«Рекорд — 11 митингов за день». Product Manager о работе над гэмблинг-платформой

Игорь Слизень больше шести лет работает продуктовым менеджером. Бывший директор по маркетингу в 21vek.by. Помогал запускать kufar.by и небольшие стартапы. Полтора года работал менеджером в EPAM. Теперь — Head of Product Management в Parimatch. Игорь убеждён, что работать в гэмблинг-индустрии интереснее, чем во многих ИТ-компаниях. dev.by узнал почему.

Оставить комментарий
«Рекорд —  11 митингов за день». Product Manager о работе над гэмблинг-платформой

Игорь Слизень больше шести лет работает продуктовым менеджером. Бывший директор по маркетингу в 21vek.by. Помогал запускать kufar.by и небольшие стартапы. Полтора года работал менеджером в EPAM. Теперь — Head of Product Management в Parimatch. Игорь убеждён, что работать в гэмблинг-индустрии интереснее, чем во многих ИТ-компаниях. dev.by узнал почему.

Из аутсорса в беттинг 

Переход из EPAM в букмекерскую компанию — необычный путь. Как так получилось? 

Для меня самое важное — это продукт и внутренние механизмы, по которым он живёт. Продукт, который создаёт Parimatch, очень живой и интересный. Это постоянное общение с аудиторией, разнообразие сервисов. К тому же тут сформировалась классная, очень активная команда.   

К сфере казино и букмекерства многие относятся с опасением. Не было таких мыслей? 

Рано или поздно этот вопрос вы должны были задать — не думал, что так быстро (смеётся). Нет, опасений и предрассудков не было. Казино и ставки — это абсолютно легальное развлечение. Мы создаём платформу, которая позволяет людям получать эмоции — будь то ставки на победу любимой команды или выигрыш в казино. Это честная история по отношению к пользователю. Казуальные игры, к примеру, вытягивают у людей больше времени, а порой и денег.   

На собеседованиях часто приходится слышать настороженные вопросы про сферу азартных развлечений? 

По опыту собеседований, каких-то предрассудков на этот счёт мы обычно не встречаем. Скорее, айтишников на собеседованиях интересуют другие вопросы. Для многих, например, не очень привычно работать в продукте, а не в аутсорс компании. Всё-таки мы работаем не исключительно в ИТ-сфере. Parimatch — это огромная структура с множеством бизнес-процессов. Ну и, конечно, сейчас все озабочены ситуацией в стране. Многие спрашивают о возможности релокации. 

Кстати, как у вас с этим? 

Гипотетически, если вопрос стоит остро, и сотруднику данная опция крайне необходима, мы заинтересованы в решении проблемы, т. к. заинтересованы в сохранении кадров. Но пока прецедентов не было.

Мы сейчас не стремимся никуда переезжать. Хотим работать на белорусском рынке. 

У нас большие планы. Планируем добавить в онлайн-казино новые игры, подключить новых провайдеров.

Сейчас наблюдается тренд на перевод всех активностей в онлайн. Мы тоже постепенно сворачиваем свою оффлайн-деятельность. Анализ данных и фидбэк пользователей показывают, что пользователям комфортнее делать ставки онлайн. 

11 митингов в день, или как работает Product в глобальном холдинге

Какой пул проектов у вас в работе? 

Проектов очень много: ставки, киберспорт, киберигры, онлайн-казино. Parimatch — это целая экосистема продуктов: веб и мобильная версии платформы, нативные приложения. 

Над всем этим работает довольно большая команда — порядка 150 человек. Из них примерно 35 — это технические специалисты. 

Платформу с разными видами ставок и казино разрабатывают в головном офисе, а региональная команда адаптирует глобальный продукт под требования регионального рынка. Мы анализируем белорусскую аудиторию, тестируем платформу, интегрируем в неё новые игры, работаем с клиентами, осуществляем выплаты, адаптируем под требования белорусского законодательства. Я уже говорил о специфике работы с продуктом: нужно постоянно отслеживать поведение аудитории, получать фидбэк, улучшать сервисы.  

Отдельная сторона работы — взаимодействие с провайдерами, поставщиками контента. Это такие узкие профессионалы в создании игр для казино или онлайн-развлечений. Их разработки проходят тщательную сертификацию, а затем встраиваются в глобальные беттинговые или игровые платформы — такие, как наша. Игры, полученные от провайдеров, нужно интегрировать с другими нашими сервисами, адаптировать к региону, иногда локализовать на русский язык. Это огромная работа. 

Вы работали менеджером в разных сферах: e-commerce, аутсорс, стартапы. В чём специфика работы продакт-менеджера в сфере беттинга и азартных игр? 

Назову две главные особенности. 

Во-первых, мы работаем по модели B2C — напрямую с нашими пользователями. Такая модель требует очень активного и аккуратного подхода. Все решения принимаются на основе скрупулезного анализа аудитории. В этом смысле мы похожи на разработчиков мобильных игр или приложений. 

Вторая и, возможно, главная особенность — казино работает по правилам, установленным государственным регулятором. Закон о легализации онлайн-казино в Беларуси был принят совсем недавно — в 2018 году. 

Требования регулятора направлены в первую очередь на защиту интересов пользователей казино — граждан Беларуси.

Одно из требований: на счету компании должен быть миллион долларов, чтобы гарантировать все выплаты игрокам.

Есть определённые требования по защите персональных данных. Серверы онлайн-казино должны располагаться на территории Беларуси. Всё это мы должны учитывать в своей работе.     

Как выглядит типичный рабочий день продуктового менеджера в Parimatch? 

Половина каждого дня уходит на митинги. Я не большой фанат бесполезных собраний «на поговорить», поэтому мы стараемся каждую встречу с командой, отделами или холдингом делать максимально результативной. Вторая половина дня — это координация работы, операционное управление командами, аналитика и планирование развития продукта. Пул задач очень разнообразный. 

Главные задачи?

Моя главная задача — повышать эффективность работы продукта и минимизировать связанные с этим риски. Т.е. не превращать команду разработки в «фабрику фичей», а работать на результат, который четко оцифрован.

Сколько митингов может быть в день? 

Мой личный «рекорд» — 11 митингов за один день. Из них 6 — часовых. 

Интересно, кто и как в Parimatch координирует работу над проектами. Например, какой обычный состав участников ежедневных митингов?

Всё зависит от того, какие задачи надо обсудить. В митинге может принимать участие как вся команда, так и её часть.

Я стараюсь вовлекать команду в различные аспекты работы над продуктом — в том числе, в митинги. Кроме того, у узких специалистов может быть оригинальный взгляд на решение той или иной проблемы. 

Довольно часто в онлайн-встречах участвуют представители региональных команд холдинга. Компания работает в разных странах, и всегда полезно обменяться опытом с иностранными офисами. Бывают митинги с руководством холдинга или смежными подразделениями. 

Но гораздо важнее не то, кто принимает участие в собрании, а то, к какому стриму они относятся: аналитика данных, эксперименты, планирование, статусы задач, текущие проблемы и т. д. 

Я как раз хотел поговорить об этом подробнее. Можете «разложить по полочкам» работу менеджера продукта в вашей компании? Из каких этапов она состоит? 

Мы в нашей работе привыкли идти от проблемы к её решению — не наоборот. Ведь часто мы видим следующую картину: придумал классную идею, а проблемы как таковой не существует — идея оказывается бесполезной. По опыту знаю, что из десяти классных идей рабочими оказываются хорошо если три. Важное качество продуктового менеджера — не влюбляться в свои идеи. 

Всё начинается с анализа проблемного поля: чем недовольны пользователи, чего им не хватает? Понять это помогают: изучение поведения пользователей, работа с командой саппорта, результаты экспериментов. Пул проблем приоретизируется, выявляются самые комплексные из них. 

Когда мы поняли, с какими проблемами сталкиваются пользователи, можно начинать последовательно работать над их решением.  Проводится референс-анализ, написание документации, подготовка к разработке решения; затем решение разрабатывается, тестируется, оцениваются его результаты.  

Можете привести пример: какая проблема была и как её решали?  

Например, перед нами стоит комплексная задача — повышение конверсии.  Мы подошли к задаче комплексно и начали анализировать user flow (сценарии поведения пользователя — dev.by). Заметили мелкие недочеты в UX, UA и бизнес-логике. Пришлось фиксить целый комплекс проблемных мест. Как результат — серьезный рост метрик. 

Были случаи, когда результаты тестов показывают, что придуманное нами — то, что выглядело стройно на бумаге — не работает. Приходилось убирать нововведения.

Существует полезная методология — ухудшающее тестирование. Вы забираете у платформы какую-нибудь функциональность и смотрите: просели метрики или нет.

Если метрики просели, значит функциональность была важна. Если нет — значит пользователю она не нужна и вкладываться в неё не стоит. 

Существуют специальные метрики для анализа аудитории гэмблинг-платформ? Или всё стандартно: retention, user flow и прочее? 

Боюсь вас разочаровать, но уникальных метрик мы не используем. Конверсия в регистрацию, количество ставок, оборот — довольно популярные метрики для любого продукта. Либо у меня просто уже замылен глаз.

Другое дело, что мы стараемся комплексно подходить к аналитике. Все метрики взаимодействуют друг с другом. На первом этапе, когда пользователь только пришёл на платформу и зарегистрировался, мы анализируем трафик. Пользователь взаимодействует на платформе с другими юзерами — мы анализируем его поведение. 

Следующий уровень — продуктовые метрики, которые аккумулируют в себе поведенческие. На вершине этой иерархии анализа — экономические метрики: как поведение пользователя влияет на доходы платформы. 

Мы стараемся использовать минимальный, но необходимый набор инструментов, чтобы на каждом этапе считать те или иные метрики, и используем несколько инструментов для кросс-валидации полученных результатов. Это и популярный Google Analytics, Amplitude, и Google Optimize для проведения экспериментов в вебе и Firebase Remote Config для экспериментов на мобильных платформах.  

А как анализируете конкурентов? 

Для анализа мобильных платформ конкурентов тот же Sensor Tower вполне подходит.

Для анализа веба есть похожие инструменты — например, Singular Web. 

И в первом, и во втором случае хорошо бы добавить продакта с сильной доменной экспертизой. 

Изучение других платформ мы разделяем на две части: конкурентный анализ и референс-анализ. В первом случае смотрим конкурентов, во втором — похожие на нас платформы. Это сервисы, которые работают с огромными потоками пользователей: например, Amazon или крупные игровые платформы. Нам интересно, как они работают с посетителями.  

Что касается конкурентов, то на белорусском рынке у нас их нет (ну или почти нет).

Есть нелегальные платформы, но сравнивать себя с ними не имеет смысла — хотя бы потому, что они используют в своей работе совершенно иные маркетинговые и продуктовые приёмы. 

И, как я уже говорил, мы работаем с другими командами холдинга Parimatch из России, Украины, Казахстана и других стран. Обмен опытом с этими командами очень помогает в разработке региональной платформы, ведь они работают с разными аудиториями и на разных рынках. 

Какой менеджерский состав в минской команде? 

В продуктовой команде есть руководитель — CPO. Это я. И есть продукт-менеджеры. Это универсальные бойцы, которые выполняют различные задачи: написание продуктовых требований, общение с пользователями, расчет Unit-экономики фичей и т. д. У каждого продуктового менеджера есть дополнительная специализация: один работает больше в роли проектного менеджера, другой обладает большей доменной экспертизой и занимается анализом конкурентов и т. п. Помимо этого в команде есть дизайнеры. Дизайнер в продуктовой команде очень важен, потому что он помогает быстро визуализировать прототипы и понять его слабые места. 

Продуктовая команда тоже расширяется, но мы стараемся с минимальным количеством людей выдавать максимальный результат. Я уверен, что менеджмент большого количества людей отнимает много времени и ресурсов. Это не слишком продуктивная история. 

Кстати, какой размер команды идеальный по вашему мнению? 

Во-первых, должен работать принцип бритвы Оккама: сущности не нужно умножать без надобности. Если с минимальными ресурсами можно получить результат, то не нужно их увеличивать. Во-вторых, как мне кажется, менеджер может нормально работать с 5-7 людьми, которым в свою очередь тоже подчиняются около 5 сотрудников. Это классическая матричная система. У меня был опыт работы с командой из 20 человек — уровень продуктивности в таких больших коллективах, как правило, довольно низкий. 

Идеальный Product Manager: скорее предприниматель, чем менеджер

Поделитесь вашим видением портрета хорошего продукт-менеджера. Какими навыками он обладает? 

В моём понимании продукт-менеджер — универсальный специалист, который может и анализ сделать, и тесты запустить, и пообщаться с партнёрами. Человек, который не скажет: «я не умею» или «я не могу». Улучшить качество продукта — универсальная ценность. Мы таких людей на позиции продуктового менеджера и ищем — инициативных, с большим желанием развивать продукт. 

На самом деле, я считаю, что продуктовым менеджером может стать любой человек. Первое и самое важное качество — критическое мышление. Умение подвергать критике идеи (в том числе и собственные). 

Второе — умение думать не решениями, а проблемами. 

Для менеджера крайне важно в ситуации, когда приходит классная мысль, задать себе вопрос: «Какую задачу я решаю, или я просто зачарован своей идеей?». Зачастую такие вопросы не задают, а надо бы. 

Для продуктового менеджера желание развития и активность — важнейшие вещи. Это не пустые слова, ведь зона его ответственности — весь продукт. В каком-то смысле наша профессия ближе к сфере предпринимательства, чем к менеджменту.  

Вы работаете над высокотехнологичным продуктом. Насколько менеджер должен разбираться в технических делах? 

Это классический вопрос на собеседованиях (смеётся). 

По хорошему, человек должен понимать общую картину: на какой платформе что пишется, какой бэкенд, как бэкенд взаимодействуют с фронтенд и т. д. Но я не считаю, что это критически необходимое знание. 

Есть технические лиды, которые знают техническую сторону «от и до». Задача менеджера — постоянно консультироваться с такими специалистами. Каждый должен заниматься своим делом. Работа продуктового менеджера — это история про то, как правильных людей делегировать на правильные задачи. 

Подведу итог: менеджер должен понимать принципы работы продукта и уметь поддержать разговор с техническими специалистами. Но главное — это его понимание потребностей пользователя и умение работать над проблемами, с которыми сталкивается юзер. На условном собеседовании я отдам предпочтение человеку именно с такими скиллами, а не умелому технарю.   

Для продукта, который вы развиваете в Parimatch, есть наиболее важные из перечисленных навыков? 

Знаете, я привык сравнивать менеджера с врачом. Все продукты для менеджера, как и пациенты для врача, более или менее одинаковые. Везде есть пользователи, есть проблемы пользователей, есть решения этих проблем. Тем не менее, доменные знания тоже важны. У развлекательного продукта есть свои особенности, точно так же, как есть особенности у продукта из сферы e-commerce. Но знания о домене можно получить за несколько месяцев работы при должном уровне вовлечения в продукт. 

Вы говорите, что продакт — универсальный боец. По каким критериям вы оцениваете результаты работы такого специалиста? 

Это не всегда легко. Зона ответственности менеджера — весь продукт, от начала и до конца. 

Поэтому я и спрашиваю! 

С другой стороны, всегда есть конкретные задачи. И есть лиды или собственники бизнеса, которые хорошо понимают проблемное поле пользователя. Решение этих проблем — оцифрованное и измеримое — является прекрасным критерием оценки работы менеджера. 

Последний вопрос. Что лично вам приносит наибольшее удовольствие от работы? 

Две вещи. Огромное разнообразие задач, что защищает от усталости и выгорания. Устал от одной задачи — переключился на совершенно другую. И ещё возможность улучшить или скрасить жизнь людей усилиями собственных мозгов. Мы ведь работаем в сфере развлечений. Мне бы не очень понравился мир, в котором нет развлечений.

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Читайте также

«Привлечь middle или senior – непросто». Зачем айтишнику работа в Parimatch?
«Привлечь middle или senior – непросто». Зачем айтишнику работа в Parimatch?
«Привлечь middle или senior – непросто». Зачем айтишнику работа в Parimatch?
Руководитель департамента HR компании Parimatch Валентина Коляда рассказывает о том, какие ИТ и не ИТ-специалисты нужны в компании сегодня, какие условия для них созданы и чего ждут от будущих сотрудников. 
14 комментариев
Геймификация беттинга как инструмент привлечения пользователей. Кейс Parimatch
Геймификация беттинга как инструмент привлечения пользователей. Кейс Parimatch
Геймификация беттинга как инструмент привлечения пользователей. Кейс Parimatch
Во время последнего чемпионата Европы по футболу команда Parimatch решилась на интересный эксперимент. На платформу были добавлены элементы, знакомые любителям мобильных игр: лутбоксы с наградами, которые пользователи получали за успешные ставки на матчи и события Евро. Рассказываем, как геймификация позволяет лучше узнать собственную аудиторию и улучшить ключевые метрики. 
2 комментария
Бизнес-аналитик зарядил 100 рублей на матчи 1/8 Евро. Что из этого вышло?
Бизнес-аналитик зарядил 100 рублей на матчи 1/8 Евро. Что из этого вышло?
Бизнес-аналитик зарядил 100 рублей на матчи 1/8 Евро. Что из этого вышло?
В разгаре Евро-2020. В прошедший уикэнд стартовала стадия плей-офф, где ставки очень высоки, а права на поражение у команд больше нет. По этому случаю совместно с Parimatch мы решили устроить свой эксперимент. Суть его проста: футбольный болельщик суммарно ставит 100 рублей на несколько матчей 1/8 финала, учитывая рекомендации экспертов букмекерской компании, а затем делится результатами (и рассуждает, что надо было сделать по-другому, чтобы оказаться в плюсе).
3 комментария
Как аналитики и физики захватывают власть в мировом футболе
Как аналитики и физики захватывают власть в мировом футболе
Как аналитики и физики захватывают власть в мировом футболе
На первый взгляд может показаться, что исход футбольного матча решается в течение 90 игровых минут. Но в реальности процесс выявления победителя запускается задолго до выхода команд на поле. То, что видит зритель, финальная часть огромной работы, за которой стоят не только тренеры и футболисты, но и спортивные аналитики, теоретики и даже астрофизики (да-да, не удивляйтесь). Вместе с Parimatch разбираемся, в чем же их роль и почему в современном футболе полно математики.
1 комментарий

Обсуждение

Комментариев пока нет.
Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже