20 на 80. Как стереотипы в образовании провоцируют кадровый голод в белорусском ИТ

31 комментарий
20 на 80. Как стереотипы в образовании провоцируют кадровый голод в белорусском ИТ
STEM-центр в Лошнице, 105 км от Минска

STEM-центр в Лошнице, 105 км от Минска

Одним — синий конверт при выписке, машинки, конструктор Lego и курсы робототехники, другим — розовые банты, хореография и бисероплетение. В общем, «мальчики — налево, девочки — направо», как и сейчас любят говорить педагоги-организаторы.

Так же и с техническими кружками: задавшись целью узнать гендерное соотношение среди детей на курсах робототехники и программирования, dev.by получил интересную статистику.

Между тем, Дмитрий Гурский в январе 2017 года на одном из мероприятий Центра новых идей говорил, что «тысячи, десятки тысяч долларов теряются», только потому что девочек не учат математике. Эту тему поднимал и Михаил Дубаков на собрании сотрудников Targetprocess: «Девушки не хуже как разработчики, нету разницы. Влияют ли биологические особенности на качество разработки — думаю, что нет».

20% — девочек, 80% — мальчиков

В целом статистика, которую озвучили нам в десятке разных школа и кружков, такова: 20% — девочек, 80% — мальчиков. В ITeen Academy образовательного центра ПВТ по результатам подсчётов составили такую таблицу:

 

В школе пояснили, что «такое процентное соотношение обусловлено в целом специфической профориентацией в школах, когда одни профессии и специальности рекомендуются мальчикам, а другие — девочкам».

Сотрудница Республиканского центра инновационного и технического творчества Екатерина Старовойтова объясняет столь большую разницу также «отсутствием интереса родителей девочек к техническим курсам». С ней солидарны и другие участники опроса. В разговоре звучат слова «стереотипы», «заблуждение».

Все собеседники dev.by отмечают при этом, что «на занятиях и девочки, и мальчики проявляют одинаковый интерес».

— А практика проведения конкурсов и соревнований показывает, что девочки также добиваются высоких результатов и становятся победителями республиканских конкурсов, — добавляет Екатерина Старовойтова.

EPAM Garage eKids
EPAM Garage eKids

В школе программирования «Алгоритмика» процент девочек на занятиях несколько выше — 25%. Руководитель школы Екатерина Карпенко говорит, что «сейчас заметны изменения».

— Многие родители осознали, насколько важно развивать мышление у детей, и насколько перспективна ИТ-сфера.

Собеседница dev.by отмечает, что сами девочки совсем не прочь попробовать свои силы в программировании. И «охотно идут заниматься в компании с подружкой, например».

— Если есть интерес и желание, пол значения не имеет. Девочки более осознанно занимаются, если берутся за дело, чаще доводят его до конца. Их интересует как эстетическая составляющая, так и функциональная. Мальчики предпочитают более сложный функционал: добавляют новые уровни, прокачивают своих персонажей и, конечно, сразу же тестируют. Также стоит отметить командную работу: нет равных тем проектам, над которыми работали смешанные группы.

Stemlab в своём ответе указали, что «в этом году в группах примерно 30-40% девочек». При этом отметили, что на старте школы в 2015 году их было около 10%.

По теме
Все материалы по теме

«Усидчивы и дотошны, обращают внимание на детали», но «нуждаются в эмоциональной поддержке»

В школе IT Princess учатся только девочки — сейчас их триста человек, рассказывает преподаватель Стефан. По мнению собеседника dev.by, девчонки хорошо организованы: «заранее готовятся к уроку и обычно в первые минуты уже готовы усваивать материал».

— Они дольше, чем мальчики, сохраняют внимание, глубже пытаются изучить материал — девочки усидчивы и «дотошны», обращают внимание на мелочи и детали.

Стефан отмечает у своих учениц высокую мотивацию, которая «позволяет им стабильно достигать отличных результатов». Но в то же время подчёркивает, что «девочки в большей степени нуждаются в эмоциональной поддержке, требуют поощрения их самостоятельности — каких-либо ободряющих слов».

По мнению преподавателя, мальчикам для включения в работу на уроке требуется чуть больше времени: «они не сразу находят учебник, тетрадь, пенал».

— Они дольше сохраняют возбужденное состояние после переменки, быстро теряют внимание на уроке. У мальчиков больше развито пространственное мышление, им важно понять принцип, смысл задания, но они труднее воспринимают объяснения «от простого к сложному». Мальчики лучше выполняют задания на сообразительность и не терпят однообразия.

Juno открыла STEM-класс в Бобруйске

Juno открыла STEM-класс в Бобруйске

Стефан говорит, что «девочки мыслят образами, включают эмоции — им стоит только увидеть робота, опыт, эксперимент, и им уже „нравится“. Мальчикам этого недостаточно — им важно самостоятельно выполнить опыт, своими руками потрогать робота и так далее».

«Каждый раз, забирая малышку, папа спрашивает: «И зачем тебе это нужно?»

Евгений Милькото ведёт кружок робототехники в нескольких столичных детских садах. В группе в среднем по 8 учеников, девочек чаще по 2-3 в каждой.

Он говорит, что решение, заниматься в его кружке или нет, принимают не родители, а сами дети — «для них мы проводим пробное занятие». Те, кому понравилось, записываются и занимаются постоянно.

— Но мне кажется, что ребятам с детства больше нравится мастерить и строить, чем девочкам.

«Разницы в том, как занимаются дети разного пола, как усваивают материал, нет» — уверен Евгений: иные девочки не только не уступают мальчишкам, но и превосходят их. «Хотя всё индивидуально», — тут же добавляет преподаватель. И рассказывает, как у него на занятиях некоторые четырёхлетки задают жару шестилетним.

— Смысл наших занятий — не в том, чтобы построить робота: во время урока мы рассказываем о первых инженерах и о Леонардо да Винчи, строим и работаем с компьютерами — программируем. Мы даём ребятам понятие алгоритма, учим разбираться в причинно-следственных связях, и девочки здесь с мальчиками на равных.

Преподаватель Robolab Анастасия Ананич рассказывает, что ведёт занятия в 6 группах. «В одной занимаются две девочки — им по 10 лет, и ещё одна малышка — в другой, ей 8». Во всех остальных группах мальчишеское большинство.

— Почему так — мне кажется, срабатывают стереотипы, что девочка должна ходить на танцы, петь, играть на фортепиано и вышивать крестиком.

Анастасия говорит, что у пап и мам девчонок при выборе кружков просто не срабатывает «щелчок» — «а может в робототехнику».

— Обе мои старшие ученицы сами уговорили своих родителей привести их на пробный урок — и остались заниматься. Ходят с удовольствием.

По словам Анастасии, девочку-восьмилетку привела мама, она разделяет и поддерживает интересы своей дочери. А вот папа, настроен скептически. Каждый раз, забирая малышку, он спрашивает: «И зачем тебе это нужно?» Считает, что дочь лишь тратит время.

Тем не менее, «девочки успевают наравне с мальчишками, так же усваивают материал. Я вообще думаю, если ребёнку нравится заниматься, ему покорится всё», — отмечает Анастасия.

«Айтишники с удовольствием приводят своих детей. А преподаватели не смотрят на пол»

Дмитрий Орехов координирует проект EPAM Garage eKids — это вторая ступень глобальной образовательной программы EPAM eKids. С лета 2016 года дети сотрудников компании, а также воспитанники SOS-Детской деревни Боровляны по субботам изучают программирование, робототехнику, комбинаторику и другие технические дисциплины.

— Количество девочек у нас близко к половине — их 45-47%.

Дмитрий Орехов в гараже
Дмитрий Орехов в гараже
По теме
Все материалы по теме

Дмитрий отмечает, что среди его мальчишек есть «звёзды», но есть и те, кто «забивают» на учёбу. Девочки же «учатся „ровно“ — стабильно выполняют задания, посещают занятия, и в конечном итоге часто обгоняют ребят».

— Бывало, что даже самых ярких и классных мальчиков девчонки обгоняли за счёт упорной работы. Я часто замечал: если какая-то девочка чего-то не понимает со старта, не тянет, она работает самостоятельно — и догоняет всех остальных ребят в группе. Среди пацанов такую же мотивацию заниматься я наблюдаю реже.

Дмитрий также отмечает, что родители-айтишники с удовольствием приводят в EPAM Garage eKids своих отпрысков. А преподаватели «не смотрят — девчонки это или мальчишки».

— Мы просто даём тесты и отбираем по их результатам. Среди тех, кто приходит сдавать тесты соотношение мальчиков и девочек — 50:50 где-то.  

«Родители сами со всем этим плохо знакомы — и поэтому не предлагают детям»

dev.by также обратился к психологу Светлане Терешко и попросил прокомментировать статистику, озвученную специалистами школ программирования и робототехники.

— В данном случае родители — хозяева положения: это они выбирают курсы для своего ребёнка, оплачивают их. Конечно, они считаются с его интересами, но руководствуются при этом собственными представлениями об этих интересах. Исходят из того, что будет полезно сыну или дочери.

Светлана говорит, что причина, почему девочек реже отдают изучать технические дисциплины, обусловлена в том числе гендерными стереотипами:

— Они транслируют, что есть специфические «мальчуковые» интересы: физическая сила, техника и так далее, и сугубо «девичьи» — рисование, танцы и прочее. Вспомните, что делают школьники на уроках труда — учатся управляться с инструментами, мастерят табуреты, а школьницы в то же время в другом кабинете под руководством другого учителя варят борщи и шьют фартуки.

Очевидно, что часто у родителей даже мысли не возникает, что их дочь хотела бы заниматься на курсах робототехники — «она же де-е-евочка».

На выбор кружков влияют также убеждения родителей том, какие курсы будут полезны их ребёнку в будущем: для кого-то приоритет — здоровье и физическое развитие, и тогда малыша отдают в спорт, для кого-то — интеллект или чувство прекрасного.

— Робототехника и компьютеры для людей, далёких от технологий, в большей степени ассоциируются с развлечениями, нежели с чем-то, что может приносить пользу ребёнку. Такие родители сами со всем этим плохо знакомы — и, понятно, по незнанию даже не предлагают своим детям.

Ещё один критерий, по которому родители часто делают выбор, по мнению Светланы, — доступность школ и курсов: сколько это стоит, подходит ли расписание, как далеко придётся придётся возить.

Эксперт даёт совет, как на самом деле стоит подходить к интересам своих детей — «наблюдать, общаться и пробовать».

— По-хорошему, нужно смотреть, как ребёнок проявляет себя в игре, чем любит заниматься в свободное время, обсуждать его предпочтения и предлагать разные варианты занятий.

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Горячие события

EMERGE 2020
1 июня — 3 июня

EMERGE 2020

Вебинар «Советы от рекрутеров: как найти квалифицированную работу в Европе»
4 июня

Вебинар «Советы от рекрутеров: как найти квалифицированную работу в Европе»

Читайте также

Миллиардер из Долины, инвесторы, виртуальные бары и чат-рулетка. Что будет на EMERGE
Миллиардер из Долины, инвесторы, виртуальные бары и чат-рулетка. Что будет на EMERGE

Миллиардер из Долины, инвесторы, виртуальные бары и чат-рулетка. Что будет на EMERGE

Число выявленных случаев коронавируса в Беларуси приблизилось к 41 тысячи
Число выявленных случаев коронавируса в Беларуси приблизилось к 41 тысячи

Число выявленных случаев коронавируса в Беларуси приблизилось к 41 тысячи

Взломать систему. Отец 15-летнего разработчика — про домашнее обучение и работу в компаниях
Взломать систему. Отец 15-летнего разработчика — про домашнее обучение и работу в компаниях

Взломать систему. Отец 15-летнего разработчика — про домашнее обучение и работу в компаниях

Чиновники от образования называют Сергея Корнилова «неуёмным»: он постоянно что-то предлагает — хакатоны для школьников, митапы с участием стартаперов, — инновационные формы обучения. У Сергея трое сыновей, двое из них айтишники. Причём младшему Николаю всего 15, он учится в 9 классе, но уже несколько лет работает программистом.
31 комментарий
beCloud запустил в тестовом режиме сеть 5G с максимальной для Беларуси скоростью
beCloud запустил в тестовом режиме сеть 5G с максимальной для Беларуси скоростью

beCloud запустил в тестовом режиме сеть 5G с максимальной для Беларуси скоростью

2 комментария

Обсуждение

2

Айти это сфера в которой вообще не вижу разницы в гендере, наверное самая универсальная сфера. Очень странно что даже среди детей соотношение не 50 на 50. Видимо это из-за дремучести родителей.

-1

Тут я б казаў пра “дремучесть” грамадства. Бо пытанні гендэра - гэта ўсё ж такі пра грамадства. Велбмі добра, што пра гэьа пачалі казаць! Спадзяюся, агульнымі намаганнямі актыўнай часткі беларускага грамадства сярэднявечныя стэрэатыпы сыдуць у нябыццё!

4

Простите, какая дремучесть общества и родителей? Во всех "продвинутых" странах, где на детей не давят, феминистки за всем следят, куча женщин в парламенте и среди министров (вся Скандинавия), процент женщин-программистов гораздо меньше чем в РБ, просто потому что им это не интересно и можно отлично реализовать себя и в других сферах. Так что, тут СНГ и Индия гораздо менее "дремучие".

0

Если честно, кто и когда видел в последний раз эту сферическую семью в вакууме, где "мальчики налево, девочки направо"?
Не припомню среди своих знакомых

0

Опросили самые мелкие кружки, даже не школы, а где статистика крупных сетевых айти школ с полным комплексом айти предметов: Айтиландия, ШАГ?..

8

причем здесь стереотипы или "дремучесть" чья то? вы серьёзно полагаете, что сидеть днями за компом в офисе - это работы мечты, о которой должна мечтать девочка, ну или любой ребёнок, с детства?
может дело не в стереотипах, а в том, что для них это просто не интересно и скучно? это просто сейчас в нашей стране так сложились обстоятельства, что эта сфера едва ли не единственная, где можно достаточно зарабатывать на комфортную жизнь. Я помню даже 10-15 лет назад никто не оббивал пороги айтикомпаний, потому как хватало мест где можно было заработать денег. Сейчас сюда идут исключительно ради высоких зарплат, сравняйте зарплаты с существующими в стране и количество родителей отдающих своих детей в кружки по программированию уменьшится в разы. Просто нужно понимать, что эта работа просто СКУЧНА большинству людей, и тем более для девушек, как и всё, что связано с техникой. Никто же не плачется, что в автомастерских работает мало женщин?

1

Ну-ну, а работа бухгалтера,экономиста,юриста, клерка в госконторе веселее якобы, смешно. Но туда ломятся тучами до сих пор хотя работа унылейшая и платят копейки. Да и большая часть айти совсем далека от "техники" в привычном понимании. Вы ещё скажите, что мальчики больше в смартфонах залипают. Просто детям никто не рассказывает о том, чем реально айтишник занимаются, а вопрос денег дети не принимают ещё в рассчет.

0

Так все же. Будем кидать клич - Долой стереотипы, даешь больше женщин в автомастерских или не будем ?

0

Какая связь между айти и автомастерской? Работа в автомастерской грязная, вы на руки автослесарей посмотрите, а запах масел и бензина в бане выпаривать приходится. Понятно, что девушки этим не хотят заниматься.

2

Можно заниматься химчисткой, дитэйлингом, электрикой, ПО и прочей работой, не связанной с грязью вообще.
А связь очень простая - разный склад ума и способности к выполнению определенных задач.

0

Точняк.
А еще ландшафтным дизайном, наружным и внутренним ремонтом, не требующем тягания тяжестей и много чем другим....

-1

Не "Будем", а "Буду". Что ж ты за себя никогда отвечать не можешь, всё время мы пытаешься всунуть? :)

2

Вот фраза "тем более для девушек" и есть гендерный стериотип.

btw. Работаю в комманде где соотношение полов 2:5 (парней двое)

1

Пожалуй поплачусь что в автомастерских маловато женщин

6

В литейке на БМЗ вообще нет женщин, и никто не переживает.

-3

Давайте озвучим гендерную статистику в доблесной белорусской армии! Что-то Ж туда не рвутся. А в ИТ типа мёдом намазано, вот и получается что берут и Машу и Дашу в бизнес-аналитики (звучит как гордо), а платят им за счёт разработчика-олимпиадника Васи (звучит как-то так себе).

0

Армия требует физиологических особенностей заложенных природой, мало кто из девушек по физподготовке подходит (да и большинство парней тоже). А чего такого у девушек нету для айти, что есть у парней?

-3

много женщин-шахматистов знаете? Физиологические особенности.

0

Есть научные исследования подтверждающие более высокий интеллект одного из полов? Мне такие не попадались. Если же свою позицию основывать на домыслах, то это и есть дремучесть о которой идет речь, просто зашоренность стереотипами из прошлого.

0

Не думаю что он имел в виду разницу в интеллекте. Вот у меня интеллекта для шахмат хватает. А желания нет. Может у девочек что-то похожее происходит.

3

Раз Вам не попадались, то подскажу - послушайте хотя бы размышления Татьяны Черниговской, не последнего человека в вопросах, связанных с работой мозга.
В одном из интервью она явно говорит о различиях и способностях М и Ж в решении разных типов задач.

1

Если вопрос не риторический, то да - есть исследования, и даже мета-исследования.
https://www.academia.edu/2813256/Sex_differences_in_intelligence

Хотя не все готовы смирится с результатами и взывают к этике (как и в случае с рассовыми исследованиями).
Самая неудобная часть правды состоит не в том, что средний IQ у мужчин незначительно выше (по некоторым данным - даже равен) а в том, что дисперсия IQ у мужчин выше. Соответственно, количество «очень умных» мужчин значительно выше чем количество «очень умных» женщин. Впрочем, количество слабоумных мужчин (в клиническом смысле) также выше.
https://www.quora.com/Who-usually-has-a-higher-IQ-the-male-or-the-female

Это и объясняет, в частности, феномен женских шахмат.

0

Т.е. вы все же признаете что различия есть? И я вроде не утверждал что девушки для IT не годятся. Я лично взял двух девченок в свою команду.
Я утверждаю что различия есть и глупо это отрицать и списывать все на стереотипы.
А то как бы не получилось что гормоны подсазывают девочке одно, а борцы с несуществующими стереотипами - противоположенное.

0

В доблестную белорусскую армию вообще никто в здравом уме не рвётся. Профессиональной армии в РБ нет. Там можно только деградировать и учиться строить из себя послушное пушечное мясо

Олег Линкин
Олег Линкин Программиста в ТКП-Софт
-1

Ебать ты удивишься, узнав, что женщины очень рвутся в контрактную армию, потому что за нихуя не деланье получают спокойно 500-600 баксов вне зависимости от места службы.

0

Насколько я знаю там платят меньше, но да, девчонки идут туда с удовольствием, многие своих дочерей/племяшек устраивают. Там в принципе работы практически нету, плюс отношение неплохое.

1

Я тоже противник трех К для женщин. У мой жены нет обязаловки торчать у плиты, например. Но наверное все-же говорить про стереотипы надо осторожно. Ибо неясно где четкая граница, как понять где стереотипы а где нет.
Как девочек воспитывать - говорить ей что ты должна уметь и еду готовить и кирпичи таскать или как? Где граница?

1

Зачем вам говорить дочке что она должна делать в жизни? Учите как к окружающим относиться, а свое место в жизни она найдет и без вас.

-1

А если сын захочет одеть мамино платье, его учить тоже не надо? Нихай ходит себе - сам разберется? А то вдруг навяжем ему стереотип что платья только для девочек. Все правильно?

-2

Ну если твой сын смотрит на тебя, и ему хочется одеть платье... Значит такой отец :)

Олег Линкин
Олег Линкин Программиста в ТКП-Софт
0

Ну, такой хуйней занимается Шарлиз Терон - у нее сын в платье ходит

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже