«Никто не хочет вмазываться». История секстех-стартапа, который «проели»

Стоит стартаперу в беседе с инвестором произнести слово «секс» вместо «интимная жизнь», и разговор перестаёт быть деловым, утверждает CEO и сооснователь секстех-стартапа Enjoy.ai Дмитрий Зеневич. «Никто не хочет вмазываться — то есть инвестировать в это».

Дмитрий с Николаем Дзнеладзе, сооснователем и CPO проекта, начали работу над Enjoy.ai в сентябре прошлого года, а в феврале нынешнего закрыли его. О том, почему стартап не взлетел, несмотря на то в США интерес к подобного рода проектам достаточно велик, он подробно рассказал dev.by.

Оставить комментарий

Стоит стартаперу в беседе с инвестором произнести слово «секс» вместо «интимная жизнь», и разговор перестаёт быть деловым, утверждает CEO и сооснователь секстех-стартапа Enjoy.ai Дмитрий Зеневич. «Никто не хочет вмазываться — то есть инвестировать в это».

Дмитрий с Николаем Дзнеладзе, сооснователем и CPO проекта, начали работу над Enjoy.ai в сентябре прошлого года, а в феврале нынешнего закрыли его. О том, почему стартап не взлетел, несмотря на то в США интерес к подобного рода проектам достаточно велик, он подробно рассказал dev.by.

Enjoy.ai — это онлайн-консультант, который должен помогать пользователям разобраться в своей интимной жизни и наладить её. Идея проекта пришла фаундерам не сразу — прежде было пять других пивотов. Ребята хотели в том числе сделать сервис-помощник для онлайн-маркетплейса, который подсказывал бы, как выбрать товар — от СВЧ-печи до холодильника. Как это делает офлайн-консультант в магазине. 

— Мы тестировали разные идеи: сначала хотели продавать обучение для айтишников, потом — туры за границу.  Ещё летом шутили, что сможем продавать по той же модели не только туры, но что угодно — например, интимные товары. Но обстоятельства изменились: ушёл наш СТО — мы с Николаем сели, подумали, и решили, «а почему бы и в самом деле не переключиться на интимные товары».

Начав прорабатывать эту идею, стартаперы скоро поняли, что в таком виде в проект никто не станет инвестировать. И переключились на продажу sexual wellness: вместо игрушек — решение интимных проблем. Несколькими месяцами ранее сам Дмитрий побывал на секс-тренинге и получил знания в новой для себя области. «99% информации, которую нам давали, не знает никто — вообще ни один обыватель», — вспоминает собеседник dev.by.

— Начав изучать тему, мы были поражены: по статистике более 60% людей во всём мире недовольны своей интимной жизнью. Но при этом они ни с кем это не обсуждают, даже со своим сексуальным партнёром.

Сексологи говорят, что тут имеет место незнание о незнании: из-за своего невежества, мы не представляем, как могли бы улучшить свою жизнь, потому что главный посыл в интимных отношениях такой — «вы начните, а природа возьмёт своё». 

Дмитрий и Николай решили, что в этой теме их боту-помощнику не будет равных: он берёт инициативу в свои руки, задаёт вопросы, «подсовывает» опросники и тесты — и выдаёт «рецепт», как пользователю улучшить свою интимную жизнь. «С телефоном-то взаимодействовать никто не стесняется».

Открыли для себя «масштаб единорога»

— Мы делали продукт на базе опенсорсной платформы BotPress. Он был неплох для продажи туров, но под новые задачи не подходил — был очень нестабильным, нелогичным, и вообще не был рассчитан на большой объем контента, а только на «маленькие погремушки».

Но это мы поняли уже ближе к зиме, когда объем контента стал расти. А до этого всё более-менее работало. Да и лучшего продукта мы не знали, хотя сравнили примерно три десятка из них весной. Поэтому «ели кактус» и допиливали то, чего не хватало.

Спустя 3 месяца стало очевидно, что «большая часть потребностей, достаточных для MVP, реализована в платной платформе ManyChat — с весны прошлого года сильно она развилась за привлеченные от инвесторов деньги, — как говорит Дмитрий, если бы они узнали об этом раньше, то ещё тогда бы смогли начать общение с пользователями. 

— Возможно, мы бы уже вышли бы на метрики и стали investable. А так мы просто «проели» свои денежные запасы, разрабатывая то, что потом выбросили. 

Параллельно Дмитрий с командой искали инвесторов и экспертов-сексологов, прорабатывали контент (русскоязычный, но были планы потом, когда пойдёт, добавить и на английском языке). 

— Главная сложность была в том, что в начале мы сфокусировались на маленьком продукте — а он не был интересен инвесторам. Я ездил на конференции в Ригу, в Берлин, в Хельсинки, посетил множество мероприятий в Минске, задавал вопросы потенциальным инвесторам — а те давали фидбек.

Так у нас постоянно менялся фокус — в итоге от маленького чат-бота мы дошли до целой экосистемы, в которой продукт может быть развёрнут и в мессенджерах, и в соцсетях, и в мобильных приложениях, и в десктопе.

Дмитрий говорит, что он и ребята открыли для себя «масштаб единорога» — проект мог бы стать аналогом Flo, «но для сексуального здоровья, а не для женского».

«Они мнят себя альфа-самцами — какое улучшение интимной жизни»

Тем не менее, не всякий инвестор в этот масштаб верил. По словам Дмитрия, он общался с десятками людей — «почти все местные бизнес-ангелы знали про наш проект», и хотя «чуть больше десятка заинтересовалось, консорциума не собралось». 

— Вначале мы долго фокусировались не на том: наша модель монетизации предполагала продажу интимных игрушек — и это отпугивало инвесторов. Они говорили: «Мы не хотим вмазываться в это». 

При этом выяснилось, что сами игрушки «в лоб продаются слабо, потому что никто не знает, зачем они нужны». 

После того, Enjoy.ai был переориентирован на продажу тренингов и обучения по sexual wellness, диалог стал идти лучше. Но, добавляет Дмитрий, «многие мужчины-инвесторы остались к продукту ригидны. Они мнят себя альфа-самцами — какое улучшение интимной жизни, у них и так якобы с этим всё в порядке». 

— Все остальные хотели метрик, а у нас их не было, нам нужны были ангельские деньги. И нам не повезло найти ангелов, готовых вкладываться на этой стадии проекта.

Что интересно, добавляет Дмитрий: 90% СЕО и инвесторов в мировом секстехе — женщины. В Беларуси женщины-инвесторы есть, но их мало. Дмитрий искал их и в других странах, но даже в США венчурные фонды, которые вкладывают в sexual wellness, отвечали, что не готовы вкладывать деньги через океан: «Беларусь слишком далеко находится» — требовалось, чтобы стартаперы были постоянно рядом. 

«Даже не ищите деньги в Европе»

При этом Дмитрий говорит, что по оценке Forbes, только за последние пару лет рынок секстеха прирастает на 30% ежегодно. «В мире мало рынков с такой скоростью роста». 

— Сейчас как грибы после дождя появляются секстех-стартапы, которые реализуют часть наших механик. Ещё год назад их не было вообще. 

В Долине, например, мы встречались со стартапом o.school, который делал просто веб-сайт с образовательным контентом, но они на стадии pre-seed собрали 800 тысяч долларов, на seed подняли 3 миллиона, а сейчас почти закончили раунд на 15 миллионов.

В Европе я общался с ребятами, которые создали образовательный проект — в них вложили миллион евро. Но когда я спрашивал, как они поднимали деньги, те закатывали глаза: «Ужасно тяжело, потому что это табуированная тема, поэтому даже не ищите деньги в Европе — идите в Штаты».

Дмитрий рассматривал варианты коллаборации, но каким-то стартапам она была уже не нужна, а какие-то не готовы были ждать «долгих денег». 

— Я общался в Хельсинки с ребятами, которые занимаются порно-контентом, и они говорили: мы хотим уйти от этого, сделать что-то образовательное. Но здесь длинная история: вложишь — и неизвестно когда получишь результат, а эти ребята привыкли зарабатывать деньги быстро. И в итоге у нас с ними не получилось сотрудничества. 


Дмитрий подводит итоги: у них есть MVP, ребята уже начали собирать метрики, построили модель взаимодействия с пользователями, «которую можно было бы улучшать», стали договариваться с экспертами.

— Но… мы спустили деньги и время на предыдущие пивоты и на неверную техническую реализацию. Наш бы опыт да год назад — всё сделали бы по-другому. 

Проект ещё жив — ребята «не тушили бота», он по-прежнему ежедневно выдаёт рекомендации. Но фаундеры решили поставить его на паузу минимум на год — «расходимся по разным местам, чтобы восстановить денежную брешь». 

«Пилить проект по вечерам» Дмитрий и его товарищи не хотят: «Мы пробовали — это баловство. Так не работает». 

«Ещё не всё». Сервис по продаже билетов ByCard отрицает слухи о закрытии
«Ещё не всё». Сервис по продаже билетов ByCard отрицает слухи о закрытии
По теме
«Ещё не всё». Сервис по продаже билетов ByCard отрицает слухи о закрытии

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Горячие события

Открытая технологическая конференция ISsoft Insights 2021
19 июня

Открытая технологическая конференция ISsoft Insights 2021

Читайте также

«Фаундер должен поработать сейлзом». Rocketdata про выход стартапа на международные рынки
«Фаундер должен поработать сейлзом». Rocketdata про выход стартапа на международные рынки
«Фаундер должен поработать сейлзом». Rocketdata про выход стартапа на международные рынки
Беларуский стартап EduDo привлёк $300 тысяч
Беларуский стартап EduDo привлёк $300 тысяч
Беларуский стартап EduDo привлёк $300 тысяч
Первый беларуский выпускник Y Combinator привлёк $12 млн
Первый беларуский выпускник Y Combinator привлёк $12 млн
Первый беларуский выпускник Y Combinator привлёк $12 млн
1 комментарий
Zoom создал фонд на $100 млн для стартапов, использующих его технологии
Zoom создал фонд на $100 млн для стартапов, использующих его технологии
Zoom создал фонд на $100 млн для стартапов, использующих его технологии

Обсуждение

Комментариев пока нет.
Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже