50%+ уволенных — без компенсации: результаты опроса dev.by за март-2020

dev.by провёл опрос айтишников, чтобы узнать, как белорусские компании справлялись с кризисом в марте 2020-го. Скоро мы запустим анкету за апрель и сможем оценить динамику. А пока мартовские результаты. Первая часть — про зарплаты. Вторая — про увольнения.

63 комментария
50%+ уволенных — без компенсации: результаты опроса dev.by за март-2020

dev.by провёл опрос айтишников, чтобы узнать, как белорусские компании справлялись с кризисом в марте 2020-го. Скоро мы запустим анкету за апрель и сможем оценить динамику. А пока мартовские результаты. Первая часть — про зарплаты. Вторая — про увольнения.

Кто участвовал в опросе

Стаж работы в ИТ

  • 1-3 года — 35,2%
  • 4-6 лет — 22,1%
  • 7-9 лет- 16,9%
  • 10 и более лет — 17%
  •  До года — 8,8%

Должность

  • Developer (software engineer) — 48,3%
  • QA Specialist — 9,7%
  • Team Lead/Tech Lead — 7,8%
  • Project Manager — 4,2%
  • Business Analyst — 3,7%
  • QA Automation Engineer — 3,6%
  • DevOps Engineer — 2,5%
  • Другая — 2,1%
  • HR Specialist/Recruiter — 2%
  • Delivery Manager — 1,6%
  • Product Manager/Product Owner — 1,6%
  • Marketing Specialist — 1,4%
  • C-Level — 1,3%
  • Data Scientist — 1,3%
  • UI/UX Designer — 1,3%
  • System Administrator — 1,2%
  • Architect — 1,1%
  • Sales/Business Development Manager — 1%
  • Designer — 0,9%
  • Support Specialist — 0,7%
  • Database Developer/Administrator — 0,6%
  • Resource Manager — 0,6%
  • Copywriter — 0,5%
  • Account Manager — 0,3%
  • Technical Writer- 0,3%
  • PR Specialist/Manager — 0,3%
  • System Analyst — 0,2%

Профессиональный уровень

Численность человек в компании

  • Более 1000 — 32%
  • 101-500 — 26,8%
  • 11-50 — 15,4%
  • 51 -100 — 13,9%
  • 501 -1000 — 8%
  • До 10 — 3,7%

ИТ-компании, которые в период кризиса были вынуждены пойти на кадровые чистки, пока в  меньшистве. Об увольнениях сообщили около 30% респондентов. Почти 48% айтишников заявили об отсутствии сокращений в их компаниях. 

Активнее всех режут штат большие компании — от 500 человек и выше, найти «балласт» им оказалось проще. 

Специалисты продуктовых компаний в основном не переживают за сохранение своего места в штате. А вот в аутсорсе идут чистки. Об увольнениях сообщили более 40% специалистов таких компаний.

По мнению респондентов, первыми под удар попали специалисты на бенче. Вторые в группе риска — джуны, от которых компании также хотят избавиться в первую очередь. За свое место также стоит опасаться и «вайтишникам».

В график не попали другие специалисты из группы риска, но о них респонденты также вспомнили. По их наблюдениям, из команды убирают: «слабых специалистов», «наименее полезных», «проблемных», HR, «офис-менеджеров», «PR-менджеров», «тестировщиков», «новичков», «у кого свернулся проект и кого не смогли заставить перейти на другой».

Из почти двух тысяч айтишников, принявших участие в опросе, в числе уволенных оказались 76.

  • 65% написали заявление «по собственному» по просьбе или требованию руководства.
  • Почти 24% были сокращены с выплатой компенсации.
  • Около 12% уволились сами из-за ухудшения условий.

Абсолютное большинство уволенных — новички, не проработавшие в компаниях и года. А некоторых уволили ещё до окончания испытательного срока. 

При этом показательно, на каких условиях компании расстались со своими соnрудниками.

  • Больше 50% не получили при увольнении никакой компенсации.
  • Почти 25% получили компенсацию за месяц.
  • 14% — за две недели.
  • 5% — за три месяца.

Часть респондентов полагает, что их сократили незаконно, в то же время 30% понятия не имеют, законным или нет было их увольнение.

  • 43,6% — да, всё было по закону.
  • 29,5% — не разбираюсь в законах на этот счёт.
  • 26,9% — нет, это было незаконно.

Почти половина уволенных обижены на компании и считают, что в кризис их просто выбросили на улицу. 

