«Сотрудники тех компаний проводят свою жизнь не так, как им хочется». Сооснователь Epicmax в своей колонке рассказал, как быть remote-friendly

14 комментариев
«Сотрудники тех компаний проводят свою жизнь не так, как им хочется». Сооснователь Epicmax в своей колонке рассказал, как быть remote-friendly

«С первого дня мы строили Epicmax как команду, которая не боится ремоута. Не из-за модных тенденций, а потому что не было денег на офис. Работать удалённо нам пришлось», — Андрей Грабовский, сооснователь Epicmax, рассказал dev.by как быть remote-friendly компанией, даже после того, как у тебя появилось помещение, без страха и в удовольствие. 

Работать удалённо нам понравилось. Офис появился, remote-friendly культура осталась.

Как мы работаем

Сейчас нас 14 человек: двое работают полностью на ремоуте, у остальных есть рабочее место и они сами выбирают, когда работать из дома/дачи/Таиланда, а когда приходить в офис.

Наш frontend-architect живет в Бобруйске, а один из Vue.js-разработчиков работает с нами из Украины. Без них наша команда многое бы потеряла.

Чем пользуемся:

Тайм трекинг: демократичный harvest,

Общение: Slack,

Звонки: Slack, Whereby,

Bug-tracking: Zenhub (для наших Open Source продуктов),

Рабочая машина: ноутбук, а не десктоп.

Дом vs Офис

Кому-то сложно сосредоточиться в офисе. Кто-то делит: дом — для отдыха, офис — для работы. Кто-то любит зимовать в теплой стране. Кто-то ходит на курсы по вторникам и четвергам. Мы даем выбор: не заставляем проводить 40 часов в неделю в офисе, но и на рабочем месте не экономим. Если все счастливы — эффективность возрастает.

От лишних ограничений только один положительный эффект — спокойный сон Великого Контролёра, человека, который эти ограничения придумывает.

Сплоченность

Допускаю, что удаленная работа может вредить сплочённости и командному духу. В некоторые дни наш офис напоминает сцену пустой улицы из вестерна, с перекати-поле. Потому у нас есть негласное правило приходить туда хотя бы раз в неделю.

Но также я допускаю, что на сплочённость влияет не только физическое присутствие. Отзывы клиентов и разработчиков объединяют нас гораздо больше.

Контроль

Никакого. Потому что:

  • Мы работаем с опытными разработчиками, они профессионалы — их не нужно контролировать, 
  • Наши взаимоотношения строятся на адекватности, доверии и взаимоуважении,
  • Результат  работы не замаскируешь и не спрячешь,
  • Мы не работаем с теми, кому не доверяем.

Верим: «закручивать гайки» — самый простой путь, но не самый честный и эффективный.

Тотал ремоут

Самая неприятная ситуация у нас случилась с полностью удаленным сотрудником. Он ушёл вместе с клиентом. Нас это задело и некоторое время мы боялись ошибиться.

Но бояться — непродуктивно. Сделали выводы, исправили ошибки и движемся дальше. Но кандидатов на полную удалёнку отбираем осторожнее.

Из-за предрассудков и страхов многие компании боятся удалённой работы.

Прямо сейчас сотрудники этих компаний проводят часть своей жизни не так, как им хотелось бы. А сами компании упускают массу возможностей.

А мы рады, что в свое время у нас не хватило денег на офис, и это сделало нас лучше.


Работа в ИТ в Беларуси​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​​​​​

По теме
Все материалы по теме

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Горячие события

Конкурс EY Entrepreneur Of The Year 2020
31 мая

Конкурс EY Entrepreneur Of The Year 2020

EMERGE 2020
1 июня — 3 июня

EMERGE 2020

Вебинар «Советы от рекрутеров: как найти квалифицированную работу в Европе»
4 июня

Вебинар «Советы от рекрутеров: как найти квалифицированную работу в Европе»

Читайте также

«30% программистов получают больше директора». Цепкало о налогах, коррупции, армии
«30% программистов получают больше директора». Цепкало о налогах, коррупции, армии

«30% программистов получают больше директора». Цепкало о налогах, коррупции, армии

9 комментариев
Минздрав подтвердил 37 144 случая заболевания коронавирусом
Минздрав подтвердил 37 144 случая заболевания коронавирусом

Минздрав подтвердил 37 144 случая заболевания коронавирусом

«Снизили до 50%». Что происходит с ценой аренды полупустых офисов ИТ-компаний
«Снизили до 50%». Что происходит с ценой аренды полупустых офисов ИТ-компаний

«Снизили до 50%». Что происходит с ценой аренды полупустых офисов ИТ-компаний

В Минском районе появились «умные» контейнеры для мусора
В Минском районе появились «умные» контейнеры для мусора

В Минском районе появились «умные» контейнеры для мусора

Обсуждение

3

Вообще круто, за удаленкой будущее, все больше появляется нормальных контор, не только желающих сэкономить как раньше.
Но вот это не понял: "Самая неприятная ситуация у нас случилась с полностью удаленным сотрудником. Он ушёл вместе с клиентом. Нас это задело и некоторое время мы боялись ошибиться."
Это как-то связано? А если сотрудника звали Петя, то вы больше не берете на работу Петь?

Андрей Грабовский
Андрей Грабовский Co Founder в Epicmax
3

Именно так, это был с большего субъективный и дурацкий страх. Но буду честным, несколько месяцев ушло на то, чтобы от него отойти и навести порядок в голове :)

1

Отличная статья на тему асинхронной коммуникации и почему именно такая коммуникация должна быть в удаленных/распредённых командах и не только: https://doist.com/blog/asynchronous-communication/. Рекомендую для тех кто думает работать удалённо или просто хочет улучшить коммуникацию с коллегами.

1

Никакого контроля и все профессионалы - это звучит замечательно, но немного утопически. Как проходил отбор, чтобы из провального найма был только один кейс удаленщиком, свалившим с заказчиком в персональное счастливое (не факт) будущее? Были ли случаи, когда человек в результате не понимал общих ценностей и его приходилось оперативно увольнять?

Проверка с закручиванием гаек - это что было?

Просто хочется больше подробностей, очень интересен опыт (есть собственный негативный).

Андрей Грабовский
Андрей Грабовский Co Founder в Epicmax
0

По поводу контроля и профессионалов - не утопия, особенно если учитывать наш небольшой размер. Для себя мы решили, что сейчас готовы променять скорость роста на качество.

В самом начале у нас кроме офиса еще и опыт в найме отсутствовал, так что ошибки были. И будут, без этого никуда :) Наш формат работы не всем подходит, и это совершенно нормально. У нас нет менеджеров, контроля, много свободы, но и ответственности тоже много. Если понимали, что "не идет", то спокойно расставались. Кейс с удаленщиком - все было отлично, но shit happens :)

Ну и гайки мы никогда не закручивали - редакция немного перефразировала мою мысль, попросил исправить.

turetsky
turetsky Sr. Software Engineer в Specific-Group
1

Отличная статья, спасибо! Здравый подход к ведению дела (win-win для компании и сотрудников).

5

Хочу вставить свои 5 копеек.

Я работаю на ремоуте много лет, для меня, как разработчика - это отлично, это круто и это то как я хочу продолжать работать в последующем. Однако, как владельца бизнеса, если у меня будет проект с X человек в подчинении, я предпочту офис (как минимум 80% времени в офисе) по многим причинам. Это будет эффективнее и результаты будут лучше - будет больше погружения в проект, быстрее принятие решений, быстрее решение вопросов и команда будет выдавать лучшие результаты. Честность тут не при чем - никто в общем случае не хочет делать плохо, просто так устроен наш мир - люди иногда должны "перетирать" с друг другом как-что должно быть, вне вскяким "скрам митингов" на которых никто никого не слушает, должны быть погружены, а не один на тайланде на пляже перегрелся, другой в Бобруйске жену в больницу повел, в итоге один работает, другой в это время спит, не может получить ответ сразу, пишет, возникает задержка и т.п. - и при этом никто плохого не хочет, никого не обманывает, доверие\взаимоуважение.

Это мое мнение, никому не навязываю.

3

Мне сразу же хочется это обсудить и поспорить.
1. Можно все общение перенести в письменную форму в гуглодоки и пулреквесты. Плюсы такого подхода в том, что общение происходит предметно, конструктивно и очень концентрировано, заставляет всех участников обсуждения обдумать свои мысли и не торопиться. Когда мы оформляем мысли письменно, у нас получается гораздо более связно и информативно, чем если бы мы обсуждали вживую. В Google Docs можно выделить любое словосочетание или слово в каком-либо пропоузале и начать обсуждения тред. Да и потом это очень ценно с исторической точки зрения и для понимания контекста, почему что-то было сделано так а не иначе.
2. Работу нужно дробить так, что пока одна часть обсуждается можно делать что-то другое и легко переключать контекст. Т.е например за 1 час работы набросал свои вопросы, кусок спеки и оповестил в слаке. Переключился и вошёл в поток на пару часов на что-то другое. Разбил что-либо, так чтоб можно было сделать какой-то кусок, на который можно было бы и комит оформить, создал сабтаски и оформил пулреквест на свой кусок. Кто-то другой его потом дополнит следующим саб-таском или даже ты сделаешь следующий комит на следующий сабтаск. Потом поучаствовал в обсуждении и планировании чего-нибудь другого итд...
3. Т.е это асинхронная работа и асинхронная коммуникация. Не принуждает участников решать вопросы одновременно и онлайн и даёт время каждому и не пушит кого-то что-то делать. Так получается гораздо более глубокая и продуманная работа.
4. Да говорить, что и когда что будет закончено сложно, можно ошибиться на дни. Но в remote-first (не путать с remote-friendly) компаниях к этому и по-другому относятся и навязывают людям как им работать и не требуют сверхдетальных роадмапов. Да и честно говоря я еще не видел такого роадмапа, который был бы по-настоящему правдив и жесткие дедлайны не вредили бы качеству. И давайте честно, роадмапы сродни гороскопам. У нас тут не жесткий конвейер с предсказуемыми вещами и сроки разработки и продумывания зависят от тысячи вещей. Особенно, если это не CRUD c формочками.

3

"Можно, нужно, должно, честно" - это все понятно, я высказал свое мнение. Можно много чего придумать/доработать/"оптимизировать" и блеймить что это "проблемы менеджмента" если что-то не так, по факту все сводиться к тому, что для эффективной работы команда должна находиться в одной таймзоне, работать в офисе с постоянным взаимодействием, обсуждением проблем, погружением в процесс. Это мое мнение, на основе моего опыта. Гугл доки, слеки и пр. никто не исключает.

4

user17, я тоже за асинхронную коммуникацию. Как минимум потому что не менее половины проблем и вопросов саморазрешаются ещё до того как я о них прочитал (или успел сам кого-то побескоить), это во-первых.
Во-вторых, цена возможности дернуть/быть дернутым здесь и сейчас лично мне кажется более высокой чем, цена ожидания. Самая жуткая разница во времени с клиентом у меня составляла 10 часов, на протяжении многих месяцев (созвониться можно с 22 до 7 утра когда все нормальные люди отдыхают). Получилось на удивление ОК. Все стараются быть максимально краткими и ясными чтобы не вызвать дополнительных задержек. Принятые решения самодокументируются. Наконец, если вопрос непростой, то его можно просто внимательно прочитать и отложить до конца дня. Поскольку немедленный ответ не требуется то у подкорки есть шансы переварить инфу и выдать гораздо более точный и емкий ответ.
Самый большой недостаток это дефицит социализации, для экстравертов это может быть сущей пыткой.

0

Все верно написано. Проблема в том, что люди мыслят шаблонами.
У меня личный маркер: когда "удаленщиков" и "офисных" будет хотя бы 50/50 тогда и ИТ страна имеет право называться.
Пока -- тот же колхоз, только с приставкой ИТ.
Я так вижу.

turetsky
turetsky Sr. Software Engineer в Specific-Group
2

Напоминает кейс, когда вся компания сконцентрирована именно в одном офисе и желательно там же, где сам рынок сбыта со своими же клиентами.

Андрей Грабовский
Андрей Грабовский Co Founder в Epicmax
1

Если нужно, всегда можно договориться о "пересечении" рабочего графика. Что-то вроде "На проекте X команда должна быть онлайн с 15.00 до 17.00". Двух часов обычно хватает для решения всех вопросов, это даже с большим запасом.

Если бы не хватало - не получалось бы работать с клиентами из США и других удаленных мест :)

3

Работаю с клиентом из США, корпорация. Полтора их, прикрепленных к нам, программера сидят в одном городе,менеджеры и аналитики в другом, тестеры и девопс в индии. Ну и толку что все офис ходят. Если обсуждать приходится через микрофон )))

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже