Кто такой UX-дизайнер. Обзор изнутри от Сергея Кудинова

Про профессию рассказывает Сергей Кудинов, UX-дизайнер «Яндекс.Практикума». В компании с 2015 года.

Продолжаем цикл материалов про ИТ-специальности. Каждую из них описывает «типичный представитель» — опытный специалист. Мы надеемся, эти материалы помогут школьникам, студентам, переквалификантам, джуниорам и сочувствующим выбрать специальность в ИТ, оценить перспективы или просто сверить часы с авторитетным коллегой. Обсуждайте и дополняйте материал в комментариях, чтобы сделать его ещё полезней.

7 комментариев
Кто такой UX-дизайнер. Обзор изнутри от Сергея Кудинова

Про профессию рассказывает Сергей Кудинов, UX-дизайнер «Яндекс.Практикума». В компании с 2015 года.

Продолжаем цикл материалов про ИТ-специальности. Каждую из них описывает «типичный представитель» — опытный специалист. Мы надеемся, эти материалы помогут школьникам, студентам, переквалификантам, джуниорам и сочувствующим выбрать специальность в ИТ, оценить перспективы или просто сверить часы с авторитетным коллегой. Обсуждайте и дополняйте материал в комментариях, чтобы сделать его ещё полезней.

Чем занимается UX-дизайнер

Представьте пирожное. Когда смотришь на него, складывается определенное впечатление. Когда ешь, визуальные впечатления дополняются вкусовыми. А когда съел, остается послевкусие. А после решаешь, хочется еще или нет. Эти впечатления можно назвать User Experience (UX), или опытом пользователя.

Если перейти от съедобных к цифровым продуктам, то UX — это впечатления от работы с интерфейсом. UX-дизайнер отвечает за функции, адаптивность продукта и то, какие эмоции он вызывает. Чем понятнее интерфейс, тем легче пользователю получить результат и прийти к цели.

Опыт пользователя зависит от информационной архитектуры сайта, UI-дизайна, понятного копирайта и отзывчивости интерфейса.

В каждой команде круг задач UX-дизайнера может быть самым разнообразным. Но в основе всегда присутствует изучение пользовательского опыта, проектирование экранов, разработка и тестирование прототипов, хорошее знание ЦА.

Я работаю в команде дизайна Яндекс.Практикума, отвечаю за продуктовый дизайн. Вместе с коллегами мы выстраиваем дизайн-систему и работаем над графическим языком бренда. Каждый дизайнер отвечает за свою часть большого «Практикума»: продуктовый, коммуникационный дизайн. На каждом из наших факультетов свой дизайнер-иллюстратор.

Каждый дизайнер может собирать проектные группы и подключать к задачам любых коллег с нужной экспертизой. Мы полностью доверяем друг другу. Считаю, это одна из важных ценностей нашей команды.

Также я занимаюсь дизайном процессов внутри команды, формированием и продуктовой проработкой задач. 

Жизненный цикл задач UX-дизайнера

Работу дизайнера в продукте можно разложить на несколько плоскостей, назовем их этажами. На каждом этаже ты взаимодействуешь с разными зонами продукта.

На верхних — проектирование и бизнес-метрики. На средних — отрисовка интерфейса и UI. А на самом нижнем этаже — качественные мелочи в UI, без которых можно жить, но продукт теряет отзывчивость.

Офис «Яндекс. Практикума», команда ищет ответ на вопрос: «Что такое дизайн?»

Чем опытнее дизайнер, тем больше этажей он видит. Считаю, хороший дизайнер должен уметь быстро перемещаться по всем этажам и не забывать про самые первые. 

Какой путь от задачи до продакшена — зависит от ее типа. Будь то техническая доработка или запуск нового продукта — в любом случае автор идеи должен знать ответы на вопросы: «Что изменится, если сделать это?», «Что изменится для пользователя, для бизнеса и наконец для нашей команды?», «Что будет, если не сделать задачу?», «Как мы будем оценивать результат?», «В какие метрики она бьет?» 

Для оценки эффективности у нас есть несколько метрик.

  • Completion Rate (COR) — процент пользователей, завершивших обучение. 
  • Completion Rate First Hour (COR) — процент пользователей, завершивших обучение, которые прошли первый час взаимодействия.
  • Conversion Rate — конверсия в покупку.
  • Satisfaction — удовлетворенность пользователей.

Этот фильтр помогает доставлять до продакшена только актуальные задачи. Все входящие задачи мы оцениваем на квартальном планировании, смотрим на их актуальность и полезность.

При этом счастье пользователей — наша цель. Если все понимают, что решение задачи сделает наших пользователей счастливее, у задачи появляется приоритет.

Проектирование новой продуктовой фичи.

Еще у нас есть методический центр. Ребята занимаются исследованиями образовательных механик и решением образовательных задач.

В «Яндекс. Практикуме» UX-дизайнер присутствует на всех этапах, начиная от формирования задачи и до сопровождения ее в разработке. Также много времени мы уделяем самой постановке задач и подготовке требований, прежде чем они пойдут к дизайнеру, а потом в разработку.

Необходимые навыки 

Профильное художественное образование не влияет на то, какой будет профессионал. Скорее, нужно уметь соображать, задавать вопросы и постоянно смотреть на то, как делают крутые ребята. Полезно тренировать насмотренность. 

Я считаю, что для дизайнера важен широкий кругозор, так как сейчас в индустрии стираются границы между профессиями. Дизайнеры кодят, менеджеры собирают прототипы, а некоторые разработчики могут неплохо нарисовать UI. 

Если говорить о конкретных софт-скилах, то вот мои топ-3:

  1. Умение работать с обратной связью. Важно понимать, что в команде есть много разных мнений, и каждый смотрит со своей стороны. Никто не хочет сделать продукт хуже. Хороший навык — умение взглянуть на решение с разных сторон: со стороны бизнеса, пользователя или технической реализации. Выделять для себя полезные инсайты из этого. Если этого не делать, то понять, что дизайн плохой, удается только тогда, когда он не сработает. До этого проходит несколько месяцев. И, скорее всего, обратная связь, если вообще случится, не прилетит к дизайнеру, и он в итоге ничему не научится. Короче, нарисовать красиво можно в любой ситуации, если это не получается — надо прокачивать хард-скилы.
  2. Умение работать в команде. Умение договариваться. Кроме тебя в проекте полно людей, настроений, эмоций. К этому нужно привыкнуть и научиться использовать для достижения целей. Самое главное — научиться доверять коллегам. Да, все делают задачи по-своему, это надо принять и не мешать людям работать. Как правило, все стремятся к лучшему результату. 
  3. Сохранять спокойствие. На переговорах и встречах часто возникают стрессовые ситуации. Когда-то я дал себе установку, что все это не должно влиять на мою трудоспособность. Да, я говорю про стрессоустойчивость. В начале карьеры у меня были с этим проблемы. Со временем пришло понимание, что рабочие вопросы можно решать даже с самыми отпетыми «говнюками», главное — разделять личное отношение и работу.

Про харды я могу дать один совет: держите нос по ветру. Рынок инструментов постоянно меняется, и надо уметь адаптироваться. Когда-то был фотошоп и больше ничего, потом появился Sketch и создал новый стандарт среди программ для проектирования интерфейсов, а теперь везде Figma. Что будет завтра? 

Еще часто спрашивают, нужно ли дизайнеру знать код? Мое мнение —  необязательно. Достаточно понимать, как работает веб- и фронтенд. А выучить необходимые языки верстки до уровня, который нужен дизайнеру, несложно. Сейчас полно онлайн-курсов.

Как Лебедев, только лучше: курсы, чтобы стать крутым дизайнером
Как Лебедев, только лучше: курсы, чтобы стать крутым дизайнером
По теме
Как Лебедев, только лучше: курсы, чтобы стать крутым дизайнером

Карьера UX-дизайнера 

По моему наблюдению, чаще всего дизайнеры продукта уходят в продакт-менеджмент. Знаю нескольких ребят, которые стали разработчиками. Тут главное вовремя понять, что тебе нравится больше: менеджерские задачи или технические, от этого и плясать.

Сам я по образованию графический дизайнер. Институт не дал мне ничего, кроме преподавателя на последнем курсе. Он наметил ориентиры и дорожку, по которой я потом пошел. Считаю, что у наших вузов есть большая проблема: они не дают представления о том, каким нужно быть на рынке, чтобы попасть к крутым ребятам. 

Я пять лет отработал в разных дизайн-студиях и занимался графическим дизайном. Было много опыта в разных задачах, сферах и проектах — я ввязывался в самые разнообразные авантюры. Это помогло мне нащупать то, чем хочу заниматься — продуктовый дизайн. Затем попал в «Яндекс», где работаю уже пять лет. Кроме того, преподаю на дизайн-факультете в «Яндекс. Практикуме».

Где еще поучиться?

Мне нравится, что делают ребята из Miro, Intercom, Spotify, Uber. А ещё советую обратить внимание на вот эти ресурсы.

Телеграм-каналы

Сайты

А также читайте

Кто такой геймдизайнер. Обзор изнутри от Алексея Кожарского
Кто такой геймдизайнер. Обзор изнутри от Алексея Кожарского
По теме
Кто такой геймдизайнер. Обзор изнутри от Алексея Кожарского
Кто такой Data Scientist. Обзор изнутри от Арсения Кравченко
Кто такой Data Scientist. Обзор изнутри от Арсения Кравченко
По теме
Кто такой Data Scientist. Обзор изнутри от Арсения Кравченко
«Яндекс.Практикум» запустил онлайн-курсы для джунов
«Яндекс.Практикум» запустил онлайн-курсы для джунов
По теме
«Яндекс.Практикум» запустил онлайн-курсы для джунов

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Contented предлагает прокачаться в дизайне со скидкой в 45%
Contented предлагает прокачаться в дизайне со скидкой в 45%
Contented предлагает прокачаться в дизайне со скидкой в 45%
Получить профессию UX/UI-, веб- или графического дизайнера можно со скидкой 45% в школе дизайна Contented до 14 октября включительно.
Кто такой Site Builder. Обзор изнутри от Александра Пожаренко
Кто такой Site Builder. Обзор изнутри от Александра Пожаренко
Кто такой Site Builder. Обзор изнутри от Александра Пожаренко
Про профессию рассказывает CFO Александр Пожаренко из ib.by. Продолжаем цикл материалов про ИТ-специальности. Каждую описывает «типичный представитель» — опытный специалист и просто авторитетный коллега, тот самый человек, который знает все тайные уголки своей профессии. Мы надеемся, эти материалы помогут школьникам, студентам, переквалификантам, джуниорам и всем тем, кто заинтересован в выборе ИТ-специальности. Цикл не только поможет оценить перспективы, но и даст возможность лучше понять индустрию и особенности профессии изнутри. Обсуждайте и дополняйте материал в комментариях, чтобы сделать его еще полезней.
7 комментариев
«ВКонтакте» изменила дизайн соцсети
«ВКонтакте» изменила дизайн соцсети
«ВКонтакте» изменила дизайн соцсети
3 комментария
6 коротких курсов по психологии, чтобы лучше понимать себя и других
6 коротких курсов по психологии, чтобы лучше понимать себя и других
6 коротких курсов по психологии, чтобы лучше понимать себя и других
Психология — наука, которая позволяет понимать других людей. Однако владение ею помогает не только в социологическом направлении, но и в техническом. Например, без знания психологии невозможно проектировать удобные дизайны продуктов и интерфейсов. DigitalDefynd собрал онлайн-ресурсы по психологии, которые идеальны для всех: новичков, тех, кто продолжает обучение, и профессионалов.

Обсуждение

5

У сервисов Яндекса (почта, поиск, календарь,диск и т.д.) разный фон. Разная стилистика иконок и пиктограмм. Разный размер контролов. И различающийся UX.
Послевкусие после одного сервиса — мороженое, после другого селедка, после третьего что—то среднее между ними.

Считаете ли Вы правильным такое разнообразие UI&UX продуктов Яндекса?

chubaka
chubaka Form slap в undefined
0

нет

0

Что же мешает Яндексу сделать однообразный интерфейс?
Недостаток средств?
Отсутствие специалистов?
Наплевательское отношение к UX/UI?

1

За улучшение качества визуальной консистентости в зоопарке продуктов еще никого ни разу не повысили )

chubaka
chubaka Form slap в undefined
1

Может они руководствуются принципом: "работает - не трожь!"

-1

Яндекс - это какая-то шаражкина контора...
Что там может быть нормальное?

2

Правильный ответ — они не могут.
Не хватает интеллекта.
Не могут грамотно спроектировать ВСЮ систему и наладить разработку в единой идеологии и не могут разработать единый библиотеки для интерфейса.
Не могут сделать один масштабный продукт и поэтому пилят кучку продуктов поменьше.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже