английского языка не могут переводить такие инструкции без подготовки. Им нужно изучить Scratch, понять его базовую конструкцию, как создаётся код. Если в Scratch ещё хоть что-то понятно, то, когда мы переходим к веб-разработке, там появляются ещё более сложные конструкции, и нужно владеть технической лексикой. Поэтому помочь с переводами могут только сами айтишники, которые владеют языком и знают, как устроены программы.   

В других минских школах нет Code Club’ов?

В некоторых уже есть. Я так и не смог связаться с минскими клубами, никто не ответил. В «Настаўніцкай газеце» писали про радошковичскую школу. Единственное отличие — занятия ведёт не родитель, а педагог.

Но, когда я показывал вырезку из газеты директору нашей школы, её это не вдохновило.

Она ответила: «Значит, у них можно так, а у нас нельзя». 

Вы не думали предложить это частной школе?

Я общался с частной школой, они в этом плане действительно более открытые, чем государственные. Но частные школы — это всё-таки про бизнес, деньги, выгоды. Бесплатно они ничего делать не готовы. Школа, с которой я это обсуждал, увидела больше сложностей в организации таких занятий, чем выгод для себя. К тому же, зачем им дополнительное образование в виде клубов? У них в принципе сильный педагогический состав, все эти программы у них есть. 

С администрацией частной школы мы обсуждали возможность сформировать группу наполовину из детей этой школы и наполовину — из других. Но, как мне сказали, их ученикам это было бы неинтересно, а просто пригласить детей со стороны школа готова была только в том случае, если я соглашусь на менторство. Учащиеся этой школы делают проекты, похожие на курсовые работы, и для этого им нужны менторы, которые бы помогали, отвечали на вопросы. Для меня это звучало так: я волонтёрю с занятиями, а ещё и с менторством. Хотелось бы хотя бы с одной инициативой разобраться. 

В итоге я понял, что со школами, наверное, ничего не получится.

А альтернатив школам нет?

Сходил ещё в центр детского творчества в Первомайском районе, но у них не оказалось компьютерного класса. По крайней мере, там были заинтересованы в Code Club. Хотя и там всё завязано на деньгах, какую-то небольшую сумму за занятия они всегда берут, чтобы существовать. А когда ты говоришь, что у тебя полностью социальный проект, не до конца понимают. 

Что теперь?

Пока я поставил попытку найти площадку на паузу. Периодически возвращаюсь к переводам. Но пока у меня нет напарника, который мог бы подхватывать и проверять то, что я уже сделал, заниматься этим большого смысла нет. Как я уже говорил, пока ты не переведёшь всю программу, она не появится на сайте. Плюс пока ты переводишь, например, какой-то интерфейс, может выйти обновление, измениться дизайн, расположение кнопок, и придётся всё делать заново. С точки зрения мотивации заниматься этим в одиночку сложно. 

Почему вы вообще решили стать волонтёром Code Club? Вы ведь преподавали в частной ИТ-академии.

Со временем я разочаровался в коммерческом образовании. Когда впервые туда пришёл, то увидел чистые аудитории, улыбающихся методистов, которые приглашали меня строить светлое будущее. У меня было время, почему не попробовать? Эта академия практикует STEM-подход. Это значит, что тебя обучают разным предметам, ты пробуешь много всего, а потом выбираешь, что тебе интересно: программирование, работа с сетями, тестирование и пр. 

Я преподавал язык программирования С. Не скажу, что это суперинтересный язык для старта, но с него начинали программу. Для многих студентов это было как прыжок со скалы — выживет или не выживет. Потом уже начиналось веб-программирование, разработка графических интерфейсов — это уже более понятно и осязаемо. 

Аудитория была разношёрстная: от слесаря до студента-заочника. Я думал, что туда приходят мотивированные люди, и мне нужно будет только передавать им знания и отвечать на технические вопросы. Да, были те, кто действительно хотел прокачать навыки и повысить зарплату, но были и те, кто просто отсиживался, списывал — как в университете. Работать с группой, где у одного человека всё получается, и его нужно немного подтянуть по алгоритмам, а другой даже компьютер включить не может, и ему нужно рассказывать, как на ярлычок дважды кликнуть, не хотелось.

Я не проводил с ними мотивационных бесед, думал, что этим другой отдел занимается. Когда в группе у 4-х человек из 16-ти горят глаза — это очень мало. Плюс были постоянные переходы: кто-то понял, что программирование это не его, — уходил в тестировщики, дизайнеры. Для платного образования, наверное, нормально, когда из курса выходит два толковых человека. Возможно, для них такая конверсия приемлема. Мне же хотелось, чтобы пришло 16, столько же и вышло готовыми к работе. В университетах, мне кажется, конверсия выше. 

После этого полтора года я вообще не преподавал, довёл группу до экзаменов, передал новому преподавателю и оставил это дело. Но выступление Алёны меня зацепило, снова появилось желание делиться знаниями. Меня добавили в telegram-чат, где уже было несколько белорусских учителей.

Вы разочарованы тем, как отреагировала школа? 

Я понимаю школы: они переживают за свои компьютеры, есть ведь люди, которые головой за них отвечают. А тут какой-то чужой человек приходит и говорит, что хочет один час в неделю проводить бесплатно занятия. Доверие должно быть максимальное, даже не знаю, как выйти на этот уровень. Наверное, директор должен быть твоим родственником или знакомым. 

Raspberry Pi, к сожалению, не спонсирует эту инициативу, не присылает компьютеры. Всё, что они дают — это материалы. Компания считает, что найти площадку — это вторично. В Великобритании, где это движение зародилось, возможно, так и есть. Хочется верить, что там это работает, раз они говорят: «Идите в свои школы, регистрируйте клубы, и всё будет круто». У нас социальное образование пока что не развито. Тем не менее, даже при текущем положении дел в Беларуси Code Club может работать, например, когда педагог информатики с горящими глазами хочет детям показать не только то, что предусмотрено программой, но и что-то больше. На уровне администрации школы у учителя больший уровень доверия, нежели у родителя. 

С другой стороны, все школы обязывают детей по субботам чем-то заниматься: участвовать в олимпиадах, спартакиадах — придумывают эти мероприятия из ничего. А когда им предлагают готовый вариант, чем занять детей в субботу, отказываются.

Вы открыты к предложениям школ, если они сами откликнутся?

Я отталкивался от места, где живу и работаю, чтобы не тратить много времени на дорогу. Тем не менее, я открыт для предложений, можно писать мне на почту: sergey@codeclub.by.


dev.by обратился за комментарием в школу. Директора на месте не оказалось — в отпуске до декабря. Заместитель ответила, что не может комментировать ситуации, о которых ничего не знает, и предложила dev.by записаться на приём к директору. 


Работа в ИТ в Беларуси​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​ ​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

По теме
Все материалы по теме

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Гендиректор hoster.by: «ИT-страна откатывается назад минимум на 5 лет»
Гендиректор hoster.by: «ИT-страна откатывается назад минимум на 5 лет»
Гендиректор hoster.by: «ИT-страна откатывается назад минимум на 5 лет»
7 комментариев
Белорусский сервис Eightydays.me поможет путешествовать внутри стран
Белорусский сервис Eightydays.me поможет путешествовать внутри стран
Белорусский сервис Eightydays.me поможет путешествовать внутри стран
Заявление на сайте Госдепа: 29 стран осудили блокировку интернета в Беларуси
Заявление на сайте Госдепа: 29 стран осудили блокировку интернета в Беларуси
Заявление на сайте Госдепа: 29 стран осудили блокировку интернета в Беларуси
Четверть айтишников готовят отъезд на ПМЖ уже сейчас. 5% не видят необходимости
Четверть айтишников готовят отъезд на ПМЖ уже сейчас. 5% не видят необходимости
Четверть айтишников готовят отъезд на ПМЖ уже сейчас. 5% не видят необходимости
54% белорусских айтишников хотели бы остаться в стране, но уедут, если ситуация ухудшится. 33% планируют отъезд уже сейчас, не дожидаясь развития ситуации: 24% — на ПМЖ, 9% — в длительную командировку. 5% не видят необходимости уезжать, у 4% нет возможности. 2% уже уехали. Таковы результаты опроса dev.by про релокейт. Мы поделили опрос на две части. Сегодня первая часть — о планах самих ИТ-специалистов. Во второй расскажем о релокейт-планах ИТ-компаний.
50 комментариев

Обсуждение

Александр Дайнеко
Александр Дайнеко Java Developer в Netcracker
12

Сергей, я надеюсь у тебя всё получится.

9

Автор напомнил "благодетелей", которые решили собрать свои старые мягкие игрушки и застиранные трусы чтобы отнести в детдом, а получив закономерный отказ т.к. существуют санитарные нормы и прочие законы, начали строчить посты в фейсбучек о коррупции администрации.
Странно 12 лет проработать в ИТ (значит что интеллект сохранный?) и удивляться что директор не захотела брать в школу какого-то непонятного мужика вести бесплатно курсы у детей.

11

Почему же "непонятного мужика", когда родителя одного из учеников?

Не знаю, как обстоят дела сейчас, но мой опыт сотрудничества со школами - положительный. Правда, давно было. Но и лекции читал для учителей информатики по архитектуре комп.сетей, и практически помогал. И да, бесплатно. Потому что какие деньги может заплатить школа? Даже просить стыдно было бы. Все, о чем попросил взамен - отправить благодарственное письмо в компанию, где я тогда работал.

Или Сергею просто не повезло с конкретной директрисой (люди бывают всякие), или же есть какая-то иная неназванная причина. Причина м.б. как со стороны школы, так и со стороны Сергея. Напр. то, что у Сергея есть опыт обучения взрослых, еще не значит, что он будет хорошим преподавателем для детей. Сам я, к примеру, детей 9-13 лет учить не взялся бы. Педагог из меня не очень.

0

И что, если родитель сразу становится годным до преподавания? Это я не про конкретную личность, а вообще, с точки зрения директора.

0

Тут скорее всего все намного проще - нафиг надо лишняя возня да еще бесплатно.

-5

Эта благотворительность - чушь собачья. Зачем бесплатно? Арендуешь кабинет, берешь символическую плату за обучение, чтобы мотивация была и с другой стороны, делаешь дело. Желающие найдутся и за небольшие деньги.

14

ага, открываешь ИП.. счёт в банке.. книгу доходов и расходов ведёшь... потом ещё попросят ключ для электронного декларирования завести .. потом день тратишь чтобы с этой декларация Alex/111 которая под определённые Windows работает... а когда надумал закрыть то ещё небольшой штраф заплатил потому что перепутал там немного.

Но это если просто айтишечка, для оказания услуг населению, с каждым ребёнком договор, чековый аппарат ещё наверное попросят завести.

Да, берешь символическую плату...

Только бесплатно такие вещи нужно делать

9

Alex/111 сразу видно человека с опытом электронного декларирования!)

8

В наших широтах, скорей, электрического...

Vitaly Zdanevich
Vitaly Zdanevich Software Engineer в Global Marketing Solutions
0

У меня электронный ключ для налогов от МТС на симке, теперь виртуалка не нужна - в браузере можно на Линуксе.

0

Все правильно! Никому на самом деле не нужно "бесплатно", нужно ДОСТУПНО, а это не синонимы. Дети маргиналов не поведут детей на компьютерные курсы, а нормальные родители заплатят и будут довольны, если все будет организовано как надо.

3

Устремления, конечно, хорошие, но подход какой-то легкомысленный, если можно так выразиться. Ни программы толком (взрослым же он что-то структурированное преподавал, а не можно час рассказывать про интерфейсы, а можно десять), ни определённой цели курса. Как бы не было, смысл школы - давать знания, а не просто "учить" даже в рамках факультативов.

3

По-моему главная цель такого клуба не дать знания, а заинтересовать. Чтобы дети захотели дальше сами заниматься. По крайней у меня (и мне кажется многих других) началось: факультатив по программированию заинтересовал, а дальше уже большую часть сам дома пытался тыкать в делфи и смотреть что получается.

4

У нас в школе был кружок по шахматам, и это было очень круто.

Тут ситуация отвратительная, думаю что у директора школы возможностей для манёвра ноль. Какой класс выделить? Кто за него будет отвечать? Выделять какую-то отдельную хобби-комнату?

В частных школах ещё недостаточный уровень конкуренции между собой, чтобы думать не только о качественных предметах.

Грустно.

1

Соглашусь: бесплатное не имеет ценности.
Такой подход работает в бывших колониях в Африке. Там многие дети не ели халвы!
У нас у детей уже есть выбор. И у директора есть выбор: план по платным доп.услугам.
Но дело и направление правильное. Реализация не верная. Написал в личку.

0

Кажется, дети и родители перепутаны местами в такой логике.
Не думаю, что стоимость занятия или аксессуара для учебы как-то может мотивировать ребенка в таком возрасте. Тут скорее харизма и способность педагога заинтересовать ученика предметом, а не стоимость "кружка". Сами посудите, сильно ли влияет на успеваемость наличие последнего телефона или красивого пиджака-рюкзака :)
А если выбор есть - это же прекрасно. Но это никак не умоляет ценности бесплатного "кружка" для семьи. Особенно с учетом того, что детям нужно многое пробовать и перебирать, пока отыщется то русло, где могут быть хорошие задатки и таланты. А если это еще и под боком, в школе.

Респект Сергею за такую инициативу.

1

Инициатива хороша. Никто не спорит. Только я другое хотел сказать про выбор зачем мне тратить время на такие не системные занятия? а вдруг прервутся? Нет преемственной программы с глубиной хотя бы на три года вперед. А что потом? Где и ка продолжить обучение? Без объяснения таких вопросов сегодня родители не ведут детей учиться в доп.образование. А на такую инициативу бесплатную приведут только тех детей, у которых ноль знаний и в их районе больше нет даже кружка танцев.
Мораль: хорошая идея не развилась из-за неправильной реализации.

1

Какая преемственная программа? Какие три года? Хотя бы вообще иметь возможность "пощупать", попробовать, осознать "моё-не моё", что-то узнать, чему-то научиться - уже здорово. Никто не говорит о полноценной подготовке программистов.
Дети постоянно пробуют и часто по прошествии некоторого времени им перестаёт нравиться то, чем они занимаются. И это нормально. Вот только видел родителей, которые вместо принятия, начинали прессовать "столько денег вложили", "столько времени этим занимаешься" и далее по тексту.

0

Вы должны понимать, если Вы беретесь что-то делать с людьми, особенно детьми, то надо делать профессионально, а не любительски. А профессиональный подход подразумевает и перспективы, и программу, гарантии что это не закончится, когда организатору надоест и обеспечение раздаточным материалом и еще многое. В конце концов, когда начнет получаться, должен быть выход на олимпиады, а это опять ресурсы. Халявным это не может быть по определению.

0

Я в детстве постоянно тратил время на не системные занятия, у меня был спектрум и словарь англо-русский, сначала я выучил бэйсик, потом понял что мало быстродействия и выучил ассемблер, это где-то 7 класс был. Я был бы очень рад если бы появились такие занятия у меня в то время.
И уж точно не думал бы о системности занятий и прочей фигне.
Тем более сейчас есть гугль-транслейт, куча инфы по Raspberry Pi и сами девайсы стоят недорого.
Так что возможность продожить заниматься, если вдруг заинтересует, есть.

0

> Вы ведь преподавали в частной ИТ-академии.
> В университетах, мне кажется, конверсия выше.

Эта часть статьи хорошо развивает тему "ИТ-кредитов" Виктора Прокопени и "социологических опросов" Сергея Лавриненко...

2

Продолжу: сейчас в вузах РФ новый тренд - дети, не поступившие на бесплатное образование в топовый вуз по баллам не идут в вуз менее топовый на бюджет. они выбирают платное в топовом вузе.
В нашем случае родители ВЫБИРАЮТ платное но топовое обучение.

5

Если есть деньги, то, конечно, почему бы и нет?
А если денег нет?
Когда я поступал, мне родители сказали просто: либо поступаешь в ВУЗ на бюджет, либо ты не поступаешь в ВУЗ. И на все кружки/секции я ходил только бесплатные (правда, 15 лет назад их было побольше, чем сейчас).

Vadim S
Vadim S Product Manager в My Monday
3

У нас в школе были кружки программирования, которые вели студенты после занятий. В компьютерном классе. Было это уже лет 15 назад. Так что все в руках администрации - там тоже люди, люди все разные. Возможно, лучше будет просто поискать другую школу...

-1

Жаль я не директор школы. Я бы находил учеников, у кого родители айтишники, и в мягком, добром, приказном тоне излагал бы: "Пусть папа придёт в субботу и проведет несколько занятий для нашего факультатива информатики".

1

умный не пойдет, а от дурачка проку немного

0

Вы возьмете к себе на проект волонтера, без профильного образования или какого либо подтвержденного . Который говорит, что знает как писать прогаммы. Точно такая же мотивация у деректора школы, который не хочет допускать к работе с детьми человека без профессиональной подготовки.

-1

Дык это... берут. У нас многи программеры самопальные без корочек.
Главное же что? Что бы работа была сделана как можно лучше и желательно в кратчайшие сроки. Если человек умеет, что подтверждается его предыдущей работой - то нафига заморочки с корочками?
Тебе шашечки или ехать?
Лично я уже забыл когда у меня их последний раз спрашивали. А буржуям которые меня нанимали вообще было пофигу на них.

1

Так поясню. К вам приходит человек и говорит я хочу у вас работать python программером. Вы наверное его спросите знает ли он язык. Может попросите написать foobar или вычисление факториала. Ну или просто беседуете за жизнь. Спрашиваете чем база данных от фронтенда отличается, в целом задаете дурацкие вопросы. И вы его берете когда он подтверждает какие-то профессиональные навыки.
В данном случае был задан джунирский вопрос "у вас есть учебная программа", на который он ответил "какая программа это клуб?" . Ему предложили утвердить свой "клуб". Он сново этого сделать не может. Возможно в своей области он профи, но в педагогике специалистом не является. Т.е человек просто не прошел собеседование, вот и все.

1

Да, это как волонтерство и проходит - люди часто без профильного образования помогают в тех частях, в которых могут. В данном случае Сергей не собирается преподавать информатику вместо квалифицированного учителя, а собирается проводить *опциональный* курс, который не влияет на основную школьную программу. Конечно если у Сергея получится очень хорошо и какие-то ученики начнут пропускать уроки, чтобы позаниматься программированием, то это другая проблема.

0

с аналогичной ситуацией почти сталкивался, почему почти, потому что до похода к директору школы зашел к бывшему классному руководителю и она мне на пальцах объяснила уровень здеца с интеллектуальнй благотворительностью.

Вывод который напросился - хочешь помочь детям, делай это без участия административных лиц и в режиме "серый координал", рассаживая правильные семена в головы, что бы они сами прорастали. С одной стороны это просто т.к. это сплошная импровизация - определить центр в пространстве знаний, и вокруг этого центра простыми примерами рассказать как выглядит прикладная часть испольования знаний, в отдельных моментах, если есть живой интерес забираясь в глубины конкретных разделов наук.

С другой стороны это очень сложно, т.к. нужно иметь широкопрофильные знания - знать все в большей или меньшей мере, а если не знаешь, то на ходу придумать как это должно работать.

И да, в союзниках должен быть не директор школы, а вполне конкретный преподаватель с которым должны быть вполне нормальные не материальные человеческие отношения.

0

Ну как бы ситуация простая, заключается договор об аренде кабинета и Сергей платит сам школе за аренду, а получает ли он деньги - его проблема. А он судя по всему хотел, чтобы на слово кабинет выделяли. Пример: я читель английского, прихожу в епам и говорю, я молодец буду у вас в офисе учить детей рандомных английскому, дайте помещение. Я же молодец, буду доброе дело делать. Или вы параноики?

1

Насколько я знаю, не может человек с улицы, каким бы он молодцом среди своих знакомых не был, придти в гос. учреждение или в частное и сказать, что "за так" будет у них на территории добро творить. Хороший вариант снять помещение где-нибудь и обучать, опять же технику, в данной ситуации, самому искать. Да и детей учить, это уметь надо, а не просто "знать предмет", поэтому случайных "дядь с улицы" не пускают просто так. У меня один так пошел кружок по футболу вел. Нормальный, общительный парень - как-то раз злой был - на***Й детей послал, которые болтали на кружке и пид***ами назвал.

flutter
flutter Senior .Net Developer в Nitka Technologies
0

У меня ребёнок в 37-й гимназии по этой программе занимается. 6р/занятие.

0

Ох как знакомо, я так 10 лет назад пытался, воз и ныне там.
Повторюсь, в РБ никому ничего не нужно, никто не хочет оторвать место с места.
Все хотят чтобы всё им по полкам разложили,они ничего не делали, а только им деньги несли, полнейшая помяркоуность.
Это как в образовании, медицине и промышленности.
В этому году общался с зам.директора одного нашего РНПЦ(может читали статью про пересадку семье что отравились грибами), предлагал решение что за рубежом развивается, решение уже рабочее, только внедрить у нас, бесплатно, т.к хотел чтобы и наши хирурги имели и спасали наших деток, заинтеросовал, обещали связаться, вот уже полгода ни слуха ни духа.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже