Декрет № 8 — для продуктовиков. Пора ли аутсорсерам создавать свои продукты?

Партнёрский материал
15 февраля 2018, 09:01

Декрет № 8, официально узаконивший полный зелёный свет для белорусских продуктовиков, вступит силу 28 марта. Возможна ли продуктовая трансформация для аутсорсеров? Разбираемся с Александрой Лосик, Head of Business Development and Presale Teams в минском офисе компании Altoros, и Вадимом Станкевич, менеджером продуктов в iFuture Belarus, Professional Scrum Product Owner и тренером по управлению продуктами в Belhard.Academy.

Читать далее…

Что думают аутсорсеры о продуктовой разработке? Каждой аутсорс-компании в глубине души всё-таки хочется быть продуктовой?

Александра Лосик: А хочется ли? Думаю, что этот вопрос — дилемма для любого ИT-бизнеса. А лично для меня это ещё одна из моделей эволюции аутсорсингового бизнеса.

Работая с разными проектами, разработчики могут развиваться «вширь», осваивать новые технологии, учиться работать эффективно в жёстких дедлайнах. В аутсорсе больше пространства для манёвра: от смены проекта до смены технологического профиля. Но, конечно, такая модель имеет и свои подводные камни: например, довольно частая смена пула разработчиков. Люди просто устают от работы в условиях критических дедлайнов и давления от заказчиков — уходят или в продуктовые команды, или в собственные продукты.

Если мы говорим о начале разработки продукта, то это большой риск для любой компании.

Вариантов, как начать работу над продуктом, несколько:

  • Вы видите свободную нишу на рынке и осознаёте потребность конечного пользователя или бизнеса в вашем продукте. 
  • Или понимаете, что качество решений, присутствующих на рынке, оставляет желать лучшего, в то время как качество вашего сервиса создаёт нишу для нового бизнеса.
  • Развлекательные продукты. Однако в этом сегменте очень много внешних факторов, которые влияют на то, «выстрелит» ваш продукт или нет, сможет ли он поддерживать интерес. Ведь может случиться и так, что вы потратите большое количество времени, денег и усилий, а продукт окажется не актуален для рынка.

Вадим Станкевич: Крупный аутсорсинговый бизнес уже пришёл к пониманию того факта, что главное — это доставка конечному потребителю ценности, а не просто покупка-продажа человеко-часов. Этому тренду уже не один год. Дополнительная ценность несёт в себе добавленную стоимость, а для любого бизнеса желание максимизировать прибыль — вполне нормальное и естественное.

Переход от аутсорсинга к продукту всегда непростой и болезненный. Он не про количество, а про качество. Есть несколько распространённых проблем, с которыми обычно сталкивается решивший «опродуктовиться» аутсорсер. Все они связаны с тем, что продуктовая разработка исходит не из технического «как?», а из рыночного «кому?». И понимание способов, которыми продуктовая компания пользуется для ответа на этот вопрос, нужно каждому аутсорсеру, который хочет говорить с заказчиком на одном языке.

Чего хочет аутсорсер?

Александра Лосик: То, чего хочет любой бизнес, это больше прибыли. И тут перед компанией также стоит вопрос, какую бизнес-модель развития выбрать:

1. Пойти в экстенсивный рост за счёт концентрации на крупных проектах и/или госзаказах, а также на их количестве.

2. Фокус не на размере проекта, а на технологически ёмких, сложных проектах, которые в долгосрочной перспективе могут принести больше прибыли.

В Altoros мы развиваем вторую модель. В то же время есть и риски сделать ставку не на ту технологию, а в стратегическом плане просто не попасть в рынок. И средства, потраченные на R& D и обучение сотрудников, вернуть будет невозможно.

Вадим Станкевич: С точки зрения заказчика, разработка — это не то, что приносит прибыль. Поэтому лучше сократить затраты на неё до разумного минимума. То есть так, чтобы после не было мучительно больно, поскольку всё тормозит или нужно переписывать всё с нуля. Но по-настоящему вкладываться заказчик готов только в то, что вернёт инвестиции. И поэтому аутсорсеру полезно понимать, как заказчик оценивает успех того или иного компонента своего продукта и какими методологиями пользуется для принятия продуктовых решений.

А чего хочет заказчик?

Александра Лосик: Большинство заказчиков хотят продукт, выпущенный на рынок ещё вчера, дёшево и без багов.

При этом продукт должен быть обязательно востребован пользователями. Большинство компаний скажут, что оценка «востребованности» не их задача, что задача аутсорса — разработать продукт согласно требованиям заказчика. И будут правы. С одним «но»: если ты понимаешь, как думает твой заказчик на уровне бизнеса, умеешь выделить и оценить его бизнес-цели и задачи, это создаёт ряд преимуществ — и во время обсуждения сделки, и в ходе разработки.

Вадим Станкевич: К сожалению, невозможно создать что-то работающее и востребованное, не понимая хотя бы базово технических моментов. И когда менеджер продукта приходит к аутсорсерам со словами «а давайте сделаем мобильное приложение», то лучшее, что они могут сделать — не обсуждать «Xamarin или React Native», а понять, мобильное ли приложение нужно заказчику, или что-то другое. Почему так? Потому что заказчик хочет не мобильное приложение, а что-то, что решит его проблемы и поможет заработать. Это может быть и просто landing page, и ERP-система. Без понимания бизнес-целей можно разработать что-то ненужное, получив вместо лояльного клиента массу головной боли.

Фреймворки продуктовой разработки и недостающие компетенции  что нужно аутсорсеру знать для успешной работы над продуктом?

Александра Лосик: Здесь не важно, какая модель используется в продукте — B2C, B2B, или B2G — если ты знаешь, какие критерии успеха будут релевантны для того или иного продукта.

Мне сложно представить, что аутсорсинговая компания начала мерить LTV (Life Time Value) или CAC (Customer Acquisition Cost). Однако как раз знания о фреймворках продуктовой разработки помогают лучше понять, чего хочет заказчик, и оценить потенциал будущего продукта.

Вадим Станкевич: Базовые знания продуктового маркетинга — вот, пожалуй, и всё, что нужно технической команде. Тогда «владельцу продукта» будет проще «продать» команде свои решения. Соответственно, на выходе будет получаться именно то, чего хочет заказчик, и работать с такой командой ему будет удобно и комфортно. Поэтому знание основ создания продукта — это полезный навык и для тех аутсорсеров, которые не собираются пока создавать продукт за собственные средства.

ИТ-академия БелХард

Что аутсорс может взять для себя из продуктовой модели, не беря при этом весь набор проблем и рисков?

Александра Лосик: Мне очень нравится идея использования и проработки канвасов (customer journey map, empathy map) совместно с заказчиком. Это не только упрощает совместную discovery phase проекта, но и позволяет еще раз проверить и уточнить идею заказчика.

Кстати, при использовании нескольких канвасов (product-market fit, lean canvas) мы помогли одному заказчику переосмыслить идею для своего стартапа. А другому при составлении CJM (customer journey map) — выявить нишу для комплементарных продуктов.

Кроме того, для большинства проектов характерен agile-подход к разработке (мы ведь хотим вывести на рынок первую версию продукта в кратчайшие сроки и с минимальными затратами), поэтому приоритизация будущего функционала продукта тоже всегда под большим вопросом. С чего начать, что важно, а от чего можно отказаться на первом этапе, как выделить скоуп для MVP (Minimum Viable Product), чтобы вообще иметь возможность проверить интерес рынка к будущему продукту.

Вадим Станкевич: Методологии, которые применяются в продуктовой разработке, на самом деле, довольно универсальны для любого бизнеса. Они помогают подумать над тем, будет ли кто-то платить за то, что мы предлагаем, и проверить, насколько верны наши предположения о будущих пользователях. Естественно, на начальных этапах работы над продуктом эти вопросы более важны, чем устойчивость к нагрузкам, поддержка разных платформ и т. п. И если клиенты приходят к аутсорсеру именно на такой стадии продукта, то почему бы ему не помочь с решением их проблем в обмен на твёрдую валюту?

Какие дополнительные сервисы можно предложить заказчикам и какие специалисты для этого нужны?

Александра Лосик: Не думаю, что правильно отдавать роль продуктового менеджера в аутсорсинговую компанию. Но приобретённые знания по выводу продукта на рынок помогают уточнить идею заказчика на первоначальной фазе. А как дополнительный сервис можно рассматривать анализ рынка и конкурентов, чтобы понимать, насколько идея для продукта уникальна. Плюс проработка идеи бизнес-аналитиком через составление карт и канвасов, уточнение планирования и приоритизация функционала.

Вадим Станкевич: Менеджер продукта обычно занят тем, чтобы собрать команду, которая сможет сделать все необходимые действия для доставки ценности конечному пользователю. А это не только разработка, но и дизайн, маркетинг, многое другое. И если аутсорсер сможет закрыть своими специалистами большую часть этих активностей, то менеджер продукта придёт к нему, чтобы сэкономить время и упростить коммуникацию между командами. А аутсорсер сможет заработать не только на разработке и QA.

Как может выглядеть продуктовая трансформация на практике?

Александра Лосик: Как я уже упоминала, для меня трансформация в сервисно-продуктовую компанию это всего лишь следующий шаг эволюции компании. Ведь на той ресурсной базе, с которой компания работает, она может позволить себе целый ряд возможностей на рынке: крутое портфолио, возможность оценить рыночную нишу, разрабатывая чужой продукт без принятия рисков на себя, плюс отбор команды, которая будет работать над будущим проектом. А при правильном подходе к процессу разработки, который в компаниях вырабатывается годами, у аутсорса есть возможность создать команду, которая будет работать наиболее эффективно.

Вадим Станкевич: Это всегда трансформация мышления. Начать лучше с простого — пройти тренинг, почитать книги. Благо, всё это сейчас более чем доступно. Это будет движением на пути к дополнительной ценности в работе аутсорсера, а финальным этапом пути может быть уже и тот самый «свой продукт», в который аутсорсинговая компания инвестировала средства и который вернул и приумножил инвестиции. В любом случае, если аутсорсинговая компания задумалась о том, как создаются продукты — это уже первый шаг к трансформации.

Фото: Андрей Давыдчик

 

Эта публикация подготовлена в партнёрстве с «ИТ-академией БелХард»

 

Что такое партнёрский материал?

ООО «Твистеллар» УНН 691831331

Обсуждение