  • 55,1% — расстались друзьями, понимаю, почему компания так поступила.
  • 44,9% —  считаю, что меня выставили на мороз.
Что с зарплатами в марте-2020: результаты опроса dev.by
Что с зарплатами в марте-2020: результаты опроса dev.by
По теме
Что с зарплатами в марте-2020: результаты опроса dev.by

Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.

А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Горячие события

Gismart Online Meetup
9 декабря

Gismart Online Meetup

Минск

Читайте также

Теперь точно. Литва бесплатно выдаст визы белорусам, которые пострадали от репрессий
Теперь точно. Литва бесплатно выдаст визы белорусам, которые пострадали от репрессий
Теперь точно. Литва бесплатно выдаст визы белорусам, которые пострадали от репрессий
1 комментарий
Разработчик рассказывает про странности с сайтом-письмом от спортсменов «вне политики»
Разработчик рассказывает про странности с сайтом-письмом от спортсменов «вне политики»
Разработчик рассказывает про странности с сайтом-письмом от спортсменов «вне политики»
5 комментариев
Штаб Бабарико запустил сайт для дружбы с политзаключёнными
Штаб Бабарико запустил сайт для дружбы с политзаключёнными
Штаб Бабарико запустил сайт для дружбы с политзаключёнными
Правительство собирается предотвратить «утечку мозгов»
Правительство собирается предотвратить «утечку мозгов»
Правительство собирается предотвратить «утечку мозгов»
70 комментариев

Обсуждение

-8

И после этого айтишники говорят что им не нужны профсоюзы.

Anonymous
Anonymous
14

Чем профсоюзы помогут при мировом кризисе? Раньше обанкротить фирму?
Лучший профсоюз - это возможность быстро найти другую работу, а с этим сейчас будут проблемы ( И если б только в РБ.

12

Ну что-то пока кризис не сильно сказывается
Ищем сильных iOS и Andorid уже 4-5ый месяц, по 3-7 откликов в месяц, деньги и кризис не проблема.
Похоже сильные разработчики сейчас ещё больше вцепились в текущее место работы и найти кого-то подходящего будет сейчас ещё сложнее.

Anonymous
Anonymous
5

Кризис ещё по полной не начался. Буду рад ошибиться.

4

мне кажется тут больше идёт зависимость от продолжительности карантина в ключевых странах мира, и от того насколько заказчик паникёр

Anonymous
Anonymous
3

Т.е. по вашему, закончится карантин и всё заработает, как прежде? По мне, это как ожидать от реанемированного человека, что он завтра выйдет на работу.
Если более приземлённо, то, например, турбизнес в этом году будет на дне, авиаперевозки не смогут востановиться и на половину (а это катастрофа для многих компаний).
Airbus вдвое сократил производства, и будет сокращать дальше (потому что см. выше).
Автогиганты сокращают персонал, поскольку не надеются на возобновления прежнего производства в обозримое время.
Отменён Октоберфест, а он кормил многих в Мюнхене.
Огромное кол-во предпринимателей в разных странах уже разорилось.
Список можно ещё долго продолжать. А если просто, то эффект домино только только запустился.

2

Кризис закончится для ИТ с карантином, так как фишка ИТ в РБ в более низкой цене, чем на западе, да ещё и налоговые льготы РБ даёт ИТшникам. А вот для ИТшников в США может быть другая ситуация.

Anonymous
Anonymous
1

Когда у иностранных заказчиков не будет бюджета для IT, то его не будет для всех рейтов. Или смогут предложить за $100 в месяц писать софт, как в 90е.
Если какие-то скудные бюджеты появятся в основном кормильце - США, то Трамп обяжет их тратить только на своих разрабов.

0

лучшее время для новых возможностей!
посидеть подумать о смысле жизни!
стар-апчик замутить)))
всех плюсую как обычно)))

Anonymous
Anonymous
6

"Больше 50% не получили при увольнении никакой компенсации." - ребят, вот что о вас думают ваши работодатели. Даже дни отпуска не компенсировали?

Откуда вообще столько разговоров о социальной ответственности бизнеса, поддержке людей etc... Все ведь действуют исключительно из своих и только своих интересов, тогда зачем этот командный дух, корпоративная атмосфера, etc... Пускай платят за результат и проделанную работу и никто никому ничего не должен.

Anonymous
Anonymous
-5

Фирмы это не благотворительные или социальные фонды. Что-то смогут заплатить, но ресурсы ограничены, а новых проектов у всех поголовно будет меньше.

Anonymous
Anonymous
12

Повторюсь в сотый раз и буду повторяться, пока будут такие комментарии: если фирма не желает подстраховать работника обязательством выплатить положенные 3 ЗП при увольнении, то давайте упраздним контракты
Ну а что, работник - тоже не соц. фонд и не благотворительная организация. Нафига ему проект, почему должна болеть голова за дедлайны и развитие продукта, которые зависят от стабильного состава команды? Появилось предложение повкусее - взял и не вышел завтра. Вот просто так, без всяких последствий. И плевать, что для кого-то это станет шоком и неожиданностью

Anonymous
Anonymous
3

Так надо было подписывать контракты, которые устраивают. Выбор то присутствовал.

Anonymous
Anonymous
4

Согласен
Точно так же, как компанию никто не заставляет работать в стране с "неудобным" ТК. Всякими там компенсациями ненужными и прочим гримом на лице труъ-капитализма

10

sphere software уволили больше 15 человек без компенсаций, многих уволили за 1 день - просто сказали завтра твой посл день. некоторых сеньоров + бенч весь на мороз

Anonymous
Anonymous
13

А как же трудовое законодательство? Или по каким договорам работали люди?

Anonymous
Anonymous
-9

76 человек примите мои соболезнования. Помните, вас выкинула не компания, а конкретные люди. Возможно - это тоже такие рабы, как и вы. Только это рабы с большими возможностями, они могут вести свою игру, отличную от хозяина.

Anonymous
Anonymous
19

Ой да, царь хороший, бояре плохие. Царю вообще плевать: он сказал порезать 25% процентов расходов, кого порежете ваше дело.

Anonymous
Anonymous
-6

Да вот, если царь сказал порезать 25%, а боярыня по кадровым вопросам состоящая в любовной связи с холопом приказчиком, выбрали беззащитного крестьянина, и выкинули на морозец. Не потому что крестьянин плохо работал, а потому что у боярыни, Моська заканчивает академию и ее надо устроить на царский двор. Так пусть крестьянин идет с челобитной к царю, и выясняет отношения.

Anonymous
Anonymous
6

Так царю то что. Не проекты же связанные с ракетостроением к нему заходят. А будет ли он продавать одного плохенького мидла или нормального сути в принципе не меняет. У клиента-то у самого огромный энерпрайз и менеджмент такой же, там тоже не очень понимают в сортах специалистов. А тут ещё этот с челобитной приходит, права свои пытается отстаивать, какой-то осознанный, а значит проблемный. А тут проверенная временем боярыня, да ещё выглядит приятно и говорит хорошо и гребцов неплохо убеждает.

Anonymous
Anonymous
3

Чем больше царство, тем больше интриг. Надо иногда попробовать немного побороться за свое место. Не айтишная история. Начальник отдела крупного РУП практически уже убрал своего сотрудника, уже пришло уведомление, что через 30 дней закончиться контракт. Та пошла к генеральному директору и ее перевели в другой отдел. Я не знаю, что там за ситуация в крупных галерах, но ума не приложу, как например можно уволить мидла по джаве или шарпу, а потом идти в универ и набирать джунов, например на js. Что нельзя было своим сотрудникам предложить перейти на другую технологию.

Anonymous
Anonymous
1

Издержки по переводу возможно требуют излишней коммуникации между несколькими людьми. Иногда по процессам куда проще уволить и взять заново, чем чтоб кто-то из менеджмента среднего звена действовал не по шаблону и вообще осознанно зачесался. А процессы найма и увольнения они отработаны и расписаны, как часы. Иногда действительно тупо проще и дешевле уволить и нанять заново, чем кого-то куда-то перевести. Там даже разница вьезда человека в другой проект у другого клиента не сильно то будет отличаться, что взять его с улицы, что с другого отдела. А на падающем рынке новенький ещё и дешевле будет. Ой, да это как в страшной огромной системе, иногда проще удалить какую-нибудь вещь и создать заново, т.к апдейт не тривиален из всяких хитрых связей, триггеров и побочных эффектов.

Anonymous
Anonymous
0

Спасибо за ответ. Вопрос Эйчару идет дополнительный бонус за хантинг специалиста с опытом работы и переманивание его в свою организацию?

0

Ситуация такова, что крупные конторы поотменяли выходы на распределение. О каких походах в универ речь?
Ну и студенту чтобы стать джуном нужно от полугода до года условно.

Anonymous
Anonymous
0

Ситуация про вашу компанию в 2008-2009 году. Человек пол года после универа проработал выкинули. Чрез полгода смотрит, взяли студента по распределению. Как сейчас будет?

Джун после учебного проекта в лаборатории на x технологии, это не все равно, что мидл на реальном проекте на y технологии.

Выше человек написал, что легче уволить, а потом взять нового человека на проект. Расскажи по срокам и бизнес процессам сколько новичку войти в компанию: оформление документов, ознакомление с документами, выдача пароля, организация рабочего места?

10

Да обычный бизнес. Все стремется срезать косты, в том числе и при увольнениях. В сфере услуг или общепита ситуация такая же - компенсации мало кто получает. Если сферу ИТ крисзисы 11 и 14 года застронули мало, то это не знчаит, что тут что-то по другому.

Опять таки, если людей пустили на мороз без ничего, то значит они подпысывали серые контракты (когда зарплата в виде премии или налом, а не окладом, привязанным к уе и когда условия работы сильно отличались от того, что в контракте). Они обменяли риски на более высокий рейт, значит теперь можно тратить деньги, которые обменивались на эти риски.

Anonymous
Anonymous
3

Кризисы 11, 14го, кризис доткомов с нынешней ситуацией, увы, не сопоставимы.
Тогда не останавлили на месяцы некоторые отрасли во всех странах, и власти не занимались уничтожением экономик.

20

Надо понимать, что работа в РБ это работа гастребайтеров без каких-либо прав. Разница с собирателями клублики в Германии только в том, что не надо никуда ездить.

0

Проще надо относиться.

5

Это как коррупция, которая существует, когда есть сторона, котая хочет дававть и которая хочет брать. Так же и тут, когда если люди, готовые менять свои права на деньги, в кризисы это будет работать против них. Рынок.

4

У нас тоже, называть компанию не буду, сказали компенсаций не будет, но выплатят отпуск и за отработанные дни. Правда сейчас затихло, с марта вроде в гору дело пошло, кто-то даже по выходным маслает, так много работы. Мидлы так и сидят на бенче, боятся их разогнать. Джунов немного порезали. Сеньёры и не оставались без работы. Ну у нас реальные сеньёры, у нас люди мидла имеют, которых в других компаниях порой Лидом называют.

5

Воу воу воу, ваши сеньры когда идут дома трясутся?

0

Нет, просто есть компании, где и с 3 годами стажа сеньором всех делают.

-2

Лично знаю людей, которые за 3 года стали способными быть лидами команд разработки.

0

Пожалуйста не оскорбляйте присутствующих таким умозаключением

-2

давно пора принять единый стандарт
до 1к - джун
1-2к - миддл
от 2к - сеньер
И не нужно будет в шильдочках путаться и спорить где миддлы сеньористее.

Anonymous
Anonymous
4

Слишком мало:
до 1.5 - что-то знает, нужен надзор
1.5-3 - знает, умеет, нужен контроль исполнения
3-5к - человек с опытом, который знает, умеет, не забивает, может залезть внутрь на любую глубину, управлять своим временем и и хочет автономности и ответственности за свою работу, так же в рабочее время помогает другим, ревьювит, пишет тенические и архитектурные спеки, но не руководит
4-6к - engineering manager, но должен многое уметь и помогать команде развиваться, уметь в технические спеки и архитектуру, а не просто быть интерфейсом к команде и секретарем

А где вы работаете? 2-3к это очень мало. Сервисная компания?

2

Да что же это за компания такая крутая!??!? Куда резюме-то отправлять?

8

Разговоры про корпоративную культуру, social contract и code of conduct всякие, социальную ответственность бизнеса, "давайте ребята поднажмём в overtime и успеем в срок, который пообщал кому-то менеджмент (ну вы ж нас поймите)" - заканчиваются в тот же момент, как чуть жареный петух чуть клюнул - увольняют быстро и без сантиментов (ну а что вы хотели, это бизнес, а не благотворительная организация)..
Следующий раз работник задумается, стоит ли ему сильно стараться/напрягаться и "входить в положение" ибо как не старайся могут уволить и пока, и никто в твоё положение входить не будет.

1

причём это относится и к зарубежным компаниям... Бывают, конечно, исключения.. вот там и стоит работать

Anonymous
Anonymous
-10

Хорошую контору пойди поищи. Если схлопнется ПВТ, то капец будет ужасный. В гос.контору будут стоять очереди и люди будут рады если их картриджи возьмут заправлять. Узнаем скоро.

9

перебор

5

почему вдруг пвт должен схлопнутся?

Anonymous
Anonymous
-2

1 или 0. Вы могли представить год назад, что будет такая ерунда в мире. Я лично нет.

6

в мире - нет, а в беларуси ждал чего то такого

1

"в наше непростое время издаю указ - заморозить "временно" льготы по ПВТ" (как вариант)

1

Льготы могут и в такое время отменить. Как вариант можно оформить ИП

11

Работали конторы и без ПВТ

1

Просто зп на 10-15% упадёт. В госконторы ни кто не пойдет, там зп в 5 раз меньше. В той же РФ полно контор, зп на теже 10-15% и ниже.

3

Ничего никуда не упадет, просто платить будут по серым схемам, как раньше. От отмены налоговых льгот пострадает только бюджет РБ, все остальные участники выкрутится.

Anonymous
Anonymous
1

Придет налоговая и скажет, вот по нашей информации вы нанесли ущерб государству больше 1000 базовых величин. Мы конечно можем передать материалы в ОБЭП, и там с вами по-другому будут разговаривать, возбудят уголовное дело, а так заплатите с такой то суммы 18% и идите до следующего раза работать.

8

Скорее тех, кто и в корпоративную культуру вписывался, и "поднажимал в overtime" как раз и оставят. А на мороз пойдут другие, кто в корпоративную культуру не играл и не овертаймил.

Дмитрий Иванов
Дмитрий Иванов ФРилансер в Global Freelance

Комментарий скрыт за нарушение правил комментирования.
П. 4.1.2. Пользовательского соглашения — https://dev.by/pages/agreement

1

Так много разговоров про лояльность - но в кризис компании показывает истинное лицо. Меньше половины считают что сокращения были по закону и почти у половины респондентов остался негатив.
Думаю, компании должны все-таки закладывать риски под ситуацию вроде текущей когда клиенты уходят. А юристам не плохо бы научиться не только обходить ТК но и подумать о санкциях контрпартнерам при внезапном схлопывании контракта и тому подобных историях.

Anonymous
Anonymous
8

Нынешняя ситуация - форс-мажор. Если его закладывать в риски, то быстро уступишь рынок конкурентам.
Как можно было "застраховаться" от безумных мер правительств по всему миру?
Беда не в том, что контракты схлопываются, а что старые не продлеваются и новых нет. И это ещё банкротства крупных заказчиков не начались.

3

У серьезных кнтрпартнеров есть всегда свои юристы. И в отличии от наёмных работников они ничего лишнего подписывать подписывать не будут. Найдут другую "галеру", на просторах бывшего СССР их не одна и не десять.

Anonymous
Anonymous
1

Кстати, повод многим восстребованным ранее спецам задуматься (если мировая экономика восстановится).
Стоит ли потом работать на дядю? Точнее стоит ли получать часть заработанного в виде иллюзии стабильности, соцпакета, оплачиваемом бенче, взаимной лояльности.
Всё это может оказаться пшиком.

8

В некоторых случаях на дядю работать выгоднее. Дядя может найти группу разработчиков и продать группу разработчиков или взять заказ, который одному не сделать никак, за что будет требовать больше денег (что хватет и дяде и тому, кто на дядю работает).

Anonymous
Anonymous
2

1 Любой заказ в таком случае разобьётся на работу для каждого человека в группе в конечном итоге. И можно осознать, что выгоднее было бы получить за таски по отдельности, чем распределить плату на группу и отстегнуть дяде, т.к дядя не дурак и за услуги согласования в группе и за посредничество возьмёт нормальную сумму.
2 Конечно можно соорганизоваться и собрать команду знакомых, где "один-за-всех-и-все-за-одного" и делить между собой по братски и работать как кооператив, где вся прибыль делится на всех и продавать себя как команду. Но я о таком не слышал, главное не докатиться и после такого не построить новую шлюпку с наёмным трудом. Да и фриланс в конце-то концов мертв в 2к20, осталось только remote работа, её не надо путать с фрилансом. А фриланс представляет из себя неинтересные и дешёвые заказы с крудами и скриптами по парсингу и автоматизации чего-то там и огромную армию людей сражающихся за эти заказы и upwork наглеющий все сильнее.

Anonymous
Anonymous
3

Я имел ввиду условия работы на дядю )
Как выясняется они выдавали часть з/плат пустыми иллюзиями. Так может лучше следущий раз сказать дяде (по контракту), увольняй хоть завтра, но стою я дороже, и пожалуйста кэшем.

3

То, что нас не убивает, делает нас сильнее.

Анонимный пользователь
Анонимный пользователь
-2

https://www.belta.by/president/view/lukashenko-zhestko-predostereg-biznes-ot-uvolnenija-ljudej-v-slozhnoe-vremja-384964-2020/
Всегда был против Лукашенко (однако, что он не ввёл карантин — это правильно); но эти слова, за которые он не ответил — позор нации: не хочу быть белорусом.

1

При чем тут один представитель до всей нации? Ну и без карантина жертв на миллион населения у нас и Швеции уже очевидно на порядок больше чем у соседей.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже