Минус 30% от зарплат топов, 70 офферов, 2000 кв.м. Что происходит в iTechArt

7 апреля руководство iTechArt отправило сотрудникам письмо, в котором объяснило, почему компания испытывает трудности и как планирует с ними справляться. Среди антикризисных мер — оптимизация зарплат и приостановка сотрудничества с некоторыми членами команды; конкретные цифры не озвучивались (кроме -30% от зарплат топ-менеджеров). Через инсайд-бот dev.by получил несколько сообщений о понижении зарплат сотрудников, чаще всего речь шла про -20%, называли и другие цифры. Кто-то уточнял, что с апреля, кто-то — что с мая. 

Истории про отзыв офферов, а также перевод на простой и сокращения в iTechArt нам рассказывали ещё в конце марта-начале апреля, однако тогда компания отказалась от общения с dev.by. Теперь же мы получили развёрнутый комментарий. Приводим его вместе с письмом сооснователя и мнениями сотрудников.

16 комментариев
Минус 30% от зарплат топов, 70 офферов, 2000 кв.м. Что происходит в iTechArt

7 апреля руководство iTechArt отправило сотрудникам письмо, в котором объяснило, почему компания испытывает трудности и как планирует с ними справляться. Среди антикризисных мер — оптимизация зарплат и приостановка сотрудничества с некоторыми членами команды; конкретные цифры не озвучивались (кроме -30% от зарплат топ-менеджеров). Через инсайд-бот dev.by получил несколько сообщений о понижении зарплат сотрудников, чаще всего речь шла про -20%, называли и другие цифры. Кто-то уточнял, что с апреля, кто-то — что с мая. 

Истории про отзыв офферов, а также перевод на простой и сокращения в iTechArt нам рассказывали ещё в конце марта-начале апреля, однако тогда компания отказалась от общения с dev.by. Теперь же мы получили развёрнутый комментарий. Приводим его вместе с письмом сооснователя и мнениями сотрудников.

Письмо сооснователя Сергея Коваленко

антикризисные меры в iTechArt: краткое содержание письма
  • В Минске отказались от 2 тысяч кв. м. офисных помещений, смогли договориться на 25%-е сокращение арендных платежей;
  • Отказались от расширения штата в апреле (должны были прийти 70 новых сотрудников);
  • Снизили компенсацию топ-менеджеров с апреля на 30%;
  • Оптимизируют зарплаты, приостанавливают сотрудничество с некоторыми членами  команды;
  • Ищут платёжеспособных клиентов. Маркетинговый отдел провёл анализ рынка и выявил индустрии, которые пострадали меньше всего — туда будут направлены все усилия (телемедицина, удалённое обучение, онлайн торговля).

— Понимая важность открытой коммуникации, я обращаюсь к вам с тем, чтобы поделиться видением текущей ситуации, её влиянием на экономику и нашу компанию. Я искренне верю, что это поможет лучше понять происходящее, верно оценить принимаемые руководством компании решения, понять, как мы планируем выйти из сложившейся ситуации. 

На сегодняшний день количество людей в мире, пострадавших от СOVID-19, превысило 1,3 млн, а скорость распространения — выше 10% в сутки. В подобной ситуации правительства многих стран приняли беспрецедентные меры по предотвращению распространения вируса.

Я хочу обрисовать ситуацию, как она разворачивается на глобальных рынках, что происходит у наших клиентов, как это влияет на нашу компанию, и какие меры мы будем предпринимать.

