«Сотрудники тех компаний проводят свою жизнь не так, как им хочется». Сооснователь Epicmax в своей колонке рассказал, как быть remote-friendly

14 комментариев
«Сотрудники тех компаний проводят свою жизнь не так, как им хочется». Сооснователь Epicmax в своей колонке рассказал, как быть remote-friendly

«С первого дня мы строили Epicmax как команду, которая не боится ремоута. Не из-за модных тенденций, а потому что не было денег на офис. Работать удалённо нам пришлось», — Андрей Грабовский, сооснователь Epicmax, рассказал dev.by как быть remote-friendly компанией, даже после того, как у тебя появилось помещение, без страха и в удовольствие. 

Работать удалённо нам понравилось. Офис появился, remote-friendly культура осталась.

Как мы работаем

Сейчас нас 14 человек: двое работают полностью на ремоуте, у остальных есть рабочее место и они сами выбирают, когда работать из дома/дачи/Таиланда, а когда приходить в офис.

Наш frontend-architect живет в Бобруйске, а один из Vue.js-разработчиков работает с нами из Украины. Без них наша команда многое бы потеряла.

Чем пользуемся:

Тайм трекинг: демократичный harvest,

Общение: Slack,

Звонки: Slack, Whereby,

Bug-tracking: Zenhub (для наших Open Source продуктов),

Рабочая машина: ноутбук, а не десктоп.

Дом vs Офис

Кому-то сложно сосредоточиться в офисе. Кто-то делит: дом — для отдыха, офис — для работы. Кто-то любит зимовать в теплой стране. Кто-то ходит на курсы по вторникам и четвергам. Мы даем выбор: не заставляем проводить 40 часов в неделю в офисе, но и на рабочем месте не экономим. Если все счастливы — эффективность возрастает.

От лишних ограничений только один положительный эффект — спокойный сон Великого Контролёра, человека, который эти ограничения придумывает.

Сплоченность

Допускаю, что удаленная работа может вредить сплочённости и командному духу. В некоторые дни наш офис напоминает сцену пустой улицы из вестерна, с перекати-поле. Потому у нас есть негласное правило приходить туда хотя бы раз в неделю.

Но также я допускаю, что на сплочённость влияет не только физическое присутствие. Отзывы клиентов и разработчиков объединяют нас гораздо больше.

Контроль

Никакого. Потому что:

  • Мы работаем с опытными разработчиками, они профессионалы — их не нужно контролировать, 
  • Наши взаимоотношения строятся на адекватности, доверии и взаимоуважении,
  • Результат  работы не замаскируешь и не спрячешь,
  • Мы не работаем с теми, кому не доверяем.

Верим: «закручивать гайки» — самый простой путь, но не самый честный и эффективный.

Тотал ремоут

Самая неприятная ситуация у нас случилась с полностью удаленным сотрудником. Он ушёл вместе с клиентом. Нас это задело и некоторое время мы боялись ошибиться.

Но бояться — непродуктивно. Сделали выводы, исправили ошибки и движемся дальше. Но кандидатов на полную удалёнку отбираем осторожнее.

Из-за предрассудков и страхов многие компании боятся удалённой работы.

Прямо сейчас сотрудники этих компаний проводят часть своей жизни не так, как им хотелось бы. А сами компании упускают массу возможностей.

А мы рады, что в свое время у нас не хватило денег на офис, и это сделало нас лучше.


Работа в ИТ в Беларуси​.​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

1. Заполните анонимную форму — 5 минут.
2. Укажите зарплатные (и другие) ожидания.
3. Выберите желаемую индустрию или область деятельности.
4. Получайте релевантные предложения​​.​​​​​​​​

По теме
Все материалы по теме

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Читайте также

Гендиректор hoster.by: «ИT-страна откатывается назад минимум на 5 лет»
Гендиректор hoster.by: «ИT-страна откатывается назад минимум на 5 лет»
Гендиректор hoster.by: «ИT-страна откатывается назад минимум на 5 лет»
8 комментариев
Выпускники физфака БГУ обратились к Нацсобранию. Среди них Румянцев, Чалый и Шушкевич
Выпускники физфака БГУ обратились к Нацсобранию. Среди них Румянцев, Чалый и Шушкевич
Выпускники физфака БГУ обратились к Нацсобранию. Среди них Румянцев, Чалый и Шушкевич
12 комментариев
Белорусский сервис Eightydays.me поможет путешествовать внутри стран
Белорусский сервис Eightydays.me поможет путешествовать внутри стран
Белорусский сервис Eightydays.me поможет путешествовать внутри стран
«Это информационная война». Основатель Nexta дал интервью Юрию Дудю
«Это информационная война». Основатель Nexta дал интервью Юрию Дудю
«Это информационная война». Основатель Nexta дал интервью Юрию Дудю
8 комментариев

Обсуждение

3

Вообще круто, за удаленкой будущее, все больше появляется нормальных контор, не только желающих сэкономить как раньше.
Но вот это не понял: "Самая неприятная ситуация у нас случилась с полностью удаленным сотрудником. Он ушёл вместе с клиентом. Нас это задело и некоторое время мы боялись ошибиться."
Это как-то связано? А если сотрудника звали Петя, то вы больше не берете на работу Петь?

3

Именно так, это был с большего субъективный и дурацкий страх. Но буду честным, несколько месяцев ушло на то, чтобы от него отойти и навести порядок в голове :)

Anonymous
Anonymous
1

Отличная статья на тему асинхронной коммуникации и почему именно такая коммуникация должна быть в удаленных/распредённых командах и не только: https://doist.com/blog/asynchronous-communication/. Рекомендую для тех кто думает работать удалённо или просто хочет улучшить коммуникацию с коллегами.

1

Никакого контроля и все профессионалы - это звучит замечательно, но немного утопически. Как проходил отбор, чтобы из провального найма был только один кейс удаленщиком, свалившим с заказчиком в персональное счастливое (не факт) будущее? Были ли случаи, когда человек в результате не понимал общих ценностей и его приходилось оперативно увольнять?

Проверка с закручиванием гаек - это что было?

Просто хочется больше подробностей, очень интересен опыт (есть собственный негативный).

0

По поводу контроля и профессионалов - не утопия, особенно если учитывать наш небольшой размер. Для себя мы решили, что сейчас готовы променять скорость роста на качество.

В самом начале у нас кроме офиса еще и опыт в найме отсутствовал, так что ошибки были. И будут, без этого никуда :) Наш формат работы не всем подходит, и это совершенно нормально. У нас нет менеджеров, контроля, много свободы, но и ответственности тоже много. Если понимали, что "не идет", то спокойно расставались. Кейс с удаленщиком - все было отлично, но shit happens :)

Ну и гайки мы никогда не закручивали - редакция немного перефразировала мою мысль, попросил исправить.

turetsky
turetsky Sr. Software Engineer в Specific-Group
1

Отличная статья, спасибо! Здравый подход к ведению дела (win-win для компании и сотрудников).

Anonymous
Anonymous
5

Хочу вставить свои 5 копеек.

Я работаю на ремоуте много лет, для меня, как разработчика - это отлично, это круто и это то как я хочу продолжать работать в последующем. Однако, как владельца бизнеса, если у меня будет проект с X человек в подчинении, я предпочту офис (как минимум 80% времени в офисе) по многим причинам. Это будет эффективнее и результаты будут лучше - будет больше погружения в проект, быстрее принятие решений, быстрее решение вопросов и команда будет выдавать лучшие результаты. Честность тут не при чем - никто в общем случае не хочет делать плохо, просто так устроен наш мир - люди иногда должны "перетирать" с друг другом как-что должно быть, вне вскяким "скрам митингов" на которых никто никого не слушает, должны быть погружены, а не один на тайланде на пляже перегрелся, другой в Бобруйске жену в больницу повел, в итоге один работает, другой в это время спит, не может получить ответ сразу, пишет, возникает задержка и т.п. - и при этом никто плохого не хочет, никого не обманывает, доверие\взаимоуважение.

Это мое мнение, никому не навязываю.

Anonymous
Anonymous
3

Мне сразу же хочется это обсудить и поспорить.
1. Можно все общение перенести в письменную форму в гуглодоки и пулреквесты. Плюсы такого подхода в том, что общение происходит предметно, конструктивно и очень концентрировано, заставляет всех участников обсуждения обдумать свои мысли и не торопиться. Когда мы оформляем мысли письменно, у нас получается гораздо более связно и информативно, чем если бы мы обсуждали вживую. В Google Docs можно выделить любое словосочетание или слово в каком-либо пропоузале и начать обсуждения тред. Да и потом это очень ценно с исторической точки зрения и для понимания контекста, почему что-то было сделано так а не иначе.
2. Работу нужно дробить так, что пока одна часть обсуждается можно делать что-то другое и легко переключать контекст. Т.е например за 1 час работы набросал свои вопросы, кусок спеки и оповестил в слаке. Переключился и вошёл в поток на пару часов на что-то другое. Разбил что-либо, так чтоб можно было сделать какой-то кусок, на который можно было бы и комит оформить, создал сабтаски и оформил пулреквест на свой кусок. Кто-то другой его потом дополнит следующим саб-таском или даже ты сделаешь следующий комит на следующий сабтаск. Потом поучаствовал в обсуждении и планировании чего-нибудь другого итд...
3. Т.е это асинхронная работа и асинхронная коммуникация. Не принуждает участников решать вопросы одновременно и онлайн и даёт время каждому и не пушит кого-то что-то делать. Так получается гораздо более глубокая и продуманная работа.
4. Да говорить, что и когда что будет закончено сложно, можно ошибиться на дни. Но в remote-first (не путать с remote-friendly) компаниях к этому и по-другому относятся и навязывают людям как им работать и не требуют сверхдетальных роадмапов. Да и честно говоря я еще не видел такого роадмапа, который был бы по-настоящему правдив и жесткие дедлайны не вредили бы качеству. И давайте честно, роадмапы сродни гороскопам. У нас тут не жесткий конвейер с предсказуемыми вещами и сроки разработки и продумывания зависят от тысячи вещей. Особенно, если это не CRUD c формочками.

Anonymous
Anonymous
3

"Можно, нужно, должно, честно" - это все понятно, я высказал свое мнение. Можно много чего придумать/доработать/"оптимизировать" и блеймить что это "проблемы менеджмента" если что-то не так, по факту все сводиться к тому, что для эффективной работы команда должна находиться в одной таймзоне, работать в офисе с постоянным взаимодействием, обсуждением проблем, погружением в процесс. Это мое мнение, на основе моего опыта. Гугл доки, слеки и пр. никто не исключает.

4

user17, я тоже за асинхронную коммуникацию. Как минимум потому что не менее половины проблем и вопросов саморазрешаются ещё до того как я о них прочитал (или успел сам кого-то побескоить), это во-первых.
Во-вторых, цена возможности дернуть/быть дернутым здесь и сейчас лично мне кажется более высокой чем, цена ожидания. Самая жуткая разница во времени с клиентом у меня составляла 10 часов, на протяжении многих месяцев (созвониться можно с 22 до 7 утра когда все нормальные люди отдыхают). Получилось на удивление ОК. Все стараются быть максимально краткими и ясными чтобы не вызвать дополнительных задержек. Принятые решения самодокументируются. Наконец, если вопрос непростой, то его можно просто внимательно прочитать и отложить до конца дня. Поскольку немедленный ответ не требуется то у подкорки есть шансы переварить инфу и выдать гораздо более точный и емкий ответ.
Самый большой недостаток это дефицит социализации, для экстравертов это может быть сущей пыткой.

0

Все верно написано. Проблема в том, что люди мыслят шаблонами.
У меня личный маркер: когда "удаленщиков" и "офисных" будет хотя бы 50/50 тогда и ИТ страна имеет право называться.
Пока -- тот же колхоз, только с приставкой ИТ.
Я так вижу.

turetsky
turetsky Sr. Software Engineer в Specific-Group
2

Напоминает кейс, когда вся компания сконцентрирована именно в одном офисе и желательно там же, где сам рынок сбыта со своими же клиентами.

1

Если нужно, всегда можно договориться о "пересечении" рабочего графика. Что-то вроде "На проекте X команда должна быть онлайн с 15.00 до 17.00". Двух часов обычно хватает для решения всех вопросов, это даже с большим запасом.

Если бы не хватало - не получалось бы работать с клиентами из США и других удаленных мест :)

3

Работаю с клиентом из США, корпорация. Полтора их, прикрепленных к нам, программера сидят в одном городе,менеджеры и аналитики в другом, тестеры и девопс в индии. Ну и толку что все офис ходят. Если обсуждать приходится через микрофон )))

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже