0
Оксана Михайловская – Директор по маркетингу в eComCharge LLC
КОРПБЛОГИ

"Каким должен быть домен у белорусского интернет-магазина согласно Указу 60? Дайте нам норму, где прописано, что допускается не только регистрация в зоне .by, а то меня в Исполкоме не хотят регистрировать с доменом .com или .ru ", - этот вопрос часто звучит у наших потенциальных клиентов, которые сталкиваются с невежеством сотрудников местного Исполкома.

Итак, Указ № 60 в п. 2 устанавливает, что деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, осуществляется юридическими лицами, их филиалами и представительствами, созданными в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, а также индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь, с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке.

В примечании к Указу 60, есть важное уточнение, а именно <**> «Для целей настоящего Указа под национальным сегментом сети Интернет понимается совокупность информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, расположенных на территории Республики Беларусь и (или) использующих иерархические имена национального сегмента сети Интернет».

Вот это "и (или)" прямо указывает на то, что, доменное имя не обязательно должно относиться к национальной доменной зоне .by (.бел).

А если вам нужна пошаговая инструкция, как зарегистрировать интернет-магазин, заходите на наш сайт, адвокаты из SPP Stepanovski, Papakul & partners law firm очень подробно все описали: как открыть интернет-магазин

С уважением,

Команда bePaid

 

0
Оксана Михайловская – Директор по маркетингу в eComCharge LLC
КОРПБЛОГИ

Власти активно готовят новый закон о платежных услугах. Проект почти готов. Широкая публика его пока не видела. Но с ним знакомы участники рынка, а концепция закона вообще доступна широкой аудитории. Деловой журнал «Office Life» попросил прокомментировать Александра Шостака, совладелеца и директора платежного сервиса для бизнеса bePaid (компании ООО «ИКомЧардж»):



— Если почитать концепцию, то фактически можно вести разговор о приходе на рынок платежных систем новых игроков. Вы согласны с этим утверждением?

— И да, и нет. Игроки могут появиться, но Беларусь — маленькая страна с небольшой емкостью рынка. Сегодня доля электронной коммерции (именно покупок через интернет) составляет всего около 2%. А это очень и очень мало, чтобы новым игрокам захотелось сюда зайти и инвестировать в проект с надеждой, что когда-нибудь это окупится.

Кроме того, для работы на белорусском рынке поставщикам платежных услуг нужно будет иметь неснижаемый остаток на специальных счетах, объем которого устанавливается новым законом. А это означает, что из оборота выводится определенная сумма средств. Для новых игроков это будет ощутимо.

Еще одним барьером может стать тот факт, что, помимо получения разрешения Нацбанка на оказание услуг агрегатора, будущему агрегатору платежей необходимо будет согласовать этот статус со всеми игроками платежного рынка. То есть с каждым игроком придется договариваться в индивидуальном порядке и выполнять индивидуальные требования каждого. А это не только время, но еще и риск, что кто-то из участников может не дать своего согласия, если ему это будет невыгодно, или поставить перед новым агрегатором невыполнимые условия.

— Не упадет ли уровень качества услуг по приему платежей, если все-таки новые игроки придут?

— Конкуренция делает рынок здоровее. С приходом новых игроков старые будут подтягиваться и стараться удержать свои позиции. Более сильные выживут и изменят вектор. Слабые покинут рынок. Это можно даже отследить на нашем примере. Когда в 2015 году bePaid вышел на рынок и заявил о своих возможностях для рынка, используя собственные методы продвижения, определенные стратегии развития, старым игрокам пришлось зашевелиться и начать хоть что-то делать. Сегодня все конкуренты в той или иной степени скопировали наши подходы.

— Что бы вы, как практик, предложили ввести в будущий закон о платежных услугах?

— Пока ничего бы и не добавлял. Закон писался не в кабинетах Национального банка, а с активным участием нашего сервиса и других участников рынка. Поэтому нам всем осталось лишь дождаться его подписания и использовать те привилегии и инструменты для работы, которые он даст.

0
Оксана Михайловская – Директор по маркетингу в eComCharge LLC
КОРПБЛОГИ

«Посмотреть мелодраму и выплакаться» — советуют девушки мужчине, если он вдруг в один прекрасный день на сутки станет женщиной. «Когда не знаешь, что делать, лучше выпить, а там уже разберешься по ходу дела», — отвечают ребята на мой дурацкий вопрос.

Ко дню мужчин (именно так 23 февраля позиционируется лично у меня) я  взяла несерьезное интервью среди коллег, которое не касается профессиональной сферы приема платежей, а касается только мужчин, их отношения к себе, женщинам и отношениям с ними.  На одни и те же вопросы сначала ответили девчонки, а потом и парни bePaid.

 Что думают девчонки?

1. Без каких качеств невозможно представить настоящего/идеального мужчину?

«Ум!»- хором провозгласили девушки. Еще они рассказали, что оценивают чувство юмора мужчины, его умение зарабатывать деньги, галантность и терпение, ведь без него никак.

2. Чтобы вы посоветовали мужчине сделать в первую очередь, если бы он на сутки стал женщиной?

«Посмотреть мелодраму и выплакаться», — советует Рита. «А еще можно надеть чулки, туфли на каблуках, накрасить губы и сходить погулять», — смеются девчонки, но мужчины бы ответили, что это не смешно, хотя и забавно, наверно.

3. Как женить на себе мужчину?

«Сейчас это невозможно», — уверена Наталья. «И не модно», — поддерживают ее девушки. Оказывается, мужчины боятся жениться, потому что женщины сегодня очень требовательны.

Согласно официальной статистике в Беларуси в 2016 году было заключено 64 536 браков и зарегистрировано 32 628 разводов, т.е. половина «не прижилась». В общем, замуж берут, а вот кого, об этом спросим у мужчин.

4. Сейчас столько разговоров, что мужчина ничего не должен женщине? Так должен или нет?

Ничего и никому он не должен —  считает большая часть наших девушек. «Мужчина должен своей семье, где есть уже дети. А женщине, он ничего не должен», — решительно заявила мама двух детей. «Ну ведь его женщина — это же его семья, разве нет?» — возражаю я. Общими усилиями, мы пришли к выводу, что если мужчина выбрал  себе женщину, то должен соответствовать своему статусу «быть мужчиной», т.е. быть верным, защитником, заботливым.

Значит, все-таки должен, хотя модно быть никому ничего не должным.

5. А женщина? Она что-то должна мужчине?

На этот вопрос девчонки быстрее согласились, что мужчину надо любить, жалеть, вдохновлять, быть интересной собеседницей и даже иногда его развлекать.

6. Какой суперспособностью хотят обладать мужчины?

«Мне кажется, они хотели бы понимать женщину», — говорит проницательная Анастасия. Кроме того, девушки уверены, что мужчины, как дети, хотят летать или быть человеком-пауком, например.

Что думают обо всем этом мужчины?

1. Без каких качеств мужчина не идеален или даже, скажем, не тот, за кого себя выдает?

По мнению мужской половины, идеальных мужчин не существует в природе. Кто бы сомневался! «Идеальных мужчин вообще нет»,– констатирует Михаил. И выразил общее мнение, что мужчина должен быть ответственным, заботиться о своей женщине и семье, быть сильным. Под силой подразумеваются не только физические возможности, а даже в большей степени сила воли, духа и ума.

2. Чтобы вы сделали в первую очередь, если бы на сутки стали женщиной?

«Ну начинается», — смеются ребята. Как выяснилось, нормальный мужчина сразу напьется и в алкогольном опьянении проведет эти сутки. «Когда не знаешь, что делать, лучше выпить, а там уже разберешься по ходу дела», — констатировали парни.

3. Как женщине женить на себе мужчину?

Оказалось, что вкусно готовить и иметь общие интересы – это основа отношений. Ребята пояснили, что для женщины очень важно найти мужчину со схожими интересами, чтобы вместе можно было ходить отдыхать, встречаться с друзьями. В противном случае возникает ситуация, когда женщине не интересны друзья мужчины и его увлечения, и он «выходит погулять» один. Вследствие, начинаются упреки «Ты всегда один ходишь». И понеслось.

На мой вопрос, что делать, если притянулись люди с разными интересами, мужчины посоветовали то, что и ежу понятно, но не большинству девушек, когда мужчина еще чем-то увлечен, кроме нас: «Ну в такой ситуации надо спокойно отпускать своего мужчину встречаться с друзьями или на рыбалку, допустим, и не «пилить» его».

4. Психологи говорят, что мужчина ничего не должен женщине, даже своей? Так должен или нет?

Мужчины без тени сомнения согласились, что должен. «Конечно должен, раз он ее выбрал. Должен заботиться о ней. Развлекать, чтобы она не скучала (смеются). Поддерживать ее в трудные минуты и в легкие тоже», — ответили ребята. И добавили, что в трудные готовы поддерживать морально, а в легкие за все что попало.

5. А женщина, она должна что-то мужчине?

Выдержав паузу, парни ответили, что, если мужчина и женщина выбрали друг друга, то они все друг для друга делают в удовольствие. И вопрос «должен/ не должен» не возникает.

6. Какой суперспособностью вы хотели бы обладать?

А вот тут Анастасия оказалась права. Хотят они слышать наши мысли, правда, не 24 часа в сутки, а когда это интересно и нужно: опцию включил/выключил. «Если слышать все мысли окружающих женщин, то можно сойти с ума», — смеются парни.

Кроме того, ребятам еще интересна способность работать во сне и клонироваться. «Создал 10 клонов и спишь, и работаешь, и ешь», — поясняет Александр.

Из чего сделаны мужчины и что отличает их от женщины? Стратегический ум, поэтому им ближе и понятнее будущее, в то время как женщины более конкретны и живут настоящим. Рассудительность, опора на разум и волю, на действие и слово. Твердость, которую часто принимают за упрямство. Конструктивная агрессия, которая помогает им преодолевать препятствия и достигать цели. Власть в семье, которая является условием безопасности и стабильности. Риск, чтобы добиться результата, ведь в этот момент они могут на время забыть об опасностях, что не могут позволить себе женщины, ответственные за здоровье детей и мужчины. И еще, с близкими женщинами они устанавливают доверительные и дружеские отношения, беря на себя ответственность за их безопасность и завтрашний день.

С праздником вас, мужчины!

Оксана Михайловская

Директор по маркетингу bePaid

Подключу ваш бизнес к приему платежей по банковским картам через интернет и к системе ЕРИП. Оставить заявку.

0
Оксана Михайловская – Директор по маркетингу в eComCharge LLC
КОРПБЛОГИ

Клиенты bePaid, которые принимают оплату по банковским платежным картам через интернет, знают, что для онлайн-бизнеса доступно два способа списания денег с банковских карт своих покупателей:

1. Сделать это сразу, отправив процессинговой компании запрос на проведение транзакции типа «Payment»/«Платеж».

2. Разбить прием платежа на два этапа:

  • Первый этап: заблокировать необходимую сумму денег на банковской карте покупателя, используя тип транзакции «Authorization»/«Авторизация»;
  • Второй этап: отправить запрос на проведение транзакции типа «Capture»/ «Списать», чтобы списать заблокированные деньги с карты клиента.

На практике не все процессинговые компании (поставщики платежных услуг, платежные сервисы) предлагают своим интернет-продавцам второй способ, или же предлагают, но не в том виде, который сегодня используют современные платформы приема и обработки платежей. И на этот факт интернет-продавцу нужно обращать внимание при выборе процессинговой компании к которой он собирается подключать свой интернет-магазин для приема карточных онлайн-платежей. Если вы собираетесь использовать функцию «Авторизацию», уточните:

  • поддерживает ли процессинговая платформа поставщика платежных услуг возможность ручной отмены ранее сделанной блокировки денег на платежной карте покупателя;
  • позволяет ли процессинговая платформа списать только часть заблокированной суммы, а остаток автоматически вернуть на карту покупателя.

Все эти нюансы следует учитывать, чтобы получить максимальную пользу от приема платежей по банковским картам через интернет для вашего бизнеса. Платежный сервис bePaid предлагает интернет-магазинам и бизнесам, желающим принимать интернет-платежи, всё из вышеперечисленного и намного больше. Но вернемся к Авторизации.

Чаще всего двухэтапная обработка платежа ассоциируется с туристической индустрией(если вы из туристической сферы, прочитайте специальную статью, написанную для вашего бизнеса). Потому что все мы уже давно бронируем отели через интернет и знаем, что, обычно, на наших банковских платежных картах блокируется стоимость проживания первой ночи, а списание денег происходит позднее, обычно, после приезда в гостиницу. Однако, на самом деле, связка транзакций «Authorization» и «Capture» — это универсальный инструмент для любого бизнеса. Приведем примеры использования авторизации карточных интернет-платежей клиентами нашего платежного сервиса bePaid.

Продажа продуктов питания в интернет-магазине через транзакцию «Authorization»/«Авторизация»

Один из наших клиентов продает мясные продукты питания на вес. Как и с любым заранее не фасованным товаром, очень трудно сделать какую-либо вырезку с точностью до грамма. Получившаяся вырезка всегда чуть тяжелее или чуть легче, чем заказывал покупатель. И покупатель, безусловно, об этом знает и это не является для него критичным. Главное, чтобы конечная стоимость вырезки точно соответствовала ее весу. Поэтому наш клиент поступает следующим образом:

1. При получении заказа от покупателя на 1 кг продуктов, он использует транзакцию типа «Аuthorization»/«Авторизация» и блокирует на банковской карте покупателя сумму, точно соответствующую одному килограмму заказанного продукта.

2. Далее он приступает к подготовке заказа, взвешивает продукт питания, пересчитывает его итоговую стоимость, которая обычно чуть меньше или чуть больше той суммы, что была заблокирована на карте покупателя при размещении заказа, и связывается с покупателем для подтверждения конечной суммы оплаты.

3. После согласования с покупателем наш клиент:

Если итоговая сумма оказалась меньше ранее заблокированной. Проводит транзакцию «Сapture»/«Списать», посредством которой он списывает итоговую сумму заказа и остаток автоматически возвращается на банковскую карту покупателя.

Если итоговая стоимость заказа оказалась больше, чем ожидалось изначальной. Проводит транзакцию «Capture»/ «Списать» и списывает заблокированную сумму полностью. А потом, используя реквизиты проведенной операции, проводит досписание необходимой суммы, посредством транзакции ««Payment»/«Платеж».

4. Передает заказ своему курьеру для доставки.

Чтобы списать недостающую сумму, т.е. провести еще и транзакцию «Payment»/«Платеж», клиенту bePaid нет нужды просить своего покупателя еще раз ввести номер карты на платежной странице интернет-магазина. Вместо этого продавец использует токен платежной карты, полученный от нашей процессинговой системы после отправки транзакции «Authorization»/ «Авторизация» в самом начале.

Используя транзакцию «Authorization»/«Авторизация» при получении заказа от покупателя, наш клиент  обеспечивает себе гарантию наличия достаточных денежных средств на карте покупателя, а значит подготовка заказа не пройдет впустую. А ручное снятие блокировки денег на карте покупателя не держит заблокированную сумму на карте дольше, чем это необходимо, тем самым, не причиняя покупателю неудобства. Если бы наш клиент не сделал или не имел бы возможности сделать разблокировку денег на карте покупателя после расчета за заказ, блокировка была бы снята в период до 31 дней банком-эмитентом покупателя. Но вряд ли бы это положительно сказалось бы на лояльности покупателя к интернет-магазину.

Приведенный пример и схема организации приема карточных интернет-платежей с использованием транзакций «Authorization»/«Авторизация» + «Capture»/«Списать»  и, если нужно, «Payment»/«Платеж» применимы к любому бизнесу, осуществляющему продажи через интернет, когда итоговую  стоимость заказа очень трудно или даже невозможно предположить заранее.

Продажа одежды в интернет-магазине через транзакцию «Authorization»/«Авторизация»

А вот другой пример еще одного клиента bePaid, когда конечная стоимость выбранного покупателем товара известна с самого начала, но по объективным причинам сделка может быть отменена в самый последний момент. Речь идет о торговле одеждой через интернет.

Почти всегда выбирая приглянувшуюся вещь в онлайн-магазине, покупатель хотел бы ее примерить прежде чем принять окончательное решение о покупке. И наш клиент-продавец дает своим покупателям такую возможность, осуществляя доставку домой. Он использует «Authorization»/«Авторизация» для блокировки  суммы заказа на карте  покупателя в момент его оформления. Затем, подводя итоги дня он использует «Capture»/«Списать» для списания заблокированной суммы, если по результатам примерки покупатель остался доволен и оставил заказ себе; или снимает блокировку если выбранный предмет гардероба не подошел покупателю и был возвращен курьером на склад.

Можно было бы сразу списывать стоимость заказа с банковской платежной карты покупателя, используя транзакцию «Payment»/«Платеж», а потом делать возврат денег через транзакцию «Refund»/«Возврат» (если по объективным причинам покупатель не принял заказ). Однако такой подход повлек бы за собой ненужные потери для нашего клиента на стоимости обработки этих транзакций, да и его покупателю пришлось бы достаточно долго, до 30 дней, ожидать возврата денег на карту, в то время как разблокировка ранее заблокированной суммы денег на карте делает их доступными к использованию практически мгновенно.

А еще транзакцию «Authorization»/«Авторизация» можно использовать для того, чтобы убедиться, что покупатель товара или услуги, расплачивающийся банковской картой, действительно является ее владельцем. Впрочем, безопасность приема карточных платежей интернет-платежей – это тема отдельных статей.

Подумайте, как вы в вашем бизнесе можете использовать транзакцию «Authorization»/«Авторизация» и связывайтесь с нами удобными для вас способами:

С уважением,
Команда bePaid

0
Оксана Михайловская – Директор по маркетингу в eComCharge LLC
КОРПБЛОГИ

Все, что нас сейчас окружает, когда-то было чьей-то мечтой. Мечтайте много! 

0
Оксана Михайловская – Директор по маркетингу в eComCharge LLC
КОРПБЛОГИ

В кажущемся сейчас таком далеком начале 2000-х, подключение веб-сайта к платежному сервису почти всегда требовало определенных навыков в программировании. Редко, когда обходилось без «танцев с бубнами» над программным кодом, призванным связать воедино интернет-магазин и процессинговую систему, через которую этот магазин намеревался принимать платежи (как правило, карточные) от своих покупателей.

В этом не было ничего удивительного и многими воспринималось вполне естественным, поскольку системы управления контентом веб-сайта, известные под англоязычной аббревиатурой CMS (Content Management System) хоть уже и появились к тому времени на свет, но еще не были достаточно удобны.

Многие сайты создавались не на основе какой-то платформы, а представляли собой уникальный, но не всегда качественно написанный с нуля код на HTML, PHP и прочих языках программирования. Для того чтобы подключить их к какой-либо системе приема интернет-платежей, или говоря техническим языком, провести интеграцию с процессинговой системой, необходимо было знать  соответствующий язык программирования, на котором был написан сайт, и уметь читать техническую документацию. А еще обладать хотя бы базовыми знаниями в администрировании веб-серверов.

Короче говоря, в те времена владельцу интернет-магазина  нужно было быть не просто предпринимателем, но еще немного программистом и чуть-чуть системным администратором. Или прибегать к услугам соответствующих специалистов всякий раз, когда на его сайте требовалось сделать даже самые незначительные изменения.

Сегодня все изменилось.  И это хорошо. Теперь, чтобы технически подключить свой сайт к приему платежей через интернет необходимо:

1. Выбрать платежный сервис, с которым вы хотите работать;

2. Убедиться, что у платежного сервиса есть для вашей CMS интеграционный модуль  (любой сайт имеет в основе систему управления сайтом, например: OpenCart, WordPress, Drupal, Bitrix и т.д.);

2. Провести простую интеграцию своего сайта с системой выбранного платежного сервиса.

Что такое интеграционный платежный модуль для CMS?

Интеграционный платежный модуль – это файл расширения CMS (Content Management System) для сайта, добавляющий в нее новые возможности, касающиеся приема онлайн-платежей по банковским картам или в системе ЕРИП.

Почему с интеграционным модулем легче подключить сайт к платежному сервису?

Потому что владельцу интернет-магазина не требуется технических знаний, чтобы подготовить свой сайт к приему платежей. А любому разработчику не надо возиться. Достаточно всего лишь бесплатно скачать нужный файл, подходящий для CMS интернет-магазина с сайта поставщика платежных услуг, загрузить его в CMS через панель управления магазином, выполнить несложные настройки все в той же панели управления в соответствии с инструкциями, и вот интернет-магазин уже технически готов принимать к оплате банковские карты или платежи через ЕРИП.

Единственное, что требуется, это читать документацию и следовать инструкциям при установке.

Для того, чтобы начать фактически принимать платежи через интернет, необходимо выполнить ряд действий, касающихся заключения договора обслуживания с платежным сервсом, с ЕРИП и/или банком-партнером платежного сервиса, который будет проводить  интернет-платежи и выплачивать на расчетный счет продавца средства, поступающие от интернет-продаж; подготовки контента сайта в соответствии с требованиями законодательства, платежных систем VISA, MasterCard, БЕЛКАРТ, ЕРИП. Организацию всех этих процессов берут на себя менеджеры поставщика услуг. 

Сможет ли продавец принимать онлайн-платежи на своем сайте без интеграции с платежной системой?

На самом деле и, да и нет. Интернет-магазину обязательно необходима интеграция, потому что нужна корзина заказов на сайте. Если же товары или услуги у продавца покупают поштучно, например, за один раз можно купить только один товар в одной единице, или одну услугу, то можно использовать другую возможность автоматической продажи с сайта: создать ссылки на оплату в личном кабинете и «положить» их через админку сайта под кнопку «Купить».

Для каких CMS у bePaid есть платежные модули?

Сегодня библиотека bePaid обладает самым большим количеством в Беларуси бесплатных интеграционных платежных модулей для CMS (и для приема банковских карт и для ЕРИП):

А если я не нашел модуля для своей CMS?

Тогда программисты bePaid бесплатно разработают платежный модуль для нужной CMS. Каждый новый модуль библиотеки bePaid разрабатывается под запрос клиента, при этом, он максимально функциональный и удобный не только для текущего клиента, но и для всех тех, кто будет им пользоваться в будущем. Ведь даже платежный модуль для одной и той же CMS можно написать по-разному.

С уважением,

С уважением,
Команда bePaid

Подключим ваш бизнес к приему платежей по банковским картам через интернет и к системе ЕРИП. 

0
Оксана Михайловская – Директор по маркетингу в eComCharge LLC
КОРПБЛОГИ

Сегодня мы отмечаем два года работы на белорусском рынке. Два невероятно классных и упорных года труда команды bePaid!

Ребята, спасибо за ваш энтузиазм! За ваше уважительное отношение друг к другу. Спасибо, что каждое утро вы приходите на работу! Мы не смогли бы достигать целей без вас!

Рита, спасибо тебе за то, что вникаешь в ситуацию каждого клиента, за эту дотошность к мелочам, аккуратность и терпеливость. Спасибо за поддержку хороших отношений с партнерами. Мы тобой восхищены!

Настя, спасибо за ту энергию, которую ты вкладываешь в процесс общения с клиентом. За твою жизнерадостность и постоянную улыбку на лице! Это вдохновляет!

Павел, мы в восторге от твоих продуманных решений, твоим умением общаться с клиентами,  легко решать конфликтные ситуации! Спасибо, что ты с нами!

Наташа, вы ведете нашу бухгалтерию более 10 лет. Это говорит о многом! Огромное спасибо за ваш труд!

Паша, мы на тебя возлагаем большущие надежды и для тебя у нас куча всего разработать! Спасибо, что терпеливо помогаешь своим коллегам.

Сергей, спасибо тебе за трудолюбие, усидчивость и старательность! Мы рады, что ты в нашей команде!

Дима, мы ценим твою самостоятельность, твои вопросы по существу и быструю обучаемость! Нам очень повезло!

Гордимся своей командой!

Учредители bePaid,
Александр Шостак и Оксана Михайловская

12 лет создаем технологии для простого и безопасного приема интернет-платежей.
От простых разработчиков платежной системы до профессионалов рынка, чьи продукты и услуги продаются в странах Евросоюза и СНГ: begateway.com, ecomcharge.com
bePaid — официальный cервис-провайдер VISA, MasterCard, БЕЛКАРТ, официальный агрегатор ЕРИП. Система bePaid соответствует международному стандарту безопасности PCI DSS Level 1.

Страницы:
Перепечатка материалов dev.by возможна только с письменного разрешения редакции.
При цитировании обязательна прямая гиперссылка на соответствующие материалы. Пишите на editor@dev.by.