Рынок

Наша компания получает 80% всей выручки от клиентов из США, поэтому я хочу поделиться некоторыми фактами о том, что происходит именно в Америке:

  • Всерьез о COVID-19 в США заговорили в начале марта, а уже 6-го марта мы закрыли наш американский офис. Мы перевели более 30 человек на работу из дома, понимая, что не имеем права подвергать жизнь наших сотрудников опасности.
  • Впоследствии власти США ввели режим чрезвычайной ситуации на национальном уровне (CNN), выделив 50 млрд долларов на борьбу с вирусом. Америка — лидирующая мировая экономика с национальным валовым продуктом в размере 20 трлн. долларов — столкнулась с необходимостью сдерживать распространение вируса ценой остановки экономики.
  • COVID-19 спровоцировал колоссальное снижение рыночной стоимости практически всех компаний, рынок акций просел в среднем на 30%. Компании несут огромные убытки, бизнесы вынуждены перестраиваться, сокращая расходы и меняя бизнес-модели. Важно отметить, что рынок капитала заморозился, финансирование на всех уровнях приостановлено. К сожалению, очевидно, что далеко не все компании смогут выстоять и пройти данное испытание (DW).
  • За март 2020 порядка 1,5 млн человек в США потеряли работу. Общее количество людей, подавших на пособие по безработице, достигло 7 млн человек (Bureau of Labor Statistics), a ожидаемый уровень безработицы в США, по прогнозам ведущих аналитиков, может достигнуть порядка 30% (CNBC). Наихудший уровень безработицы в США был в 1933 и достигал тогда 24,9%.
  • Велика вероятность, что этот кризис ударит по быстрорастущим технологическим компаниям больше, чем кризис доткомов или рецессия 2008 года (The New York Times).

Клиенты

В сложившейся ситуации многие компании, включая наших клиентов, пересматривают свои ИТ-бюджеты, сокращая стоимость разработки, или вовсе ставят разработку на паузу.

Реагируя на ситуацию и принимая во внимание частичную или полную потерю выручки, наши клиенты сокращают текущие проекты, просят предоставить скидки и перейти на более долгие сроки оплат. Данные обращения носят массовый характер, и за последние 3 недели мы получили несколько десятков подобных запросов. К сожалению, данные действия невозможно спланировать и спрогнозировать. Понимая, что это только начало экономического кризиса, компании готовятся к худшему развитию сценария.

Вот несколько примеров:

  • Компания ClassPass, которую еще в начале года называли «The First New Unicorn Of The Decade», сокращает более половины своего персонала, потому что их выручка упала на 95% (CNBC).
  • Cox Automotive (Manheim). Крупнейшая в мире площадка по продаже б/у автомобилей ожидает значительного падения выручки за апрель и последующие месяцы.
  •  Компании IBM, JP Morgan, Deloitte и Accenture говорят о возможных увольнениях в ближайшие месяцы (Techrepublic).

И таких примеров очень много.

Риски. Принимаемые меры

Учитывая все это, мы вынуждены принимать соответствующие меры. Наиболее значимыми рисками для нашей компании являются падение выручки и возможные задержки оплат со стороны клиентов. В конечном итоге это может привести к невозможности исполнять финансовые обязательства компанией.

За 15 лет нам удалось сформировать одну из сильнейших команд на рынке. Ваш профессионализм позволил занять компании лидирующие позиции на рынке, сформировать прочную клиентскую базу и создать одну из самых динамично развивающихся компаний в мире.

2019 год был прорывным для нас. Мы второй раз подряд смогли войти в список Inc 5000, как быстрорастущая компания в США (PRWeb) и успешно дебютировали в Deloitte 2019 Technology Fast 500 (link).

Начало 2020 года также ознаменовалось несколькими крупными победами — наша компания вошла в «The 2020 Global Outsourcing 100 (IAOP)» и «Financial Time: The Americas’ Fastest Growing Companies 2020» рейтинги.

Почему это важно сейчас? iTechArt — это прежде всего команда профессионалов, поэтому решения на всех уровнях будут своевременными и взвешенными. Наши основные приоритеты — это сохранение бизнеса и максимально возможного количества рабочих мест. Менеджмент компании считает своим долгом сохранить уважение клиентов и доверие наших коллег. Поэтому в каждом конкретном случае мы гарантируем индивидуальный подход и глубокое погружение в ситуацию с тем, чтобы принять оптимальное решение.

В текущей ситуации нам приходится рассчитывать только на себя и на поддержку коллектива. Последние 2 недели мы занимались разработкой комплекса мер, которые позволят компании гибко реагировать на меняющуюся ситуацию и новые вызовы.

В финансовом плане мы приняли ряд шагов, направленных на сокращение расходов и перевод наших поставщиков на более длинные сроки оплат.

  • В Минске мы отказались от 2 тысяч квадратных метров офисных помещений и смогли договориться на 25%-е сокращение арендных платежей.
  • Компания встретила этот мировой кризис в момент подписания нескольких крупных контрактов, и все они были поставлены на паузу по запросам клиентов. При этом только в апреле мы ожидали выход 70 новых сотрудников. В последний момент и к огромному сожалению мы должны были отказаться от расширения штата. Это одно из самых непростых решений за последние годы, которое нам пришлось принять.
  • Мы прекрасно понимаем, что принятых мер будет недостаточно, и нам придется оптимизировать заработные платы и приостановить сотрудничество с некоторыми членами нашей команды.
  • Мы начали с себя и снизили компенсацию топ менеджеров с апреля на 30%. Считаем разумным проводить данные действия, начиная с руководителей разных уровней. Дальнейшие мероприятия будут проведены в департаментах в индивидуальном порядке.

Следующие шаги

Мы адаптируемся под ситуацию и активно перераспределяем ресурсы, наращивая силы в маркетинге и продажах.

Маркетинговый отдел провел анализ рынка и выявил те индустрии, которые пострадали меньше всего — туда будут направлены наши усилия. Например, компании из таких индустрий, как телемедицина, удаленное обучение, онлайн торговля получили неконкурентное преимущество и увеличивают бюджеты на разработку. У нас есть такие клиенты, и мы накопили достаточно экспертизы в этих отраслях, чтобы сейчас перенаправить туда свои ресурсы.

Большое количество традиционных (в основном оффлайновых) компаний вынуждены будет закрыться. Произойдет глобальная перестройка экономики, но также это даст бум развитию «digital first» и «online only» бизнесов. Да, будет хуже, прежде чем станет лучше, но это создаст новый всплеск спроса на ИТ специалистов. Средний бизнес пострадает сильнее, чем более крупные компании, но и выйдет из кризиса быстрее,  а именно среднего размера компании были и есть наш фокус.

Успех компании зависит от слаженной работы нас всех. Важно сохранить веру в себя и в команду. Выживут сильнейшие. Мы рассчитываем на понимание и поддержку с вашей стороны. Данный кризис можно пройти толькосообща.


Что говорят сотрудники: «Это пока превентивная мера, может быть компенсирована»

— С конца марта начались увольнения и отпуска в девелоперских департаментах, а урезать зарплаты начали с начала апреля, — рассказывает сотрудник компании. — В моём департаменте сократили зарплату всем, и скорее всего такое во всех отделах, от специализации это, по моим наблюдениям, не зависит. При этом поступили максимально корректно: менеджеры поговорили лично с нами, ответили на вопросы. Говорили больше о том, что это пока превентивная мера и будет компенсирована, если всё пойдет по оптимистичному сценарию. 

Проект, на котором задействован наш собеседник, продолжает работать в том же темпе. «Да, вроде бы тем, кто работает с американскими, а не с европейскими заказчиками, немного проще. А iTechArt в большей степени работал с американскими континентами. Но, судя по слухам и разговорам с менеджерами, всё равно много кто отказывается от разработчиков или просрочивает платежи», — пояснил он.

Другой сотрудник, которого недавно сократили, сказал, что «от этого никто не застрахован, и понять компанию тоже можно». 

Попросила компенсацию за сокращение — отправили на бенч. iTechArt не комментирует
Попросила компенсацию за сокращение — отправили на бенч. iTechArt не комментирует
По теме
Попросила компенсацию за сокращение — отправили на бенч. iTechArt не комментирует

Комментарий iTechArt: «Централизованных указаний с цифрой — не было»

Пресс-служба компании подготовила письменный комментарий для dev.by.

dev.by получил несколько сообщений о зарплатах в компании: большинство — о минус 20% «для всех независимо от уровня». Как на самом деле: на сколько урезали зарплаты и для каких специалистов, по какому принципу?

Нет, не всем сотрудникам урезали заработок на 20%. Например, зарплаты топ-менеджмента были сокращены на 30%.

Организационная структура компании представлена самостоятельными бизнес-юнитами со своими показателями. Исходя из конкретных условий, руководители юнитов сами принимают решения по поводу снижения зарплаты, найма и увольнения сотрудников. Централизованных указаний с цифрой процента сокращения зарплат от компании не было. Мы стараемся не давать поводов для домыслов, но, к сожалению, в кризисное время это не всегда удается.

Бизнес-юниты зависят от клиентов компании, их бюджетов и антикризисных планов. Глобальный локдаун вызвал масштабный экономический спад, который затронул практически все сферы бизнеса в США и Западной Европе. Поэтому стартапы и быстрорастущие компании в лучшем случае оптимизируют свои внутренние затраты: фризятся, увольняют сотрудников или отправляют в неоплачиваемый отпуск. В худшем — закрывают бизнес без особых надежд на рестарт в перспективе ближайшего  года.

Кризис по принципу домино ударил по самым разным направлениям, и все же неправильно утверждать, что все пострадали одинаково. А значит, нельзя говорить, что все бизнес-юниты находятся в одинаковых условиях. Например, команды, которые заняты в сфере телемедицины, не страдают от нехватки рабочей загрузки. И совсем другая история с ребятами, которые занимались приложениями для фитнеса или ресторанного бизнеса. Руководители юнитов стараются перераспределить ресурсы, в том числе денежные, таким образом, чтобы как можно меньше людей оказались в поиске работы.

В письме говорится, что придётся приостановить сотрудничество с некоторыми членами команды. Со сколькими сотрудниками уже приостановили, со сколькими — планируете?

Как и в случае с урезанием зарплат, у нас нет общего плана по количеству сотрудников, с которыми необходимо расстаться. Первичная жесткая реакция компании на кризис позволила подготовиться к ухудшению обстановки и сохранить в трудных для бизнеса обстоятельствах максимально возможное количество рабочих мест.

Компания ориентирована на рынки США и Западной Европы, поэтому кризис, который уже сравнивают с Великой депрессией 30-х годов, бьет по нам не в меньшей степени, чем по заказчикам. Для понимания, уровень безработицы в США с марта по апрель 2020 года  вырос с 4,4% до 13,5%, более 22 миллионов человек подали заявление на пособие.

Однако в Беларуси ситуация с COVID-19 сложилась несколько иначе. В целом, в обществе менее острое по сравнению с другими странами восприятие проблемы. Мы живем в другой реальности, где события, связанные с коронавирусом, происходят с задержкой в несколько недель. Для примера, в Беларуси 13-го марта было 27 случаев заражения, а в США уже закрыли на 30 дней воздушное и морское сообщение с Европой. Наш офис в Нью-Йорке и значительная часть клиентов оказались в центре эпидемии еще пять недель тому назад.

Поэтому у нас разное информационное поле, и люди в Беларуси, которые видят, что все не так уж плохо, не понимают сложностей, с которыми сталкивается компания. 

Как реагируют сотрудники?

Большинство сотрудников нас поддерживает и относится с пониманием. Очень много писем пришло в ответ на обращение Сергея Коваленко, CEO iTechArt. Мы знаем, насколько важно в кризисной ситуации, делиться объективной и экспертной информацией с командой. Руководство провело несколько Zoom-митингов с менеджерами групп, чтобы они рассказали сотрудникам о переменах, которые происходят на рынке. Кризис не закончится быстро. Компания разработала план и алгоритмы реагирования на разные сценарии развития событий и готова к работе в более сложных условиях.

Хороший оффер лишним не бывает. Заполните анкету, чтобы получать предложения.

EPAM просит часть сотрудников как можно скорей взять оплачиваемый отпуск
EPAM просит часть сотрудников как можно скорей взять оплачиваемый отпуск
По теме
EPAM просит часть сотрудников как можно скорей взять оплачиваемый отпуск
Oxagile сохраняет зарплаты и помогает уволенным искать работу: откровенное письмо СЕО
Oxagile сохраняет зарплаты и помогает уволенным искать работу: откровенное письмо СЕО
По теме
Oxagile сохраняет зарплаты и помогает уволенным искать работу: откровенное письмо СЕО

Хотите сообщить важную новость?

Пишите в наш Телеграм

Горячие события

Конкурс EY Entrepreneur Of The Year 2020
31 мая

Конкурс EY Entrepreneur Of The Year 2020

EMERGE 2020
1 июня — 3 июня

EMERGE 2020

Вебинар «Советы от рекрутеров: как найти квалифицированную работу в Европе»
4 июня

Вебинар «Советы от рекрутеров: как найти квалифицированную работу в Европе»

Читайте также

«В такие периоды работы больше». СЕО VRP Consulting о том, как пережить кризис
«В такие периоды работы больше». СЕО VRP Consulting о том, как пережить кризис

«В такие периоды работы больше». СЕО VRP Consulting о том, как пережить кризис

Основатель VRP Consulting Роман Медведев делится с dev.by опытом работы в условиях кризиса, советует не держаться за прошлое и рассказывает, что делать, чтобы сохранить бизнес.
2 комментария
«Подберите разраба». Айтишники о собеседованиях в разгар пандемии 
«Подберите разраба». Айтишники о собеседованиях в разгар пандемии 

«Подберите разраба». Айтишники о собеседованиях в разгар пандемии 

ИТ-компании замораживают, режут и сокращают, чтобы пережить трудные времена. Экс-сотрудникам приходится стучаться во все двери и соглашаться на все условия, чтобы не остаться за бортом? dev.by спросил у тех, кто сейчас в поиске работы, что происходит на рынке.    
11 комментариев
«Решили разбить кубышку». Разработчики Targetprocess спасают свой бар
«Решили разбить кубышку». Разработчики Targetprocess спасают свой бар

«Решили разбить кубышку». Разработчики Targetprocess спасают свой бар

dev.by продолжает коронакризисные беседы с айтишниками, которые вложились в непрофильный бизнес. Разработчики Targetprocess Сергей Мостовой, Андрей Хмылов и Дмитрий Тычко сообразили на троих и в начале 2019 года открыли Post Bar, который днём работает как кофейня, а вечером как винный бар. «Простой и душевный, в европейском духе». Год назад основатели признавались, что у них нет ни опыта ведения бизнеса, ни бизнес-плана. А что сейчас? 
21 комментарий
Выплывут не все. Главные факты про то, как коронавирус изменил рынок труда
Выплывут не все. Главные факты про то, как коронавирус изменил рынок труда

Выплывут не все. Главные факты про то, как коронавирус изменил рынок труда

dev.by прочитал десятки статей и отчетов про то, как пандемия и кризис меняют и будут менять рынок труда — во всех отраслях и в ИТ в частности.
19 комментариев

Обсуждение

25

Как ни крути, крайними всегда окажутся гребцы...

22

При этом только в апреле мы ожидали выход 70 новых сотрудников

.. и 70 человек этого также ожидали

0

Аргументировано и по существу, исправились.
Ждем вестей от Епама, где Ларри Соломон бил себя в грудь, что подходит к ситуации лучше конкурентов, а через пару дней агитировал сотрудников срочно пойти в отпуск

9

Поэтому у нас разное информационное поле, и люди в Беларуси, которые видят, что все не так уж плохо, не понимают сложностей, с которыми сталкивается компания.

Проблемы капитана не должны касаться гребца.
P.S. Вообще не понимаю, вроде как и компании крупные, но что за заказчики у вас такие и проекты, разработка которых в миг может прекратиться ,а на судне, как оказывается, баланды нет даже на месяц.

8

Да ладно, вы как будто живете в отдельном мире. То что происходит на той стороне планеты сильно влияет на эту.
Проблемы капитана говорите? Ну как бы все живем в одном пространстве и сталкиваемся с агрессивной внешней средой, и вот просто так закрыть глазки и сказать я в домике, я всего лишь гребец - не мои проблемы? Может не стоит себя вести столь наивно?
Ну если все же настаиваете на своем - не вижу проблемы вам открыть собственную компанию.

9

Проблемы капитана не должны касаться гребца? Да ладно? Что это за мантра из мира единорогов? Гребец он на то и гребец, чтобы отдать свою судьбу воле волн и мастерству капитана.

11

Правильно, юнга! Ты сдал экзамен! Теперь ты можешь выйти из лабы в мир настоящих проектов и отдаться... а нет! ...и пойти в отпуск за свой счет.

4

Просто на галерах больно много юных и глупых ещё гребцов. Гребцы за 30, а лучше за 40 лет многое уже повидали и хотя бы на полгода имеют сбережения.

0

я всегда немного завидовал морякам:

"когда гибнет корабль - гибнут все. и адмирал и матрос, который в трюме где то, поддерживает давление в котлах и знает только одно: что никто не отдаст приказ опустить флаг и что его адмирал самый лучший. всё, ему больше ничего не надо. и они гибнут вместе. а если гибнут вместе, это значит, гибнут не отдельные люди. а гибнет корабль. и корабль не опускает флаг. и для мужчины важно иметь возможность так умереть..."

4

Поживём, посмотрим. США, это не СНГ, там сильная поддержка государства идёт. Вопрос в сроках конечно, пока локдаун хорошего ждать не стоит.

8

Много красивого блабла (собственно как и весь пиар айтеха - единственное, на что деньги они не жалеют).
Даже первоклассники уже умеют гуглить количество случаев коронавируса и факты о великой депрессии. Лучше бы товарищ Коваленко рассказал нам сколько человек (в штуках) уже сидит в отпусках за свой счёт "по собственному", а сколько людей после их "первичной жесткой реакции компании" остались без работы. И об их жёстких методах поподробнее.

Рыба давно гниёт, все мы знаем, откуда она начинает портиться.

17

Воды в заявлении iTechArt столько же, сколько в моей дипломе (экономиста).
Одно время рассматривал контору как возможное место работы, даже хотел туда, ходил на собесы...

Больше ни ногой.

9

Что сказать то хотел?

0

Так а сократили-то сколько?

-1

Что-то много воды уровня у всех проблемы - у нас тоже будут. Любопытно скорее, что планируете? Как решать ситуацию? А то так видны только сокращения. Кстати, сотрудникам урезали зарплату на 20%, а топ-менеджерам снизили компенсацию на 30%. Вот тут вопрос что под этой "компенсацией" понимают? Это ведь явно не то же самое, что топ-менеджерам урезали зп на 30%. Ещё интересное замечание, что фитнесс и рестораны пострадали с их апликами. Рестораны - согласен, но фитнесс? Фитнесс сейчас на высоте, народ активно скупает подписки, чтобы дома не зажиреть. Это как-бы не инфа с потолка, а данные с работы.

-1

Фитнес может быть сетью залов, а может - приложением для занятий online. В данном примере - первый вариант.

Спасибо! 

Получать рассылки dev.by про белорусское ИТ

Что-то пошло не так. Попробуйте позже